За что Великобритания «гадит» Грузии?

В разворачивающемся конфликте Запада с Грузией кроме США и Европейского союза засветилась Великобритания. Поводом для нынешних беспорядков в Грузии стала заморозка «Грузинской мечтой» переговоров о вступлении в ЕС до 2028 г. Туманный Альбион встал на сторону радикальных грузинских евроатлантистов, не признавших выборы и требующих беспрекословного выполнения требований Запада ради вступления в ЕС и НАТО.

16 декабря новый министр иностранных дел Грузии Мака Бочоришвили провела телефонный разговор с британским министром по делам Европы, Северной Америки и заморских территорий Стивеном Даути. Подробности этих переговоров отличались у сторон. Если грузинский МИД постарался передать их в более дипломатичной форме, указав на действия Лондона по сокращению сотрудничества с Тбилиси, то британская сторона не стеснялась. Министр Даути на странице в социальной сети написал:

«Сегодня в беседе с представителем „Грузинской мечты“ Макой Бочоришвили я ещё раз подчеркнул, что насилие полиции и незаконные и произвольные задержания неприемлемы. Великобритания рассматривает все возможности привлечения виновных к ответственности».

То есть Великобритания не признала результаты парламентских выборов. Более того, 19 декабря британское правительство в координации с США ввело санкции против министра внутренних дел Грузии Вахтанга Гомелаури, его зама Александра Дарахвелидзе, главы департамента полиции Тбилиси Сулхана Тамазашвили и его зама Милери Лагазаури. Стоит обратить внимание на формулировку, использовавшуюся британским правительством при объявлении этих санкций:

«Власти Грузии начали систематическое подавление демонстраций, гражданского общества, СМИ и оппозиционных деятелей после общественного несогласия с решением „Грузинской мечты“ приостановить движение страны к европейскому будущему. Это решение подрывает основной компонент конституции Грузии и широко рассматривается как последний шаг „Грузинской мечты“, который делает Грузию более уязвимой для Кремля».

Заметим, что британское правительство не критикует «Грузинскую мечту» за реальное сближение с Китаем, а указывает на Россию, с которой у Грузии нет даже дипломатических отношений. При этом персональные санкции против грузинских силовиков это далеко не первые санкции, введённые Великобританией против Грузии. 15 октября британский посол Гарет Уорд сообщил о заморозке «Уордропского диалога», отмене переговоров между штаб-квартирами оборонных ведомств и приостановке действия новой программы кибербезопасности. А 9 декабря Лондон объявил о приостановке программ поддержки правительства Грузии, ограничении оборонного сотрудничества и ограничении взаимодействия с представителями правительства «Грузинской мечты».

Тбилиси эти действия не оставил без реакции. 20 декабря в МИД Грузии в связи с санкциями против грузинских силовиков был вызван британский посол Уорд. В ходе общения с ним глава МИД Бочоришвили подчеркнула, что подобные действия наносят ущерб многолетней дружбе между двумя странами.

За что же на самом деле Великобритания «гадит» Грузии, которая продолжает сотрудничество с двумя протеже Лондона — Азербайджаном и Турцией? Для этого нужно вспомнить о том, что в августе 2008 г. Великобритания заняла враждебную позицию в отношении России. 13 августа 2008 г. тогдашний министр иностранных дел Дэвид Милибэнд обвинил Россию в «вопиющей агрессии» и заявил:

«Вид российских танков, въезжающих на территорию суверенного государства на его соседних границах, заставил многих людей похолодеть, и это справедливо, потому что это возврат к политике не только времен холодной войны, но и к политике 19-го века.. Это просто не тот способ, которым можно управлять международными отношениями в 21-м веке».

Естественно, что Милибэнд не говорил о том, что президент Грузии Михаил Саакашвили совершил преступления и нарушил Сочинское соглашение 1992 г., отдав приказ о нападении на Южную Осетию и российских миротворцев. Зато 13 августа 2008 г. Милибэнд заявил, что Россия должна столкнуться с последствиями «вопиющей агрессии» против Грузии. И это при том, что даже экс-премьер Тенгиз Сигуа в 2011 г. считал началом войны нападение грузинской армии на Цхинвал и убийства российских миротворцев (см. Абхазская катастрофа ничему не научила грузинских радикалов-украинобесов). Естественно, что Великобритания негативно восприняла признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии 26 августа 2008 г., Милибэнд в тот же день даже объявил во всеуслышание:

«Сегодня я провожу переговоры с международными партнёрами и завтра побываю на Украине, чтобы обеспечить максимально широкую коалицию против российской агрессии в Грузии».
Тогда до санкций и полномасштабной конфронтации дело не дошло. Тем не менее война в августе 2008 г. стала прелюдией к украинскому кризису, вызванному Евромайданом, и нынешнему противостоянию. Великобритания сыграла в этих событиях не последнюю роль. Достаточно вспомнить признание экс-премьера Бориса Джонсона, согласно которому Великобритания до 2022 г. готовила Украину к столкновению с Россией (см. Германия слабеет: Великобритания потянулась к ЕС), то есть поддерживала невыполнение Киевом Минских соглашений. И именно Джонсон весной 2022 г. сорвал переговоры в Стамбуле.

А буквально за несколько месяцев до начала СВО, осенью 2021 г. в Грузию тайно вернулся экс-президент Саакашвили. Скорее всего, он вернулся на родину для того, чтобы свергнуть «Грузинскую мечту» и вернуться к власти, чтобы помочь ВСУ устроить блицкриг против Донецкой и Луганской народных республик по хорватскому сценарию, устроив нападение на Южную Осетию и/или Абхазию. Но Саакашвили оказался за решёткой, и к моменту начала СВО в Тбилиси у власти находились вменяемые политики, не собиравшиеся открывать второй фронт. И несмотря на внешнее давление, при «Грузинской мечте» Грузия не вводила санкции и не открывала второй фронт.

Всё это не могло не вызвать раздражение у Великобритании, которая занимает иногда более агрессивную позицию по отношению к России, чем США и ЕС. Британским стратегам очень бы хотелось оттянуть часть российских сил на другие направления. В Карабахе это не удалось сделать, да и в Сирии не получилось. Остаётся только Грузия, где общество за минувшие 16 лет не смирилось с независимым статусом Абхазии и Южной Осетии. Неурегулированность отношений с Сухумом и Цхинвалом создаёт почву для провоцирования возобновления боевых действий. А воинственные лозунги о возвращении в Сухум и Цхинвал распространены как раз среди радикальных грузинских евроатлантистов — противников нынешней власти и закона об иноагентах. Но вопреки хотелкам Великобритании грузинский избиратель на прошедших выборах проголосовал против втягивания Грузии в войну. Да и «Грузинская мечта» собирается «восстановить территориальную целостность» мирным путём, дождавшись краха Абхазии (см. Грузия ждёт «возвращения» Абхазии и не завидует Украине).

Всё это противоречит планам Лондона, которому нужно в сжатые сроки нанести поражение России. Для стратегов с Темзы для этого подойдут любые методы, в том числе провоцирование новой войны Грузии с Россией. А поскольку Грузия не собирается быть расходным материалом, то Великобритания «гадит» посредством санкций.

Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2024/12/24/za-chto-velikobritaniya-gadit-gruzii

Страны: 
Эксперты: