«Объезжая весь мир, ты должен помнить: нашу страну не объехать»

Глава МИД России Сергей Лавров в среду дал интервью трем российским радиостанциям - Sputnik, «Комсомольская правда» и «Говорит Москва».

Министр рассказал подробности московских переговоров по Нагорному Карабаху, разъяснил, станут ли в обозримом будущем отношения с ЕС хорошими, и процитировал комедийного артиста Семена Слепакова в ответ на вопрос о том, кто из двух кандидатов на пост главы Белого дома - Дональд Трамп или Джо Байден - для России лучше.

О Нагорном Карабахе

«Переговоры (глав МИД Армении и Азербайджана Зограба Мнацаканяна и Джейхуна Байрамова, состоявшиеся при посредничестве Сергея Лаврова в Москве 9 октября. - “Ъ”) были уникальными, но отмечу, что в решающий момент свой вклад внес президент (Владимир Путин. - “Ъ”). Он контролировал наши ночные бдения, и уже глубоко в ночи мы с ним два раза разговаривали».

«Политическое урегулирование возможно. Предложения, которые сопредседатели (минской группы ОБСЕ; РФ, Франция и США.— “Ъ”) прорабатывали и продолжают прорабатывать, остаются на столе переговоров, их содержание уже известно: это поэтапное, постепенное освобождение районов вокруг Карабаха при соблюдении гарантий безопасности Карабаха и при обеспечении до того, как будет определен окончательный статус Карабаха, надежной связи между Арменией и Карабахом. Думаю, что сейчас не было бы счастья, да несчастье помогло: вот эти печальные события должны помочь активизировать политический процесс параллельно с решением на земле вопросов безопасности».

«Заявления о том, что есть и допустимо военное решение конфликта, мы не можем разделить. К сожалению, Турция смогла это сделать и подтвердила, что будет поддерживать любые действия, которые Азербайджан предпримет для решения этого конфликта, включая военные».

«На первом этапе, помимо освобождения двух районов, разблокировались бы все коммуникации, экономические связи, транспортные контакты и развертывались бы миротворцы, которые гарантировали бы невозобновление боевых действий».

О Белоруссии

«В том, что касается Белоруссии, я убежден, что наша линия в поддержку конституционной реформы, которая впервые предложена президентом Александром Лукашенко… Ее мы видим как хороший повод, хорошую возможность для того, чтобы завязать по-настоящему общенациональный диалог, куда бы вошли все политические силы страны. Мне кажется, что сейчас эта линия наиболее оптимальна».

«Если мы все заинтересованы в том, чтобы белорусский народ был един и процветал, мы должны пресечь какие-либо ультиматумы с чьей бы то ни было стороны, должны пресечь попытки насильственных протестов и, конечно, должны призывать к тому, чтобы и правоохранительные органы тоже руководствовались законом и реагировали пропорционально».

«Мы убеждены, что все попытки оспорить их (результаты выборов.— “Ъ”) и сказать, что там было меньше процентов (голосов за президента Белоруссии Александра Лукашенко.— “Ъ”), со стороны наших западных партнеров, требующих, чтобы мы сейчас согласились на приглашение ОБСЕ, которое будет разруливать эту ситуацию,— это все-таки попытки с негодными средствами».

О ситуации с Алексеем Навальным

«Нестыковок (в версии ФРГ об отравлении российского оппозиционера.— “Ъ”) миллион, и мы будем настаивать на том, чтобы наши германские коллеги уважили свои международно-правовые обязательства, вытекающие из Европейской конвенции о взаимной правовой помощи (по уголовным делам.— “Ъ”) 1959 года и ее протоколов».

«Когда мы просим доказать наличие уголовного состава в том, что произошло с Навальным, когда мы просим немцев показать то, что они обнаружили в его анализах, нам говорят: "Вы что нам не верите?"».

«У нас уголовное дело должно возбуждаться на основе фактов, которые позволяют подозревать наличие уголовного преступления… Я даже не буду сейчас перечислять, у нас по различным телеканалам сейчас столько приводится фактов того, сколько здесь (вокруг этой ситуации.— “Ъ”) недосказанностей, каких-то несуразиц и прочее, и прочее.

Об отношениях с Западом

«Нам пора перестать, и мы уже перестаем судить о себе по тем оценкам, которые нам выставляют коллективный Запад или отдельные западные страны. Не думаю, что нам нужно постоянно смотреть на то, что о нас говорит Запад».

