На днях я направил своё послание Президенту Украины. Сразу скажу: это не рядовой документ. Он содержит ряд сложных, нелицеприятных оценок действий высшего политического руководства Украины. Хотел бы объяснить, чем вызван такой шаг с моей стороны. Именно об этом я сегодня хотел сказать в моём обращении.
В последнее время украинская и российская общественность выражает тревогу по поводу наших двусторонних отношений. По признанию самих украинских политиков, их уровень сейчас беспрецедентно низок, и с этим трудно не согласиться. Напряжённость в отношениях России и Украины действительно зашкаливает.
Я не раз говорил о том, что Россия стремится быть прогнозируемым, сильным, комфортным партнёром для своих соседей, тем более для страны, с народом которой у нас общие исторические и культурные корни. Не просто соседские, а, как принято считать, братские отношения.
Когда-то, если я правильно помню, великий сын украинского и русского народа Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет уз святее товарищества». И, празднуя его юбилей, мы ещё раз вспоминали об этих словах. Это празднование стало ещё одной яркой иллюстрацией духовной близости наших народов.
Тем контрастнее на этом фоне выглядят нынешние, мягко говоря непростые отношения между двумя государствами. Давайте посмотрим, что конкретно происходит. Официальный Киев занял откровенно антироссийскую позицию в связи с военным нападением режима Саакашвили на Южную Осетию. Именно из украинского оружия убивали мирных жителей и российских миротворцев. В нарушение основополагающих соглашений между нашими странами продолжается линия на воспрепятствование деятельности Черноморского флота России, ежедневно продолжается. К сожалению, не утихают кампании, связанные с вытеснением русского языка из украинских средств массовой информации, из сферы образования, из культуры, из науки. Внешне гладкая риторика украинского руководства плохо сочетается с откровенным искажением сложных, трудных эпизодов нашей общей истории, трагических страниц великого голода в Советском Союзе, с трактовкой Великой Отечественной войны как некоего противоборства между тоталитарными системами.
Несколько иначе обстоят экономические отношения. Они, конечно, развиваются, но полностью раскрыть их потенциал пока не удаётся. И причина всё та же – российским компаниям приходится регулярно сталкиваться с откровенным противодействием со стороны украинских властей. Высшее политическое руководство Украины в обход России договаривается с руководством Евросоюза по вопросу поставок газа в Европу, кстати сказать, нашего, российского газа, и подписывает документ, абсолютно не стыкующийся с январскими российско-украинскими договорённостями.
Но, какими бы комплексами или иллюзиями не направлялись действия некоторых украинских функционеров, мы всегда будем дорожить братскими связями с украинским народом, будем укреплять гуманитарное сотрудничество. Именно поэтому мы планируем открыть в нескольких украинских городах отделения Российского центра науки и культуры, будем всячески поддерживать украинцев, проживающих в нашей стране, в их стремлении развивать свою национальную культуру.
Большое значение имел и недавно прошедший пастырский визит Патриарха Кирилла на Украину. Я разговаривал с Патриархом после его возвращения, и он рассказал мне о своих впечатлениях. Он сказал очень тёплые слова. Наши мнения по этому вопросу совпадают: братские народы не могут быть разобщены, у нас единое историческое и духовное наследие.
Я уверен, что наши отношения с украинским народом переживут любые проблемы. Их не разрушить корыстными интересами политиков, изменчивой мировой конъюнктурой, ошибками отдельных руководителей, тем более не утопить в болтовне и псевдоисторических исследованиях.
Убеждён, должны наступить новые времена. Но в нынешней ситуации мною принято решение не направлять на Украину нашего посла. Он приступит к работе позднее. Конкретные сроки будут определены с учётом реальной динамики наших отношений.
Я уверен, что многогранные связи России и Украины обязательно вернутся, но на качественно новый уровень – на уровень стратегического партнёрства. И такое время не за горами.
Надеюсь, что новое украинское руководство будет к этому готово. Мы в свою очередь также сделаем всё от нас зависящее.