Глава МИД РФ Сергей Лавров возобновил прерванные пандемией коронавируса международные поездки. 18 июня он посетил Белград, откуда направится в Минск. В Сербии российский министр решал две задачи: визит должен был продемонстрировать поддержку Россией президента страны Александра Вучича перед важными для него парламентскими выборами, но при этом господин Лавров предостерег сербские власти от следования в фарватере политики Вашингтона в вопросе нормализации отношений с Косово.
Сергей Лавров, обычно крайне активный в том, что касается международных поездок, не выезжал за пределы России с марта. Но 18 июня он нарушил изоляцию, в которой оказался из-за пандемии коронавируса, чтобы посетить сначала Белград, а потом Минск. С Сербией и Белоруссией у России весьма близкие отношения, но от каждой из этих стран Москва хотела бы большего.
В Белграде Сергею Лаврову демонстрировали особое расположение. Президент Александр Вучич, глава МИДа Ивица Дачич и руководитель МВД Небойша Стефанович, с которыми он поочередно встретился, не отпускали гостя без комплиментов и подарков. Но и господин Лавров приехал не с пустыми руками.
Когда сербский министр вручил российскому коллеге гитару, тот в ответ подарил ему микрофон — оба дипломата не прочь спеть в хорошей компании.
После встречи с президентом Александром Вучичем глава МИД РФ констатировал, что отношения двух стран развиваются динамично и успешно и в торговле, и в сфере военно-технического сотрудничества. Москва, отметил он, диалогом довольна.
Такая оценка не помешает президенту Вучичу, который рассчитывает на то, что на парламентских выборах 21 июня его Сербская прогрессивная партия одержит победу. В этом, к слову, не сомневаются и работающие в Белграде российские дипломаты.
Сербский лидер в свою очередь выразил России благодарность за помощь в борьбе с коронавирусом и за поддержку территориальной целостности Сербии: «Мы умеем это ценить и покажем это в будущем».
Это будущее наступит довольно скоро: 27 июня Александр Вучич летит в Вашингтон, куда американский президент Дональд Трамп пригласил не только его, но и недавно приступившего к работе премьера Косово Авдулаха Хоти. Переговоры, надеются США, должны приблизить, если не обеспечить окончательную нормализацию отношений Белграда и Приштины. Москва от этих перспектив не в восторге: примирение может открыть для Сербии дверь в ЕС, а потом и в НАТО.
Господин Лавров на совместной с Александром Вучичем пресс-конференции прямо заявил, что торопиться с нормализацией отношений нежелательно. «Считаем, что форсировать так называемую окончательную нормализацию, подгонять ее под какие-либо искусственные сроки было бы контрпродуктивно»,— заявил российский министр.
По его словам, позиция Москвы по косовскому урегулированию не менялась, и Россия будет поддерживать «любые шаги, любые усилия, любые инициативы, которые на деле помогут Белграду и Приштине достичь жизнеспособного взаимоприемлемого решения на основе резолюции Совбеза ООН 1244».
«Напомню, что именно по настоянию России в этой резолюции подтверждена территориальная целостность Сербии»,— подчеркнул Сергей Лавров, добавив, что РФ «согласится только с таким решением, которое устроит самих сербов, защищающих свои законные права и интересы в Косово».
Александр Вучич, собирающийся в Москву, чтобы 24 июня присутствовать на военном параде в российской столице, поговорит о косовском урегулировании и с российским президентом Владимиром Путиным: «Обсудим оценки и мнения по событиям на международной арене и то, как Сербия сможет наилучшим образом защитить свои интересы».
Он также добавил, что Сергей Лавров на закрытой встрече поделился с ним мыслями и оценками, которые его обеспокоили. Касались они, пояснил господин Вучич, планов и идей по вопросу косовского урегулирования, которые будут скоро предложены сербскому руководству. Судя по всему, именно во время предстоящей поездки в Вашингтон. Деталей президент не раскрыл, но вывод сделал невеселый: «Нас ждет тяжелый период, мы столкнемся с серьезным давлением».
Журналисты хотели от президента Вучича большей конкретики и задали вопрос, признает ли Сербия независимость Косово в обмен на обещание вступления в ЕС. Александр Вучич долго рассуждать не стал: «Понятно, каким будет наш ответ. Если вы хотите прямого ответа, то ответ — нет». Москву такой ответ устроит в том случае, если слово «нет» не разойдется с делом по итогам поездки сербского президента за океан. А такого исключать нельзя, и примеры имеются. Сербия, где при слове «НАТО» до сих пор припоминают бомбардировки двадцатилетней давности, сильно продвинулась в отношениях с Североатлантическим альянсом, подписавшись под обязательствами, почти равными тем, что несут полноценные члены блока.