О президентских выборах в США

«Владимир Путин сказал, что мы будем сотрудничать с тем президентом, с той администрацией, которая получит поддержку американского народа, это наша принципиальная позиция. Уж здесь-то нам ничего менять не надо. Другое дело, что все равно, наверное, проигравшая сторона обвинит (Россию во вмешательстве.— “Ъ”), потому что обе партии — Республиканская и Демократическая — уже заявляют, что русские хотят привести их конкурента к власти, но еще в одном можно быть уверенными: что ситуация в наших отношениях не изменится кардинальным образом. Могут быть какие-то нюансы в ту или иную сторону».

В ответ на вопрос, чья победа для России будет лучше — Дональда Трампа или Джо Байдена: «Ай... Могу сказать, что глубоко проник в понимание предмета Семен Слепаков, когда написал текст, начинающийся словами “Америка нас не любит”».

О заявлениях США о договоренности с Россией по заморозке ядерных арсеналов

«(Такое заявление.— “Ъ”) нечистоплотно. У них есть программа молниеносного глобального удара, которая не ядерная, это просто стратегические носители, которые могут по целям этой программы достигать любой точки Земного шара за один час. Они пока не включили это в наши разговоры. Они не включили в наши разговоры и тему милитаризации космоса, хотя официально уже космос в их доктринах, как и киберпространство, включены в арену боевых действий. И конечно, мы этого не можем не учитывать».

«Мы всегда им говорили, и на этот счет было понимание, что прежде чем включать эту категорию вооружений (тактическое ядерное оружие.— “Ъ”) в дискуссию об их ограничении, давайте-ка, пожалуйста, сначала уберите все тактические ракеты с тактическими боеголовками на свою территорию».

О перспективах продления СНВ-3

«Нет такой перспективы, я лично не вижу такой перспективы. Мои коллеги, которые работают в межведомственном формате и встречаются с американской делегацией, тоже не видят такой перспективы, хотя мы никогда не скажем, что хлопаем дверью и заканчиваем все контакты».

Об отношениях с ЕС

«Хорошими они едва ли будут в обозримой перспективе, хотя не по нашей вине, и мы всегда готовы их возобновлять, нормализовывать, оздоровлять на равноправной и взаимоуважительной основе.

А что касается разумных отношений... все, что касается разума, сейчас, к сожалению, подлежит анализу по ту сторону нашего диалога, и я очень надеюсь, что разум там возобладает. Пока мы этого не видим».

«Даже инстинкт обеспечения собственных интересов должен сподвигать Европу, объединенную в ЕС, к партнерству с Россией, к взаимодействию с Россией, но, по моим оценкам, и, судя по его (главы внешнеполитической службы ЕС Жозепа Борреля.— “Ъ”) реакции на некоторые мои вопросы, пока Евросоюз не в состоянии справиться с русофобским меньшинством, которое, грубо спекулируя на принципе консенсуса, на принципе солидарности, блокирует более или менее конструктивные подходы к развитию отношений с Россией».

«У нас возникает вопрос не просто о том, возможен ли бизнес как обычно, а о том, возможен ли вообще бизнес с Евросоюзом, который свысока, достаточно высокомерно, я бы сказал, аррогантно посматривает на Россию, требуя от нас отчитываться во всех грехах, которые мы, по мнению Евросоюза, совершили. Я считаю, что мы не должны отчитываться ни в чем, потому что у нас есть собственная Конституция, собственные законы».

О высылке российских дипломатов

«Решения наших партнеров по высылке российских дипломатов по обвинению в шпионаже и в чем-то еще отражают не только дипломатическую практику, это уже на выходе, они отражают податливость русофобским тенденциям, которые американцы пытаются насадить в Европе и всячески отвадить Европу и от российского газа, и от российской продукции военного назначения, и от много другого, и все это заменить своими товарами, которые будут подороже, но, как говорится, зато странам, которые пойдут на эту сделку, будет спокойнее жить, американцы их не будут сильно теребить. Какое-то время, потом наверняка навалятся с новой силой».

О приднестровском урегулировании

«К сожалению, механизм по приднестровскому урегулированию не работает, прежде всего потому, о чем мы уже говорили, что здесь американцы пытаются подмять все под себя и создать из Молдавии очередной нарыв на постсоветском пространстве».

О самых красивых местах планеты

«Везде красиво и по-своему. Но я больше склонен придерживаться тех взглядов, которые выработались у меня, что, объезжая весь мир, ты должен помнить: нашу страну не объехать. Красот в нашей стране хватит не на одно поколение».

https://www.kommersant.ru/doc/4530681

Страны: 
Эксперты: