60 лет назад появился «Голубой огонек». Как он стал культовым и за что его обожали миллионы
«"Голубой огонек" превращал Советский Союз в большую коммунальную квартиру — он объединял людей у экранов», — так о культовой советской, а позже и российской передаче в 2003 году высказывался Михаил Швыдкой, бывший тогда главой Минкульта. Передача, появившаяся на свет спустя год после первого полета человека в космос, быстро стала одним из символов новогодней ночи. Передача собирала у экранов зрителей разных поколений и позволяла им увидеть прославленных артистов в неформальной обстановке, в окружении обычных советских граждан. Как появились первые «Голубые огоньки» и почему передача стала всенародно любимой — в материале «Ленты.ру».
Дебютный новогодний «Огонек»
На дворе — 31 декабря 1962 года. Главный зимний праздник советские граждане впервые встречают с «Голубым огоньком». Телевидение пока черно-белое, до отставки первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева — почти два года, а эйфория от достижений Советского Союза в освоении космоса по-прежнему витает в воздухе. Столики в студии программы заняты нарядными женщинами в закрытых по современным меркам платьях и с объемными прическами, мужчинами в строгих костюмах. Будущая звезда отечественного вещания Евгений Суслов, недавно прошедший отбор в отдел дикторов Центрального телевидения, представляет зрителям одну из гостий.
«Всех нас елочка радует только раз в году. А вот Анну Денисовну Довженко, знатную доярку колхоза "10-летия Октября" Черниговской области, елочка радует целый год», — с улыбкой объявляет Суслов и поясняет, что женщина работает с доильной установкой «Елочка», которая служит «своего рода конвейером для буренок».
Без вечернего платья, с просто убранными волосами, Довженко встречает Новый год в студии на Шаболовке вместе с прославленными артистами, спортсменами, военными, учеными, поэтами и не только. От Суслова она принимает подарок — статуэтку в виде ели. Правда, гостья программы — не обычная доярка, а обладательница звания Герой Социалистического Труда.
В зале присутствовали и другие незнаменитые люди: например, доктор физико-математических наук Алла Масевич получила игрушку с елки в виде Луны (с надеждой, что в скором времени «и настоящая Луна» окажется в руках советских ученых), представители бригады завода «Красный пролетарий» — модель Шуховской башни, а хлопкороб из Узбекской ССР Меликузы Умурзаков произнес тост на родном языке, добавив на русском: «За вас, друзья».
Однако основное внимание в программе 60-летней давности, как и сегодня, доставалось известным артистам. В новогоднем «Голубом огоньке» пели молодой Иосиф Кобзон и эстонский исполнитель Георг Отс, легенда своего времени Клавдия Шульженко, звезда эстрады 60-х Нина Дорда.
Были в «Голубом огоньке» и юмористические номера. Так, актер Иван Любезнов исполнил интермедию в стихах, главный герой которой всерьез обеспокоился тем, кого из коллег ему следует поздравить с зимним праздником, чтобы не попасть впросак.
Вот взять директора — начальство! Как не поздравить? Новый год.
А вдруг он скажет: «Вот нахальство!» И мне подхалимаж пришьет?
Как я оправдываться буду: «Простите», только и всего?
И не поздравишь — тоже худо, а вдруг поздравят все его?
Я только не успел поздравить, что скажут люди? «Обнаглел».
Он скажет: «Противопоставить всем остальным себя хотел».
Нет, надо действовать с подходом и очень точно рассчитать,
Кого поздравить с Новым годом, кого не надо поздравлять.
От современных программ дебютный новогодний «Голубой огонек» отличался и скромностью визуальной. По сравнению с помещением «Мосфильма», где сейчас снимают программу, студия на Шаболовке в праздничном выпуске может показаться непривычно тесной. Нет в том выпуске и сегодняшней помпезности с обилием блестящих елок и декораций: старательно украшенная воздушными шарами, бумажными гирляндами и серпантинами, студия в советском «Голубом огоньке» напомнит современному зрителю скорее об уюте домашнего праздника. Бокалы же в студии поднимали не только за личные свершения, любовь и крепкое здоровье, но и за достижения науки, коммунизм, покорителей космоса, а особенно часто — за мир в стране и во всем мире.
