Проект TANAP может дестабилизировать ситуацию на Каспии

Турция и Азербайджан подписали в Стамбуле договор о строительстве газопровода TANAP (Trans-Anatolian Natural Gas Pipeline Project - Трансанатолийский газопровод) для экспорта природного газа из Азербайджана в Европу через Турцию. TANAP позволит транспортировать транзитом через Турцию в Европу газ со второй стадии разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения, как с "Шах Дениза", так и с других газовых месторождений в азербайджанском секторе Каспия. Пропускная способность газопровода составит 16 млрд кубометров газа в год. Турция при этом сможет получать до 10 млрд кубометров газа.
Но при подписании контракта премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган сделал одно любопытное заявление. По его словам, TANAP также позволит транспортировать по этому маршруту и туркменский газ по Транскаспийскому газопроводу. То есть, по тому самому газопроводу, который не осуществляется из-за нерешенности вопроса о правовом статусе Каспийского моря, и из-за чего провалился проект Nabucco. Более того, Россия заявляла и до сих пор не дезавуировала это заявление, что строительство Транскаспийского газопровода требует согласования позиций всех государств региона Каспийского моря. Потому, что с правовой точки зрения, этот проект находиться в определенной зоне риска. В этой связи заявление Эрдогана привлекло к себе повышенное внимание, ведь Транскаспийский газопровод считается частью проекта газопровода Nabucco - главного конкурирующего проекта российскому "Южному потоку" по поставке газа в Европу. Более того, как заявил на днях заместитель вице-президента ГНКАР Виталий Бейлярбеков, возможные переговоры по строительству Транскаспийского газопровода не будут проводиться с участием России, так как, это "предполагает работы, консультации, осуществляемые частными компаниями". При этом, по словам Бейлярбекова, "этот проект не станет причиной каких-либо конфронтаций". Но так ли это?
До настоящего времени российская сторона, вместе с Ираном, считает, что вопросы проведения трубопроводов по дну Каспийского моря, в частности, Транскаспийского газопровода, должны решаться при согласии всех прикаспийских стран и в соответствии с Конвенцией о правовом статусе Каспия, проект которой обсуждается на протяжении ряда лет. Правда, Азербайджан, Казахстан и Туркмения исходят из того, что строительство трубопроводов на Каспии является вопросом, решаемым двумя договаривающимися сторонами, а не всеми пятью прибрежными государствами.
Но это всего лишь мнение трех из пяти каспийских государств. Уже поэтому проект TANAP, если рассматривать его вкупе с Транскаспийским газопроводом, можно оценивать как вызывающий момент в системе стабильности на Каспии. Так что, не исключено, что в скором будущем в битву за ресурсы Каспия помимо энергетических компаний и дипломатов вступят иные силы. Недавно об этом говорилось в американском издании EurasiaNet, ссылающемся на источники в госдепартаменте США. Так что в этом регионе мира назревают важные события.