Действия белорусской оппозиции в последние месяцы свидетельствуют о том, что противники Александра Лукашенко приняли решение активизировать свои усилия по дестабилизации обстановки в республике.
Беглые оппозиционеры не только призывают белорусов вступать в ряды «подполья», создавать «партизанские отряды», присоединяться к военным подразделениям за пределами страны, в том числе и на Украине, но и всячески способствуют формированию в белорусском обществе атмосферы страха. И если в прошлом главной темой повестки дня была внутренняя ситуация в Белоруссии и действия властей, которые на Западе называют «политическими репрессиями», то сегодня акцент стал смещаться на обстановку вкруг республики, в первую очередь связанную с украинским кризисом.
Сегодня ситуация вокруг Белоруссии, действительно, крайне непростая. В Минске неоднократно заявляли, что западные страны, а в последнее время и Украина вынашивают агрессивные планы в отношении республики, вплоть до военной интервенции. Особую тревожность у белорусских властей вызывает наращивание военного потенциала НАТО в Восточной Европе, что уже стало одной из причин развертывания с октября прошлого года в Белоруссии совместной с Россией региональной группировки войск. Как отметил в начале февраля командующий белорусскими ВВС и войсками ПВО Андрей Лукьянович, сегодня у границ республики уже создана авиационная и военно-морская группировка, в которой есть «около 400 крылатых ракет морского и авиационного базирования», а в Польше на завершающей фазе находится строительство американской противоракетной обороны, где «могут использовать крылатые ракеты (например, Tomahawk с дальностью полета 1,6 тыс. км), которые накрывают не только территорию Белоруссии, но и европейскую часть России».
Более того, за последнее время белорусские военные стали фиксировать увеличение интенсивности полетов военной, боевой и разведывательной авиации НАТО. По словам заместителя командующего ВВС и войсками ПВО Вооруженных сил Белоруссии Анатолия Булавко, «если раньше шла речь о 30, 50, до 70 полетов в месяц, то сейчас, на прошлой неделе, конкретная цифра — более 140 полетов за неделю», из которых «практически третья часть — это разведывательная авиация». В Минске считают, что это говорит о том, что «летчики на сопределе осваивают воздушное пространство, а разведчики на сопределе наблюдают за нашей реакцией, как мы на это будем реагировать».
«2 февраля вдоль наших границ было выполнено 48 полетов, из них 41 полет выполнила боевая авиация. Остальные полеты выполнили самолеты-разведчики. По такой интенсивности мы понимаем, что они изучают обстановку в нашем воздушном пространстве», — заявил Лукьянович.
Вместе с тем в белорусской столице сегодня считают, что «с военной точки зрения, безусловно, самая опасная для нас ситуация — на южном направлении». По информации военных, украинская группировка «Север» уже насчитывает 98 тыс. военнослужащих, из которых около 17 тыс. находятся на границе с Белоруссией. Это в разы превышает число польских, литовских и латвийских военных, которые расположились в приграничных с республикой регионах. И какие бы в Киеве не вели разговоры относительно того, что все, что сегодня происходит на северном направлении, связано со стремлением обезопасить себя от возможного повторного наступления с территории Белоруссии, в Минске в это не верят. Более того, по данным Государственного пограничного комитета Белоруссии, опасность со стороны Украины сегодня самая реальная, так как это «воюющая страна», «плотность подразделений Вооруженных сил Украины, теробороны и всех остальных наиболее существенна», а на границе наблюдаются «серьезные провокационные действия».
Белорусские силовики отмечают, что в приграничных районах постоянно присутствуют «какие-то люди, которые консультируют, работают, может даже и в интересах разведки». Сообщается, что «к границе подходят люди без опознавательных знаков, которых нельзя идентифицировать как пограничников, и именно они проводят недружелюбные действия», в том числе «поднимают оружие в сторону белорусских пограничных нарядов, намеренно их провоцируя». К счастью, в Белоруссии прекрасно понимают, для чего украинской стороне необходима эскалация напряженности на границе, а потому не отвечают на провокации, продолжая укреплять южные рубежи и готовиться к отражению возможного нападения.
На фоне сложившейся сегодня непростой ситуации вокруг Белоруссии последние действия и заявления белорусской оппозиции стали приобретать новый смысл. Особый резонанс вызвало обращение 6 февраля экс-кандидата в президенты Светланы Тихановской к белорусам, где она призвала всех разработать план действий на случай начала военных действий на территории республики.