Гагарин, «бананасы» и неудачные эфиры
Камерная атмосфера царила и на других первых «Голубых огоньках», причем изначально они были не сугубо новогодними передачами, а обычными еженедельными программами. В студию приглашали актеров, композиторов, художников, циркачей и других артистов, которые общались с ведущими, говорили о творчестве и показывали номера.
1960-е считаются золотым временем в истории «Голубого огонька». Тогдашние выпуски отличались оригинальностью и разнообразием. В них было много классической музыки, нередко звучали арии из опер и оперетт. Мужчины демонстрировали галантность, обходительность, женщины впечатляли своими туалетами, экстравагантными прическами, драгоценными украшениями
К примеру, в одном из ранних выпусков поэт Сергей Михалков, отец режиссера Никиты Михалкова, и писатель Анатолий Алексин рассказали о киножурнале «Фитиль»: в момент съемок культовая сатирическая передача, которая пережила перестройку и даже застала начало 2000-х, была еще совсем новой. В «Голубом огоньке» Михалков раскрыл, что название журнала восходит к военно-морскому обычаю, когда адмирал флота, замечавший на одном из кораблей непорядки, приказывал поднять на флагштоке вымпел этого судна и произвести выстрел из пушки по команде «фитиль».
Журнал вроде нашего такого адмирала, который замечает пороки, недостатки, неполадки. Мы даем выстрел, пусть обращают внимание и исправляются
В другом раннем выпуске, посвященном цирку, циркового артиста Мухтарбека Кантемирова поздравляли с рождением дочки. Новоиспеченном отцу вручили куклу, а затем исполнили «колыбельную» про цирк. «На манеже белые квадраты положил в окошко лунный свет, спать ушли гимнасты-акробаты, только лишь остался сторож-дед», — неспешно затянул артист цирка и актер Юрий Никулин, бывший одним из гостей передачи.
Однако больше всего зрители «Огоньков» 60-х любили, когда в студию приходили космонавты, включая Юрия Гагарина и Валентину Терешкову. «Он был ярче всех, кого я там видел. Улыбка — сказочная, просто магнетическая. Тогда абсолютно все были от него без ума», — вспоминал Гагарина фотохудожник Анатолий Ковтун, работавший на «Голубых огоньках». Он добавлял, что Гагарин был человеком, абсолютно не страдавшим от звездной болезни и готовым пообщаться со всеми желающими.
Главной изюминкой первых «Голубых огоньков», кардинально отличающей их от сегодняшних программ, было то, что передачи выходили в прямом эфире. Живое вещание сближало зрителя с ведущими и артистами, создавая эффект присутствия.
Но вместе с тем прямой эфир значительно увеличивал шанс огрехов, которые нельзя было, как сейчас, подредактировать монтажом или переснять. «Порой садишься в трамвай и с головой закрываешься газетой, чтобы тебя, не дай бог, никто не узнал. (...) Едешь и думаешь: «Как хорошо, что они с работы и всего этого не видели»», — признавался диктор и ведущий «Огоньков» Игорь Кириллов, говоря о неудачных эфирах передачи
Работа в прямом эфире действительно создавала множество недоразумений. К примеру, однажды одна из первых ведущих «Огоньков», певица Эльмира Уразбаева, попалась на пении под фонограмму. «Она взяла бокал и отпила, а песня продолжается. Казус был жуткий», — вспоминал композитор Левон Оганезов. После этого в редакцию передачи посыпались письма от возмущенных зрителей — в те годы они еще не привыкли к фонограммам.
Другой курьез был связан с не менее непривычными советским гражданам фруктами: бананами и ананасами, вспоминал писатель Федор Раззаков. По его словам, однажды одна из дикторов в эфире «Голубого огонька» оговорилась и сообщила, что к празднику зрители смогут купить «бананасы» и «анабаны».
