Три года назад, 30 сентября 2015 года, началась российская операция в Сирии.
В этот день Совет Федерации единогласно одобрил использование Вооруженных сил РФ в Сирийской Арабской Республике.
А уже на следующий день - 1 октября - воздушно-космические силы нанесли первые удары по позициям боевиков. Этим событиям предшествовала тщательная подготовка: российские военные создали в Сирии базу Хмеймим со всей необходимой инфраструктурой, развернули охранные посты и перебросили авиационную группу. Главной задачей российской группировки в Сирии стала борьба с международным терроризмом, в частности, с группировками «Аль-Нусра» и «Исламское государство» (запрещены в России).
Целью - уничтожение экстремистов на «дальних рубежах». В декабре 2017 года президент Владимир Путин заявил, что все поставленные перед ВС РФ задачи были выполнены.
Выбор места
Передовая группа российских специалистов прибыла в Сирию в июне 2015 года. В ее состав входило несколько высокопоставленных военных и охрана. Перед ними стояла задача — определить место будущей военной базы.
Как рассказали несколько собеседников, знакомых с ситуацией, группа изучала несколько объектов для размещения российской военной базы. После тщательного анализа выбор пал на аэропорт Басиля Аль-Асада в провинции Латакия.
— Еще в 1980-е годы там был советский объект, откуда велась радиотехническая разведка, — пояснил один из собеседников «Известий». — Поэтому аэропорт был хорошо известен нашим специалистам. Также рядом, в Тартусе, находился и пункт материально-технического обеспечения ВМФ России. Это гарантировало быструю доставку грузов и военной техники.
Но у аэропорта Аль-Асада был один серьезный недостаток. На тот момент он находился достаточно близко к линии фронта. Летом 2015 года столкновения между боевиками и правительственными войсками шли в районах горной Латакии — до аэропорта оттуда было чуть более 30 км. И всё же передовая группа рекомендовала развернуть авиабазу именно в аэропорту. В итоге это предложение было одобрено.
Периметр безопасности
По словам собеседников «Известий», развертыванию базы Хмеймим предшествовала уникальная операция. Прежде чем перебрасывать самолеты, вертолеты и наземную технику, в регионе необходимо было создать периметр безопасности. Эту задачу возложили на подразделения специального назначения и морской пехоты.
В конце июля — начале августа отряд специального назначения одной из бригад спецназа Южного военного округа провел «зачистку» аэропорта Аль-Асада и его окрестностей. Спецназовцы не только проверили, но и взяли под свой контроль все здания и постройки, а также важные объекты на местности.
После этого в дело вступили подразделения морской пехоты Черноморского флота. Для создания периметра безопасности вокруг будущей авиационной базы они развернули блокпосты и охранные позиции. Позже морпехов усилили артиллерией и танками.
Старт дан
Август ушел на переброску необходимой техники. Требовалось построить и оборудовать стоянки для самолетов и вертолетов, склады, парки для боевых и вспомогательных машин. Впервые для размещения личного состава были применены модульные домики-контейнеры. Личный состав сразу же назвал их кимпами.
С 8 августа заработал так называемый «Сирийский экспресс». Шесть российских больших десантных кораблей приступили к перевозке техники и грузов. До сентября они более десяти раз выполнили переход между базами Черноморского флота и сирийским портом Тартус. Позже к перевозкам был привлечен и грузовой паром.
В Тартусе российские военные моряки принимали прибывшую технику и грузы. После этого формировались конвои, которые уходили к аэропорту Басиля Аль-Асада. По словам собеседников «Известий», большую помощь в этом оказала Сирия: сотрудники «мухабарат» — службы безопасности — помогали с охраной колонн техники.
Время авиации
7 сентября авиабаза Хмеймим приняла первые самолеты. В этот день в Латакии приземлился тяжелый военно-транспортный Ан-124 «Руслан», а также пассажирский Ил-62М. На следующий день на базу прибыл еще один «Руслан».
Как отметили несколько знакомых с ситуацией источников, к моменту открытия «воздушного моста» на авиабазе уже были построены стоянки для техники, самолетов и вертолетов. На Хмеймиме проложили дополнительные рулежные дорожки и развернули все необходимые для обеспечения полетов радиоэлектронные системы.
Задачей военно-транспортной авиации стала перевозка личного состава, а также боевых вертолетов Ми-24П и Ми-8 АМТШ. «Крокодилы» (так в армии в шутку называют Ми-24) должны были помочь морпехам удерживать периметр базы. Однако основной их работой стало сопровождение взлетающих и садящихся самолетов. Охрана Ми-24 сводила на нет любые попытки сбить машины на самых опасных участках полета.
18 сентября на авиабазе Хмеймим начала функционировать собственная система ПВО. В этот день в Сирию прибыли четыре истребителя Су-30СМ. Они и взяли на себя функцию противовоздушной обороны. Машины разместили на стоянке в конце взлетно-посадочной полосы. С этого момента темп переброски авиационной техники многократно возрос.
Уже 21 сентября в Латакии помимо четырех Су-30СМ было развернуто 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24, столько же штурмовиков Су-25, а также четыре новейших многофункциональных бомбардировщика Су-34. К этому времени на авиабазе уже действовала эскадрилья беспилотных летательных аппаратов «Форпост». Для их хранения и обслуживания были построены специальные ангары-тенты.
Старт операции
Утром 30 сентября стало известно, что ранее Башар Асад написал письмо российскому лидеру — глава Сирии просил Владимира Путина оказать военную поддержку республике. Как позднее заявил Сергей Иванов, на тот момент занимавший должность главы администрации президента, Россия приняла решение ответить на запрос исходя исключительно из национальных интересов. Он отметил, что число россиян и выходцев из стран СНГ, примыкающих к «Исламскому государству», «растет не по дням, а по часам» и часть из них уже вернулись в Россию. Поэтому, подчеркнул он, целесообразнее действовать на опережение и действовать на дальних рубежах, а не сталкиваться потом с этой проблемой уже в России.
Совет Федерации единогласно одобрил использование Вооруженных сил России в Сирии. Но первый боевой вылет российская группировка выполнила только на следующий день.
Примечательно, что как штатная единица военная база Хмеймим была сформирована только в конце 2015 года (до этого дислоцированные на ее территории подразделения числились в составе группировки российских войск в Сирии). Официально в ее состав вошли батальоны морской пехоты, которые охраняли авиабазу (позже морпехов начали менять бойцы Воздушно-десантных войск), эскадрильи самолетов и вертолетов и ряд других частей и подразделений.
Итог
— В настоящее время Россия выполнила практически все задачи в Сирии, — сказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — ИГ разгромлено. При поддержке ВКС России сирийские военные освободили все захваченные отрядами «Исламского государства» районы страны. Остатки «Аль-Нусры» заблокированы в провинции Идлиб. Уничтожены тысячи боевиков, которые могли вернуться в Россию.
В декабре 2017 года, подводя итоги операции в Сирии, Владимир Путин заявил, что за это время российские военные летчики совершили 34 тыс. боевых вылетов, а по объектам боевиков было нанесено 166 ударов высокоточными ракетами.
https://iz.ru/794349/aleksei-ramm-aleksei-kozachenko-bogdan-stepovoi/sir...