В самом обращении не было никаких двойных смыслов и неопределенности, и выглядело оно как некое предупреждение о грядущей катастрофе, о которой беглая оппозиционерка хочет проинформировать белорусов. Так, Тихановская призвала не паниковать и принимать решения спокойно, чтобы заранее «обезопасить себя» и своих родных. По ее словам, уже сегодня необходимо «обсудить с детьми правила поведения в стрессовых ситуациях и основы безопасности», а также разузнать, «есть ли в вашей местности помещения, в которых можно спрятаться в случае ударов с воздуха», которые необходимо «очистить от лишних предметов, оставить там мебель и небольшой запас консервов».
«При необходимости проверьте домашнюю аптечку — пополните ее необходимыми запасами: бинтами, бандажами, средствами индивидуальной защиты, антисептиками, антибиотиками, успокоительными и таблетками для обеззараживания воды, а также необходимыми лекарствами», — написала она у себя на странице в телеграм-канале, отметив, что «никогда не будет лишним подготовиться и составить план действий на случай чрезвычайной ситуации».
Тихановская также подчеркнула, что «сейчас как никогда важно сохранить себя и не позволить себе остаться в отчаянии», однако «никогда не будет лишним подготовиться и составить план действий на случай чрезвычайной ситуации». Примечательно то, что причину своей обеспокоенности будущим белорусов оппозиционерка прямо не указала, лишь отметив, что происходящее все в последнее время — «протесты, репрессии, избиения, кризис, война» — «не могло присниться нам даже в страшном сне и все же это случилось». По ее словам, «мы увидели, что искать логику и просчитывать следующие шаги тиранов — бессмысленно», так как «они не руководствуются логикой», а потому все это «научило нас действовать в самых сложных ситуациях… готовиться к худшему».
Призыв к белорусам «готовиться к худшему» сразу же вызвал множество вопросов даже в окружении Тихановской, а попытки ее пресс-службы скорректировать «воззвание» только ухудшили ситуацию. Было заявлено, что обращение к белорусам появилось не потому, что у команды экс-кандидата в президенты есть информация о вторжении Белоруссии на Украину, а потому, что «эта вероятность не упала до нуля за год и не упадет, пока в стране не сменится власть». Одновременно было указано, что возможность того, что «режим Александра Лукашенко втянет Белоруссию в войну еще больше, чем делает это сейчас, абсолютно не нулевая».
Более того, выступивший после Тихановской ее советник Франак Вячорко и вовсе призвал белорусов быть готовыми «к тяжелым временам». По его словам, «подготовленными надо быть всегда», так как «военные действия не прекратились, российские войска находятся в Белоруссии, новые атаки со стороны Белоруссии не исключены, поэтому не исключены и ответные удары». Одновременно он попытался сделать из белорусской оппозиции главного защитника интересов простых граждан, обвинив в бездействии власти страны, которые якобы «не информируют о бомбоубежищах, не дают инструкции, что делать в случае атак с воздуха». На самом деле это совершенно не так, и в Белоруссии уже не первый месяц идут самые различные мероприятия, связанные с подготовкой страны к непредвиденным обстоятельствам.
Однако это совершенно не интересует белорусскую оппозицию, цели которой в нынешней информационной кампании далеки от реальной заботы о простых гражданах. Это косвенно подтвердил и сам Вячорко, который призвал белорусов проявить активность и включиться в работу «по борьбе с режимом», в том числе «делиться с демократическими силами информацией, которая может помочь в работе политиков, гражданского общества». При этом он заметил, что собирать информацию, а по сути, шпионить в пользу иностранных государств, нужно не только по теме «ситуации внутри режима», но и «ситуации внутри армии, и ситуации, связанной с войной». Этими словами Вячорко можно было бы полностью объяснить нынешние выступления белорусской оппозиции, которая не только пытается запугать население Белоруссии с целью подтолкнуть его к противоправным действиям, но и представить себя «настоящими защитниками» белорусов, для которых уже даже разрабатываются «гуманитарные коридоры» на случай развертывания военных действий на территории республики. Однако есть еще один немаловажный момент, почему воззвание Тихановской и последующие заявления ее окружения появились именно сейчас.