Среди гостей студии раздался смех, который навел ведущую на мысль, что она говорит что-то не то. Однако вспомнить правильное название редких в нашей стране фруктов она так и не смогла, поэтому ограничилась короткой поправкой: «В общем, очень хорошие фрукты»
Народная передача
В хрущевскую оттепель телевидение все прочнее входило в повседневную жизнь советского человека. В 50-х средняя семья в СССР, как рассказывает писатель Виталий Дымарский, могла позволить себе телевизор. Хотя за ним и приходилось отстоять огромную, как уточняет писатель, очередь, телевизор обходился примерно в половину «достаточно невысокой зарплаты».
В 1955 году на телевидении стартовало ежедневное вещание, а в 60-х на свет появился «Голубой огонек» и другие знаковые для отечественного ТВ передачи: КВН, «Здоровье», «Спокойной ночи, малыши!», «В мире животных».
«Это было время прямых телевизионных трансляций (...) Но прямые трансляции не могли заменить студийные тематические программы, и мы стали думать о том, чтобы создать передачу интересную для семейного просмотра», — делилась одна из создательниц «Голубого огонька» Валентина Шатрова.
Сказать, как именно появился «Голубой огонек», сегодня вряд ли возможно: народная передача быстро обросла мифами и легендами. По одной из версий, главе музыкальной редакции Центрального телевидения позвонили из ЦК КПСС и попросили придумать музыкально-развлекательную программу. По легенде, задачу поручили сценаристу Алексею Габриловичу, который вскоре забыл о ней, а затем, когда начальство попросило рассказать о новом проекте, на ходу придумал формат дружеских посиделок в кафе. Сторонники этой версии утверждают, что импровизация Габриловича основывалась на том, что накануне он побывал в подобном заведении с друзьями.
Впрочем, диктор Кириллов приводил более прозаичную версию создания передачи: он утверждал, что Габрилович однажды попросту пришел в музыкальную редакцию и изложил идею проекта. Шатрова же вспоминала, что авторов программы во многом вдохновило открытие молодежного кафе в центре Москвы: там выступали известные артисты и поэты, а также устраивали диспуты.
Сначала (совместно с руководителями молодежного кафе) возникло совершенно естественное предложение — расширить круг приглашенных гостей и вести из кафе прямую трансляцию. Оно не прошло, так как не отвечало главной задумке — созданию именно телевизионной передачи. Поэтому из идеи кафе мы взяли столики с чашечкой кофе, а вторым компонентом программы стали известные деятели культуры, театра и кино, артисты, передовики производства, которые как бы заходили в кафе на чашечку кофе
Как бы то ни было, «Голубой огонек», который изначально назывался «Телевизионное кафе» (а затем «На огонек» и «На голубой огонек»), впервые вышел на экраны 6 апреля 1962 года. В названии передачи обыгрывалось голубоватое свечение популярного в те годы черно-белого телевизора «Рекорд», который начали выпускать в середине 50-х.
Первыми ведущими новой программы были актеры Михаил Ножкин, Алексей Полевой и Олег Анофриев, певица Эльмира Уразбаева, конферансье Борис Брунов и другие артисты. Впрочем, впоследствии эти должности достались работникам телевидения.
Со временем так получилось, что стало сложно собирать артистов: у кого-то киносъемки, спектакли, гастроли. Тем более им же нужно каждый раз платить гонорары. И тогда решили ограничиться нашими постоянными, не требующими дополнительного гонорара штатными дикторами, пригласили Анну Николаевну Шилову и меня. Чуть позже ведущими были и другие дикторы
Шилова и Кириллов к тому моменту были уже сработавшимся дуэтом: до «Голубого огонька» они вместе работали над передачей «Наш клуб», которую, правда, закрыли из-за ее слишком «элитарного» характера. Ведущие настолько гармонично взаимодействовали на камеру, что многие зрители даже считали их семейной парой.
«Голубой огонек» выходил каждую субботу поздно вечером — с 22:00 до 24:00. Позднее программу стали приурочивать к праздникам. При этом в праздничных «Голубых огоньках», в отличие от обычных, как правило, участвовали сразу все ведущие, которые снимались в предыдущих эфирах.
