Украина сможет стать членом НАТО не ранее чем через 10–15 лет: как пояснил «Известиям» высокопоставленный собеседник в Североатлантическом альянсе, члены организации не планируют сейчас принимать Киев в свои ряды, поскольку не готовы к слишком очевидному обострению с Россией.
Поэтому на все просьбы, призывы и требования украинского руководства участники альянса отвечают: стране необходимо привести себя в соответствие с критериями НАТО и убедить союзников в том, что она достойна войти в альянс.
Долгая дорога в альянс
В последние месяцы Украина всё чаще говорит о вступлении страны в НАТО — ее руководство регулярно обращается к альянсу с просьбами, призывами и даже требованиями повысить статус отношений между Киевом и организацией. Так, в апреле 2021 года в интервью французской газете Le Figaro президент страны Владимир Зеленский заявил, что Киев не может «бесконечно оставаться в прихожей» НАТО и Евросоюза, — уже настал момент для того, чтобы «перейти на новый уровень отношений и пригласить Украину вступить в ЕС и НАТО».
Поводом для новых заявлений стал саммит альянса, который прошел 14 июня в Брюсселе и в котором впервые принял участие президент США Джо Байден. Украину и Грузию на эту встречу не пригласили. Генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг объяснил это тем, что на переговоры было отведено мало времени, — если в следующий раз его будет больше, то внешних партнеров на них обязательно допустят.
И если из Тбилиси на этот счет громких заявлений не было, то в Киеве свое негодование маскировать не стали. Так, 26 мая министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, выступая на пресс-конференции с генсекретарем ОБСЕ Хельгой Шмид, заявил: за 13 лет, что Киев движется в НАТО, «ни единого шага» навстречу со стороны альянса сделано не было. «И когда нам, Украине, иногда ставят в упрек, что у нас слишком медленные некоторые реформы, то что тогда уже говорить о принятии и реализации решений альянса, которые 13 лет пылятся. Для Украины очень важно, чтобы политика открытых дверей не превратилась в политику кормления обещаниями», — подчеркнул тогда украинский дипломат.
В Североатлантическом альянсе, отвечая на вопрос «Известий», готов ли он запустить переговоры о членстве Украины, и если да, то при каких условиях, сослались на заявление Йенса Столтенберга, сделанное 31 мая. «Двери НАТО остаются открытыми. И мы доказали это, приняв сначала Черногорию, а потом Северную Македонию», — сказал генсек. Говоря о Грузии и Украине, он отметил, что работа с этими странами-партнерами продолжается, однако сейчас им следует сосредоточиться на модернизации институтов обороны и безопасности, с которой альянс им непременно поможет. При этом ориентировочных сроков, в которые процесс вступления может завершиться, Йенс Столтенберг не назвал.
По словам высокопоставленного источника «Известий» в НАТО, альянс, безусловно, настроен на сотрудничество с Украиной, однако стать его полноправным членом Киев сможет не ранее чем через 10–15 лет.
— Сложность даже не в неурегулированных территориальных проблемах, а в том, что никто в НАТО, включая США, не намерен идти на такую откровенную эскалацию с РФ, — отметил собеседник «Известий».
Грузия, по его словам, готова к членству в альянсе куда больше, чем та же Черногория. Но ее не принимают в НАТО по тем же причинам, что и Украину, подытожил источник.
В коммюнике по итогам саммита 14 июня альянс ограничился тем, что подтвердил намерение принять Украину в свои ряды и поприветствовал реформы, которые она для этого проводит. О сроках вступления в НАТО там также речи не идет — организация упирает на то, что, несмотря на старания Киева, нынешних реформ пока недостаточно. «Сейчас основное внимание применительно к членству, когда речь заходит об Украине и Грузии, приковано к тому, отвечают ли они стандартам НАТО», — отметил после саммита в беседе с журналистами Йенс Столтенберг.
Более категорично на этот счет высказался глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан: в интервью телеканалу BFMTV от 18 июня он заявил, что «в настоящий момент условия для приема Украины в НАТО не сложились».
Поддержка из-за океана
Сам Киев ключевую роль во всем этом процессе отводит Соединенным Штатам. В интервью американскому изданию Axios от 4 июня Владимир Зеленский заявлял, что хотел бы лично встретиться с президентом США Джо Байденом, — по его словам, эти консультации было бы желательно провести до российско-американского саммита в Женеве. Глава Белого дома просьбу своего украинского коллеги постарался частично удовлетворить и ограничился телефонным разговором: в беседе 7 июня он успокоил Владимира Зеленского тем, что ждет его этим летом на встречу в Вашингтоне, после того как сам вернется из европейского турне.
— Об Украине существует понятное, без иллюзий, представление: она нужна как инструмент давления на Россию. Вступление в НАТО — это в первую очередь месседж для Москвы, а не для Киева, — пояснил «Известиям» шаги американского руководства доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. — Дальнейшие контакты Штатов и Украины будут также зависеть от отношений США с Россией. Американо-украинские контакты — это то, что можно назвать инструментальными отношениями.
16 июня на пресс-конференции по итогам встречи с президентом РФ Владимиром Путиным о Киеве Джо Байден говорил на удивление мало. Он лишь подтвердил «непоколебимую приверженность США поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины» и сообщил, что Москва и Вашингтон «договорились заниматься дипломатией для выполнения Минских соглашений».
В аналогичном ключе он отвечал на вопросы журналистов за два дня до этого — на саммите НАТО. Он заявил, в частности, что по части реформ Украина должна сделать все необходимые шаги — включая искоренение коррупции. Говоря о поддержке Вашингтона, Джо Байден отметил: всё зависит от того, «отвечают ли украинские власти критериям» организации.
До сих пор остается открытым вопрос о предоставлении Киеву плана действий по подготовке к членству. Украина рассчитывает получить его в 2022 году и уже раздраженно спрашивает, сколько для этого НАТО нужно от нее реформ. Как написал в Facebook глава МИДа страны Дмитрий Кулеба, «надо продолжать реформы, но нельзя смириться с ситуацией, когда отдельные государства — члены НАТО используют реформы на Украине как повод скрывать собственное нежелание раздражать Россию». Джо Байден, говоря о плане действий, подчеркнул: решение вопроса зависит не только от США, но и от других стран альянса. Украина «должна убедить [членов НАТО], а это нелегко», подытожил 14 июня американский президент.
https://iz.ru/1180619/ekaterina-postnikova-aleksei-zabrodin/stop-s-nato-...