В борьбе с коронавирусом Балканам пока удается избежать больших человеческих жертв, но страны региона несут политические потери. В конце минувшей недели там были отменены сразу несколько выборов, правительству Косово грозит отставка, а ЕС отложил начало переговоров о вступлении с Албанией и Северной Македонией. Единственной балканской страной, которой угроза коронавируса пошла на пользу, стала Босния и Герцеговина.
На Балканах к концу минувшей недели выявлено чуть более 1 тыс. заболевших: больше всего в Словении (около 400), меньше всего в Черногории (полтора десятка). Смертных случаев - несколько.
Коронавирус проник в регион месяц назад. Первый случай заражения был обнаружен 25 февраля в Хорватии, что неудивительно: в соседней Италии вирус к тому времени уже бушевал вовсю, а заразившийся гражданин Хорватии прибыл из Милана.
В минувшее воскресенье еще одним испытанием для Хорватии стало землетрясение магнитудой 5,3 балла, эпицентр которого находился в 7 км от Загреба. В ряде районов хорватской столицы пропали электричество и вода, пострадали здания и строения, включая Загребский кафедральный собор. В связи с этим власти призвали граждан «в случае необходимости выйти из дома из-за землетрясения и соблюдать меры против распространения коронавируса» (по данным МВД, число зараженных в минувшую субботу составляло 206 человек).
Землетрясение в Хорватии
Меры, принятые властями Балканских стран, схожи. Запрещены массовые мероприятия, закрыты школы, детсады, вузы, спортивные и увеселительные заведения, в большинстве стран — и рестораны, а в продовольственных магазинах установлены нормы одновременного нахождения покупателей. Некоторые государства ввели чрезвычайное положение, практически полностью закрыли границы, запретили въезд иностранцев, кроме имеющих вид на жительство, приостановили авиасообщение с внешним миром, железнодорожные пассажирские перевозки. А все прибывающие из-за рубежа принудительно отправляются в двухнедельный карантин. В итоге еще совсем недавно шумные балканские города превратились в свою полную противоположность: безлюдные улицы, пустые кафе и рестораны.
Впрочем, есть и исключения. Сербия, которая ввела не только режим ЧП, но и комендантский час с пяти вечера до пяти утра, а всем жителям старше 65 лет запретила вообще выходить из дома, рестораны тем не менее закрыть не решается. Зато власти страны приостановили вывоз основных продуктов питания, медикаментов и средств гигиены, что вызвало упреки со стороны соседей. «Желание помочь в первую очередь своим гражданам понятно, но закрытие рынков, блокирование ресурсов и требование предоплаты никак нельзя считать проявлением солидарности или приверженности европейским ценностям»,— посетовал в ходе организованной на минувшей неделе Евросоюзом видеоконференции балканских премьеров глава черногорского правительства Душко Маркович.
В последние дни власти практически всех стран региона смещают акцент в борьбе с коронавирусом с введения новых мер на более строгий контроль за соблюдением уже принятых.
Поэтому все чаще поступают сообщения о наказании тех, кто распоряжения властей не выполняет. В Сербии старикам, застигнутым на улице, грозит штраф до 150 тыс. динаров (около €1,3 тыс.), а не соблюдающим самоизоляцию — домашний арест. В других странах полиция арестовывает владельцев кафе, не закрывших свои заведения, и тех, кто игнорирует предписание о карантине, в черногорской Будве за это в КПЗ угодила и гражданка Украины. А в соседнем Которе несколько часов в полицейском участке провел священнослужитель Сербской православной церкви, организовавший вопреки запрету молебен на 20 человек.
Политический фронт
Первой политической жертвой коронавируса на Балканах стали выборы. Сначала их проведение отложили в Северной Македонии, где новый парламент должны были избирать 12 апреля. «Лидеры партий согласились, что условий для проведения выборов нет. Здоровье и безопасность граждан не имеют цены»,— объявил на днях глава правящих социал-демократов и недавний премьер Зоран Заев. Хотя еще за неделю до того господин Заев, чьей партии выгодно проведение выборов сейчас, когда страна и формально стала членом НАТО, уверял, что оснований для отсрочки голосования он не видит.
В конце минувшей недели проведение местных выборов 5 апреля отменил президент Черногории Мило Джуканович. Теперь они состоятся в течение 90 дней после отмены чрезвычайных мер по борьбе с коронавирусом. В той же стране угроза вируса привела и к отмене протестных литий, которые местная митрополия Сербской православной церкви проводила по четвергам и воскресеньям в знак протеста против принятия закона о вероисповедании (см. “Ъ” от 12 января). В середине марта церковь отменила шествия, хотя незадолго до этого ее священники уверяли, что «литии — лучшее лекарство против коронавируса». Но когда в ходе последнего шествия 12 марта число участников оказалось в три раза меньше обычного, литии были приостановлены.
Подумывают об отмене парламентских выборов 26 апреля и в Сербии. Близкие к руководству республики источники “Ъ” уверяют, что вопрос об отсрочке голосования решен, но объявлено об этом будет чуть позже.
В Косово жертвой коронавируса может стать правительство, сформированное всего месяц назад. С инициативой объявить в парламенте вотум недоверия кабинету Альбина Курти выступил его партнер во власти Демократический союз Косово (ДСК). Причиной стало решение господина Курти отправить в отставку главу МВД Агима Велиу из ДСК, высказавшегося за введение в республике чрезвычайного положения. Премьер этому противится, в том числе и потому, что тогда вся власть в Косово окажется в руках президента Хашима Тачи.
Впрочем, наиболее серьезные политические потери коронавирус сулит Албании и Северной Македонии. 26 и 27 марта должен был пройти саммит ЕС, на котором планировалось одобрить начало переговоров с этими двумя странами о вступлении. Но из-за эпидемии саммит отложен. И теперь лидерам ЕС предстоит придумать, как принять согласованные решения без организации очной встречи, а Северной Македонии и Албании остается только ждать.
Единственной балканской страной, которой угроза коронавируса, похоже, пошла на пользу, стала Босния и Герцеговина. Все последние месяцы власть в стране была парализована. Представляющие в Президиуме Боснии и Герцеговины (коллективный президент) сербов, хорватов и мусульман политики не могли согласовать ни один вопрос. Но после 5 марта, когда в республике был зафиксирован первый случай заражения, все меры были согласованы и все решения приняты в течение 24 часов.