«Огонек и не думал гаснуть»
«Думали, что это еще одна рядовая передача, что рождаются и умирают, как мотыльки, обреченные на однодневное существование. Но "Огонек" и не думал гаснуть. Полагали, что это еще одна рубрика. Оказалось — открытие материка», — писал о «Голубом огоньке» в 1965 году критик и один из создателей КВН Сергей Муратов. Вместе с тем он отмечал: жанр приятельских посиделок за столиками в неформальной обстановке спустя какое-то время подхватили и другие советские передачи. Из-за этого «Огонек» переставал казаться чем-то уникальным и, по словам Муратова, «тускнел на глазах».
Все труднее было его отличить от других передач подобного типа. Столики? Они кочевали повсюду. Гости? Но тот, кто вчера выступал в «Огоньке», появлялся завтра под новой рубрикой. Песни? Они, как мы видели, давно перестали быть признаком какой-либо передачи. Песни поют везде. От всей уникальности «Огонька» осталось в активе одно лишь кофе. И вдруг все обнаружили, что в кафе, собственно, нет своего хозяина, того, чьи вкусы мы бы разделяли, того, кто вносил бы в кафе ту особую атмосферу личного обаяния, которую невозможно ни повторить, ни заимствовать
Однако именно «Огоньки» очень быстро завоевали огромную всесоюзную любовь, отмечал журналист Валерий Бурт. О программе писали в прессе, а на Центральное телевидение мешками приходили письма с благодарностью и пожеланиями пригласить в программу тех или иных артистов. По этим посланиям с заявками, как утверждал диктор Кириллов, и приглашались звезды всех поколений. «Это и был самый естественный и непредвзятый рейтинг», — подчеркивал он.
О популярности программы можно судить и по словам ведущего Гарри Гриневича, которые прозвучали в одном из выпусков 1962 года. «Более четырехсот писем содержат просьбу повторить передачу "Огонек", где вели программу артисты Анастасия Вертинская и Владимир Коренев», — рассказывал он.
Феномен «Голубого огонька» заключался в том, то даже самые известные и прославленные гости в передаче представали обычными людьми с проблемами и интересами, понятными каждому зрителю, считал писатель Андрей Хорошевский. Кроме того, развлекательных программ на советском телевидении тогда почти не было — «Огоньку» было суждено стать любимой передачей советского народа, добавлял Раззаков.
Другая удача скромного по современным меркам формата «Огонька», то есть дружеского общения с артистами в импровизированном кафе, заключалась в том, что он идеально отвечал возможностям тогдашнего телевидения, писал публицист Арсений Замостьянов. Новогодние же эфиры, по его словам, в строгом контексте советского телевизионного стиля представали для зрителя по-настоящему волшебными.
Это были из ряда вон выходящие эфиры — и в этом причина их острой популярности. Видеомагнитофонов не было, сетевых видеоархивов — тем более, поэтому нужно было ловить момент. Вот [певец Сергей] Лемешев исполняет новую новогоднюю песню [композитора Александры] Пахмутовой «Снегурочка». (...) В обыкновенном концерте его бы просто объявили, не забыв о звании народного артиста СССР, а в «Огоньке» все начинается с шутливого разговора. Лемешева встречают женщины советского телеэкрана — знаменитые дикторы 60-х. Он удивляется: «А я вас всех знаю!»
Спустя три года после запуска Центральное телевидение попыталось закрыть «Голубой огонек», рассказывала редактор программы Шатрова. «Телевидение любит новизну», — объясняли это решение. Однако сделать это оказалось не так просто: зрители потребовали вернуть «Огонек» на экраны. Впоследствии передача стала одним из рекордсменов советского, а затем и российского телевидения по длительности своего существования.
Автор книги «Новый год в России. История праздника» Анастасия Углик называла еще одну важную функцию «Огонька» — возможно, именно она сделала простое телевизионное кафе по-настоящему любимой многими поколениями передачей.
Он [«Голубой огонек»] объединял большую страну даже в те годы, когда ее уже ничего не объединяло. И пока меняли друг друга генсеки и президенты, за праздничными столами с бутафорским шампанским собирались люди, чьи лица было приятно видеть в новогоднюю ночь