Посол КНР в России Чжан Ханьхуэй - о том, каким путем намерен впредь развиваться Китай
Прессинг со стороны США вызвал определенные трудности в Китае, но они никоим образом не смогут сдерживать развитие страны. Уверенность в этом в интервью «Известиям» выразил посол КНР в России Чжан Ханьхуэй. Дипломат также рассказал, какие перспективы открываются для российско-китайского сотрудничества в сфере инноваций на фоне отхода Пекина от упора на импорт западных технологий, что сулит РФ курс КНР на углеродно нейтральную экономику и какая российская продовольственная продукция все чаще попадает на прилавки китайских магазинов.
Собственные разработки
- На недавнем пленуме власти Китая решили акцентировать внимание на активном развитии национальных отраслей, прежде всего в высокотехнологичном секторе, что во многом стало вынужденным ответом на политические препоны извне. Какие именно секторы китайской экономики прежде всего нуждаются в отходе от опоры на импорт?
- В последние несколько лет США оказывают сильное давление на Китай и провоцируют торговые споры. Будучи сверхдержавой, США объединили силы всей страны для подавления китайской частной компании Huawei, а также компании ZTE и других высокотехнологичных предприятий. И, конечно, притеснения китайской высокотехнологичной промышленности со стороны Запада и США вызывают у нас тревогу.
В научно-техническом развитии следует полагаться на собственные разработки, модернизацию страны невозможно купить. И акцент в методах экономического роста Китая действительно сместился с количества и масштабности на качество и эффективность. На пятом пленуме ЦК КПК 19-го созыва были четко сформулированы следующие задачи: значительное улучшение инновационного потенциала, существенное повышение уровня промышленной базы и модернизации промышленной цепочки, переход Китая в ряды ведущих инновационных стран.
Подавляемые Западом научно-технические области Китайская академия наук рассматривает как ключевые направления научных исследований. КНР на всех уровнях — от государственного до регионального и уровня предприятий — будет мобилизовывать огромные финансовые ресурсы на исследования и разработки технологий и подготовку кадров, а также будет активно привлекать лучшие кадры внутри страны и за рубежом. Ежегодно в Китае появляется более 8 млн новых выпускников вузов, и кадровый резерв может удовлетворить потребности современного развития.
Прессинг Китая со стороны США действительно вызвал определенные трудности, но это не будет и не может сдерживать развитие республики. Страна уже обрела прочную научно-техническую и исследовательскую базу и сформировала полную производственную цепочку. В 2019 году добавленная стоимость обрабатывающей промышленности Китая достигла 26,9 трлн юаней ($4,58 трлн), что составляет 28,1% в мировом соотношении. На протяжении 10 лет КНР сохраняет статус крупнейшей страны-производителя в мире, опережая США, Германию и Японию вместе взятые.
В 2019 году Китай инвестировал почти $400 млрд в развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), заняв второе месте в мире. Страна также занимает первое место по количеству международных научно-технических работ, а также по количеству патентных заявок на изобретения. У нас несомненные преимущества в таких областях, как высокоскоростная железная дорога, сеть 5G, квантовая связь, высоковольтные ЛЭП постоянного тока на большие расстояния, тоннелепроходческие комплексы (ТПМК), суперкомпьютеры и система мобильных платежей.
Даже в индустрии микросхем, в которой наибольшим образом ощущается прессинг США, Китай набирает обороты и является одной из четырех стран в мире, которые самостоятельно могут производить литографические степперы.
Наконец, в текущем году Китай стал единственной из крупнейших экономик планеты, оставшейся в зоне положительных темпов роста. А масштабы иностранных инвестиций достигли нового максимума. В будущем мы будем использовать научно-технические инновации в качестве стратегической поддержки и стремиться стимулировать более высококачественное экономическое развитие.
— А могут ли в отходе Китая от импорта с Запада быть перспективы для России?
— Вслед за вступлением китайско-российских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху наши страны добились выдающихся результатов в сотрудничестве в области научно-технических инноваций. Стороны должны воспользоваться Годами китайско-российского научно-технического и инновационного сотрудничества 2020–2021 как возможностью проявить свои преимущества для углубления взаимодействия в области авиации, космонавтики, атомной энергетики, физики высоких энергий и искусственного интеллекта, проведения совместных исследований и разработок, получения взаимной выгоды, совместного разделения продукции и рынков и преодоления западной блокады. И тем самым придать неиссякаемый импульс научно-техническому прогрессу и экономическому развитию наших стран.
