Звучащие в Кишиневе и Бухаресте румыноунионистские призывы вредят ходу урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил 16 апреля на пресс-конференции в Тирасполе спецпредставитель президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин.
"В Кишиневе я прямо сказал, что если речь пойдет об унии с Румынией, если эти призывы постоянно будут звучать с разных высоких трибун, то можно любить приднестровцев, можно не любить, но их придется понять, - заявил Рогозин. - Они не пойдут ни на какой диалог, в случае если речь идет не о Молдавии, а о неком другом государстве".
По его словам, "два берега должны говорить", но для этого "партнер в лице Молдавии должен быть суверенен - без внешнего воздействия". "Кроме того, мы бы хотели, чтобы в данном вопросе наши партнеры исходили из общей ситуации в контексте всего региона. Здесь крайне важна ответственность всех участников процесса. И наших румынских коллег. Вся эта демагогия вокруг пакта Молотова-Риббентропа, вокруг открытой границы, вокруг единого румынского народа не будет способствовать никакому диалогу. Решение конфликта будет зависеть от современных геополитических реалий", - подчеркнул Рогозин.
Справка ИА REGNUM: Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.
Последствием "пакта Молотова-Риббентропа", объявленного недействительным принятой кишиневским парламентом 27 августа 1991 года "декларацией о независимости Республики Молдова", для Бессарабии является ее освобождение в 1940 году от румынской оккупации и присоединение к Приднестровью, никогда ранее частью Молдавии не являвшемуся. Таким образом "преодоление последствий" пакта Молотова-Риббентропа, заложенное в кишиневской "декларации о независимости", и к которому последовательно призывают румыноунионисты, означает де-юре аннулирование пребывания Приднестровья в составе Республики Молдова.