Дело в том, что белорусские власти в последние месяцы развернули активную работу по возвращению в страну тех, кто участвовал в протестах 2020 года, а после решил бежать из страны, опасаясь преследования. Александр Лукашенко на протяжении продолжительного времени заявлял о том, что готов простить попавшихся на удочку оппозиции граждан, если они не совершили серьезных преступлений. Еще в январе прошлого года президент Белоруссии, выступая перед Национальным собранием и представителями общественности, обратился к уехавшим, посоветовав им покатятся, «стать на колени», заплатить штрафные санкции за нанесенный ущерб, отсидеть «в местах не столь отдаленных» и снова вернуться к обычной жизни. Уже тогда Лукашенко анонсировал создание общественной комиссии, которая должна была заняться вопросами беглых, решивших возвратиться на родину.
В сентябре риторика Лукашенко была уже менее радикальной, и он сообщил, что в страну могут вернуться уехавшие по политическим причинам граждане, но властям необходимо отсеивать «нормальных» людей, чтобы в Белоруссию не попали «мерзавцы и шпионы». В январе нынешнего года Лукашенко и вовсе отмечал, что «нам не надо создавать дополнительные какие-то точки напряжения в нашем обществе» и «нужно не закрываться от тех, кто оступился, осознал это, а сделать шаг навстречу». Результатом этого стало появление комиссии для работы с желающими вернуться в Белоруссию, куда вошли не только представители силовых ведомств, но и политики, журналисты, общественные деятели и пр. По словам Лукашенко, теперь власти никого насильно возвращать в страну и лишать свободы не собираются, но если какой-то гражданин действительно заслужил наказания, то он его получит.
«Но силой сюда тащить, чтобы посадить, как они говорят, или вообще чтобы поговорить с кем-то, мы не собираемся. Это наша добрая воля, мы ее продемонстрировали. Пожалуйста, обращайтесь, будем рассматривать ваши заявления. Не хотите — сидите там. Хотите — воюйте, хотите — метите улицу. Не все ж могут воевать даже, не всех же возьмут на фронт. Метите улицу, мойте посуду. Кто более подготовлен — будут патроны подавать в Польше или Литве. Это их выбор. Мы никого не заставляем и не настаиваем в этом плане», — заявил белорусский лидер.
В итоге в созданную комиссию теперь вправе обратиться все желающие вернуться на родину граждане Белоруссии, которые «совершили в период с 1 января 2020 года до вступления в силу данного указа административные правонарушения или преступления протестной направленности» и «опасаются возвращения в страну в связи со своей возможной причастностью к совершению таких правонарушений, преступлений». Они «должны раскаяться в содеянном и проинформировать комиссию о готовности после возвращения принести публичные извинения, возместить причиненный вред, соблюдать Конституцию и законодательство Белоруссии, уважать государственные символы и национальные традиции, осознанно и активно исполнять свой гражданский долг». После этого комиссия рассмотрит такое обращение, в том числе и возможность прекращения административного или уголовного дела, и примет решение большинством голосов. Если гражданину разрешат вернуться, то сможет он это сделать только в течение последующих трех месяцев, после чего постановление комиссии утрачивает силу.
Подобные действия белорусских властей не могли не встревожить белорусских оппозиционных лидеров, так как в случае массового возвращения граждан Белоруссии на родину социальная база Тихановской и ее окружения за границей резко сократится. Это, в свою очередь, может привести к серьезным проблемам в организации работы оппозиции за рубежом, в том числе и для картинки, необходимой для отчетности перед западными кураторами, которые выделяют финансирование. Кроме того, ни о каких массовых военных формированиях из белорусов в Польше, Литве и других странах ЕС речи уже вестись не будет, что также сильно ударит по планам противников Лукашенко. Поэтому сегодня Тихановская и ее штаб вынуждены самими различными способами удерживать белорусов от возвращения, начиная от запугивания политическими репрессиями на родине и заканчивая заявлениями о грядущих военных действиях на территории Белоруссии.
В конечном счете все нынешние действия белорусской оппозиции в той или иной степени призваны остановить падение ее рейтинга и повысить к себе интерес со стороны стран Запада. Однако стремление запугать белорусов, в том числе и тех, кто называет себя сторонниками Тихановской, вряд ли возымеет успех, так как доверие к беглым оппозиционерам сегодня находится на нулевом уровне. Единственным эффектом всех последних заявлений противников Лукашенко может стать повышение панических ожиданий у незначительной части белорусского общества, но только в случае каких-либо реальных действий со стороны Украины или стран НАТО. В ином случае все воззвания Тихановской и ее компании будут интересны лишь западному слушателю, а в Белоруссии они будут восприниматься как спектакль с крайне плохими актерами и банальным сценарием, где концовка становится понятна с первых минут действия.
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2023/02/11/kto-i-zachem-predrekaet-voynu-na-...