Амбициозная цель
— К 2060 году Китай поставил амбициозную цель сделать свою экономику полностью углеродно нейтральной. Значит ли это, что в долгосрочной перспективе нефтегазовое сотрудничество с Россией, основа экспорта которой в Китай приходится именно на нефть и газ, будет сведено к минимуму?
— Китайское правительство придает большое значение защите окружающей среды и добросовестно исполняет свои обязательства по международным экологическим договорам в области изменения климата, биоразнообразия и химических веществ, в чем достигнуты ощутимые результаты. По состоянию на конец 2019 года объем выбросов двуокиси углерода в расчете на единицу ВВП в Китае сократился на 48,1% по сравнению с 2005 годом.
22 сентября председатель КНР Си Цзиньпин объявил, что Китай будет стремиться к 2060 году выйти на углеродную нейтральность. Эта амбициозная цель требует решения сложных задач.
В настоящее время производство электроэнергии путем сжигания угля в КНР по-прежнему превышает 60% от общего объема производства электроэнергии, а доля потребления угля превышает 50%. И для трансформации энергетической отрасли потребуется время.
Китай является основным мировым потребителем и импортером энергоресурсов, для которого нефть служит основным источником энергии, а природный газ считается предпочтительным альтернативным источником энергии для замены угля, поэтому в будущем эти источники энергии будут по-прежнему занимать значительную долю в потреблении КНР энергии.
Что касается китайско-российского энергетического сотрудничества, оно продемонстрировало свою гибкость и жизнеспособность даже в период пандемии COVID-19 и спада в мировой экономике. Значительно возросла торговля энергоресурсами и уверенно развивалось взаимодействие по крупным проектам. И Китай готов активно развивать сотрудничество с Россией как по крупным стратегическим проектам, так и по малым и средним проектам, готов целенаправленно содействовать сотрудничеству в области энергетических технологий и оборудования, инновационных исследований и разработок, возобновляемых источников энергии, водородной энергии, а также накопления энергии. При этом КНР готова использовать национальную валюту наших стран для взаиморасчетов в торговле энергоресурсами и для инвестирования и финансирования проектов.
Социальный кредит
— С некоторых пор в КНР действует система социального кредита, которая рождает за пределами страны много вопросов и недоумений. Если пояснить кратко и доступно, что такое социальный кредит — система оценки финансовой платежеспособности каждого отдельно взятого гражданина Китая или, скорее, оценка социальной благонадежности?
— Цель «Программы строительства системы социального кредита» на 2014–2020 годы — в повышении упорядоченности во всем обществе и эффективности социального управления, стимулировании здоровой конкуренции в рыночной экономике Китая и в решении таких заметных проблем, как нарушение законов и постановлений, неисполнение контрактов и соглашений.
Основной механизм функционирования этой системы — поощрение обладателей хороших рейтингов и наказание обладателей плохих рейтингов.
С одной стороны, этот механизм может помочь предприятиям, обладающим кредитным доверием высокой степени, получить еще более эффективные бизнес-ресурсы — в отношении них будут применяться такие меры поддержки, как приоритетное обслуживание и упрощение процедур. А потребители с хорошей персональной кредитной историей могут претендовать на больший объем кредитов, что стимулирует жизнеспособность всего потребительского рынка.
С другой стороны, система социального кредита ограничивает ненадежные организации за счет черных списков для различных отраслей и дисциплинарных взысканий для предприятий, нарушивших принципы рыночной конкуренции и ущемляющих права и интересы потребителей. Для неблагонадежных же частных лиц предусмотрены такие меры, как ограничение доступа к перелетам и поездкам на высокоскоростных железных дорогах, сокращение их банковских кредитных линий.
Но наряду с этим постоянно совершенствуется и механизм «выхода» — за счет поощрения к своевременному исправлению ошибок и ограничению дисциплинарных наказаний по времени.
К настоящему времени создана Всекитайская объединенная платформа кредитной информации, которая связана с 44 ведомствами, городами всех провинций, а также более чем с 60 рыночными организациями. Создано более 30 единых механизмов поощрения и наказания. Интернет и анализ больших данных способствуют созданию прозрачной и высокоэффективной кредитной системы нового типа, а также повышают эффективность экономической деятельности.
Вскоре этот механизм, взявший за основу европейские и американские кредитные рейтинги, расширит свой охват до четырех сфер: добросовестность правительства, бизнеса, общества и судебной власти. При этом любое наказание осуществляется в рамках действующего законодательства, и такой проблемы, как «внесудебное правоприменение», о чем поговаривают в некоторых зарубежных странах, нет.
По разумным ценам
— Всем россиянам давно и хорошо известны такие китайские бренды телефонов, как Huawei и Xiaomi, или, скажем, название онлайн-платформы AliExpress. В перспективе какие еще китайские бренды могли бы стать узнаваемыми и популярными в России?
— Товары китайского производства всегда были известны всему миру своим хорошим соотношением цены и качества, а в последние годы производства в стране сделали акцент на повышении качества продукции, укреплении технологических инноваций и развитии собственных брендов. И мы верим, что в будущем на российский рынок будет поступать всё больше товаров китайского производства с высоким качеством и по разумным ценам.
В то время как хорошо известные всем Huawei, Xiaomi и другие бренды продолжают обслуживать модернизацию российских коммуникаций, такие бренды смартфонов, как VIVO, OPPO и Meizu, бренды компьютеров Lenovo, Shenzhou и Qinghuatongfang, бренды телевизоров KONKA, Skyworth и Changhong, бренды холодильников Haier, Midea и TCL также становятся всё более популярными у российского потребителя.
Огромный рыночный потенциал имеет и электротехническая продукция таких марок, как Haval, Geely, BYD и другие автомобильные бренды, которые обещают достигнуть огромных успехов в сфере альтернативных источников энергии и защиты окружающей среды.
Отметил бы и погрузчики насыпных и наливных грузов, морское тяжелое оборудование и крупногабаритные стальные конструкции, произведенные Шанхайской компанией тяжелой промышленности Zhenhua (ZPMC), которые охватывают контейнерные причалы более чем в 70 странах и регионах мира, что составляет более 75% доли мирового рынка в этой отрасли.
Судоходные предприятия Китая, такие как Dalian Shipbuilding, Jiangnan Shipbuilding, Hudong-Zhonghua Shipbuilding и другие, имеют огромные исследовательские и производственные мощности в области танкеров, балкеров, контейнеровозов, судов для сжиженного нефтяного газа, судов для сжиженного природного газа, судов технического флота, а также морского инженерного оборудования.
Стремительно развивается производство чипов и полупроводников таких брендов, как Huawei HiSilicon, UNISOC, ZTЕ, SMIC и многих других.
Добавление названия Сенкаку к имени японского района не понравилось китайцам, но сильное обострение из-за островов им не выгодно
Кроме того, в повседневной жизни россиян наверняка появится еще больше высококачественной одежды, сумок, обуви, головных уборов и другой продукции легкой промышленности из Китая, а также средств традиционной китайской медицины, продуктов питания и напитков китайской кухни.
— А есть ли что-то типично «русское», что хорошо продается в Китае, кроме разрекламированного лично председателем Си Цзиньпином и президентом Владимиром Путиным мороженого?
— На китайском рынке российская продукция имеет прекрасную репутацию и огромный потенциал спроса. Ядерная энергетика, аэрокосмическая продукция, нефть, природный газ, сжиженный природный газ из России имеют огромный рыночный спрос в Китае. В дальнейшем КНР будет расширять сотрудничество с РФ в сфере угля.
В последние годы, по мере того как деловое сотрудничество двух стран продолжает углубляться, российская продукция сельского хозяйства и животноводства, такая как мясо, ячмень, пшеница, растительное масло, морепродукты, постепенно стала доступна для жителей Китая. Помимо мороженого, которое лично рекомендовали главы двух государств, всё больше российских брендов шоколада, сладостей, печенья, варенья, меда, колбас попадается на глаза китайским потребителям. И мы рады приветствовать российские предприятия, которые выходят на рынок КНР, и надеемся, что еще больше российской фирменной продукции появится на прилавках китайских магазинов.
https://iz.ru/1099576/nataliia-portiakova/modernizatciiu-strany-nevozmoz...