Крымское укрепление: Народная милиция ЛНР взяла еще один важный город

Во вторник, 8 марта, Народная милиция ЛНР добилась нового серьезного успеха. Ей удалось занять город Попасная, с 2014-го контролировавшийся киевскими властями. Действия на этом направлении позволили вытеснить украинскую армию с удерживаемых ею восьмой год позиций и из соседних населенных пунктов. Сейчас бойцы народной милиции вбивают клин между группировками ВСУ в Краматорске и Северодонецке, приближая окружение украинских сил. О том, что оставляет противник после себя и как жилось при нем местным жителям, — в репортаже корреспондента «Известий».

Отход под давлением

Оказавшись в полуокружении, ВСУ почти без сопротивления ушли из села Крымское. Для украинских войск это был важный плацдарм на южном берегу Северского Донца. Отсюда они могли организовать наступление в сторону Луганска — поэтому с 2014 года здесь почти непрерывно шла интенсивная позиционная война и постоянные артиллерийские дуэли.

— В 2014-м сюда зашли нацбаты, «Правый сектор» (организация запрещена в России. — «Известия»), кого тут только не было, — рассказывает местный житель Игорь. — Много людей пострадали. Шла женщина с работы, разговаривала по сотовому, они: «Иди сюда, ты наводчица <артиллерии>». Забрали и отвезли «на подвал» в Светличное, уж не знаю, что там с ней делали, она об этом не говорит. Сосед мой — через дом живет — ехал на велосипеде, и его обвинили в том же, забрали. Душили, избивали, потом отвезли в Северодонецк и там над ним издевались. Гражданский человек, ни за что пострадал.

Местные жители

После ухода ВСУ жители почувствовали себя свободно, говорит собеседник «Известий».

— У меня теперь чудесное настроение, — продолжает Игорь. — С украинцами пресс какой-то был — они не свои, чужие. А теперь русские парни здесь стоят, я с ними уже пообщался — всё нормально.

Раньше украинские и луганские позиции здесь разделяли считаные сотни метров. При желании противники могли даже перекрикиваться. Но линия обороны ВСУ оборудована основательнее. Пересечение ее не заметить сложно. У грязной проселочной дороги хорошо закопанный в землю опорный пункт. На обочинах выложены противотанковые мины. По бокам видны бетонные надолбы-пирамидки.

— Ближайший отсюда наш поселок Сокольники за несколько лет боевых действий был стерт с лица земли, там сейчас не живет ни один человек, — рассказывает официальный представитель НМ ЛНР. — Полностью Крымское перешло под наш контроль три дня назад, бои были только на окраине, вся инфраструктура уцелела. Фронт ушел вперед, и теперь даже наши тыловые службы уже в 10 км отсюда.

С дороги видно, что вытянувшееся вдоль нее село Сокольники действительно полностью уничтожено огнем украинской артиллерии. От больших и основательных по меркам российского Нечерноземья домов из кирпича и камня остались только безжизненные остовы. В некоторые из них снаряд попадали по несколько раз. Стены — в отметинах от крупнокалиберных пулеметов и автоматических пушек.

Крымское почти не пострадало. В нем есть дома, разрушенные еще в 2014–2015 годах, но свежих воронок и руин не видно. Бойцов украинской 57-й мотопехотной бригады удалось выдавить отсюда без обработки артиллерий, хотя обороняться им было чем. До сих пор в блиндажах лежат неиспользованные выстрелы к противотанковым гранатометам РПГ-7. На бетонной автобусной остановке рядом тубус от американского противобункерного боеприпаса M141, переданного ВСУ в феврале.

На ферме рядом с селом — склад боеприпасов. Здесь остались ящики с боекомплектом: 82-миллиметровые минометные мины, выстрелы для безоткатных орудий и пушек БМП-1, множество патронов.

При украинских властях улицы села переименовали. Сменили таблички на центральной Ленина и параллельной Октябрьской. На каждом электрическом столбе краской изобразили флаг Украины. Надо отдать должное населению — мемориалы погибшим в Великой Отечественной войне целы, ухожены и покрашены. Такую картину можно было увидеть и в станице Луганской, и в Новоайдаре. Их еще не успели «декоммунизировать» согласно новым украинским законам. По словам местных жителей, ситуация в крупных городах уже другая. Там с постаментов сняты даже скульптуры русских деятелей культуры.

Впрочем, открыто говорить с приезжими в Крымском согласны не все. Во вторник в селе по-прежнему были слышны и исходящие залпы реактивной артиллерии, и ответные прилеты от «Градов» противника. Фронт всё еще не слишком далеко и не стабилизировался — люди боятся, что украинская армия сюда еще может вернуться.

Тем временем даже в это отдаленное село уже пришла первая гуманитарная помощь — пока ее доставляют раз в два дня.

Базовые вопросы

На противоположном от Сокольников и Крымского берегу Северского Донца располагалась основная база 57-й мотопехотной бригады ВСУ. С комфортом размещённая у посёлка Кряковка в полузаброшенном военном городке советской танковой дивизии, она контролировала сеть опорных пунктов по всему району.

Судя по брошенным документам и вывескам в домах городка, здесь располагалась строевая часть, узел связи и минометные позиции. Одна из квартир на первом этаже пятиэтажки превращена в офис армейского радиоканала FM-диапазона. На крыше установлены зарубежные антенны и оборудование для вещания на территорию ЛНР.

В строевой части — множество документов и приказов по бригаде. Во многих из них — штрафные санкции против провинившегося личного состава, в основном за провинности, связанные с употреблением алкоголя. Обычное наказание — лишение премии или «боевых» выплат. На столах оставлены подробные крупномасштабные карты окрестностей, их уже изучают военные ЛНР. Полы усыпаны незаполненными наградными свидетельствами на знак отличия «Честь и мужество».

Накануне в запертом подвальном помещении при этой воинской части обнаружили труп неизвестного. Пока выясняются причины и обстоятельства его гибели, был ли это военнослужащий ВСУ или гражданское лицо. Местные жители рассказывают, что неугодных украинцы регулярно забирали «на подвал» и пытали. Особенно этим отличался националистический батальон «Айдар». Следы крови есть на стенах и в отдельной комнате рядом с караульным помещением на въезде в городок.

Главной проблемой освобожденных территорий остается отсутствие электричества. Луганская ТЭС в поселке Счастье — основная в регионе — из-за активизации обстрелов была остановлена в феврале, еще до начала спецоперации. Запустить ее пока не удается. По словам представителей НМ ЛНР, остались на территории электростанции и мины, установленные при отступлении украинской армией.

Есть проблемы и в населенных пунктах ЛНР, которые давно контролируются республиками. Они всё еще подвергаются постоянным обстрелам, сейчас они особенно интенсивны в Первомайске.

— Начиная со 2 марта текущего года все попытки восстановления линии электропередачи не увенчались успехом в связи с постоянными обстрелами территории Первомайска, — рассказал мэр города Сергей Колягин. — Аналогичная ситуация сложилась и в вопросе восстановления водовода диметром 1200 мм.

На длинных выходных серьезно расширилось покрытие сотовой сети на освобожденных территориях. Голосовая связь и мобильный интернет от компании ЛНР пришли в Станицу Луганскую и окрестные населенные пункты. После отключения украинского оборудования они были отрезаны от этих услуг.

https://iz.ru/1302357/anton-lavrov/krymskoe-ukreplenie-narodnaia-militci...

Страны: 
Эксперты: