Главы МИДов стран НАТО на заседании в среду, обсуждая вопросы безопасности в Черноморском регионе, выразили намерение углублять в связи с этим сотрудничество с Грузией и Украиной. Представители этих двух государств также были приглашены к участию в дискуссии.
Тем временем и в Киеве, и в Тбилиси выражают надежды на скорое получение плана действий по членству в НАТО, что призвано стать ключевым этапом на их пути в альянс. По состоянию на текущий момент куда ближе к заветной цели находится Грузия.
Укрепление безопасности в Черноморском регионе - одна из центральных тем двухдневной встречи министров иностранных дел стран НАТО, которая завершилась в среду. Этот вопрос союзники по блоку обсудили в режиме видеоконференции на отдельной сессии, куда были приглашены главы МИД Украины и Грузии Дмитрий Кулеба и Давид Залкалиани.
Накануне встречи генсек НАТО Йенс Столтенберг дал понять, что регион стратегически важен, а присутствие сил альянса в нем уже сейчас значительно. «Мы тесно работаем с нашими ценными партнерами в Черноморском регионе — Грузией и Украиной, а также с тремя странами НАТО — Турцией, Болгарией и Румынией. НАТО уже имеет значительное военное присутствие в регионе, недавно у нас там были морские учения, мы также развернули в Румынии тренировочную бригаду НАТО под румынским командованием»,— сказал он в понедельник на брифинге. И заверил: «Регион остается важным для альянса, поэтому присутствие нашего контингента будет усиливаться».
По итогам двухдневного заседания господин Столтенберг рассказал: «Мы рассмотрели ситуацию с безопасностью в Черноморском регионе, который имеет стратегическое значение. Россия продолжает нарушать суверенитет и территориальную целостность Грузии и Украины. Она продолжает наращивать военную мощь в Крыму. И все активнее размещает вооруженные силы в регионе Черного моря».
В связи с этим, как дал понять Йенс Столтенберг, особое значение приобретает развитие отношений с Украиной и Грузией.
О том, что альянсу необходимо и дальше укреплять партнерство с Киевом и Тбилиси, говорится и в докладе экспертов о реформировании альянса НАТО-2030, опубликованном в среду (.pdf). В документе отмечено, что «дверь (в альянс.— “Ъ”) должна оставаться открытой для всех европейских демократий, которые стремятся присоединиться к структурам НАТО». Там же уточняется, «НАТО должно стремиться к расширению и укреплению партнерства с Украиной и Грузией — уязвимыми демократиями, которые стремятся к членству и находятся под постоянным внешним и внутренним давлением России».
В Москве на заявления об усилении присутствия НАТО в Черном море последовала резкая реакция. Глава международного комитета Совета федерации Константин Косачев во вторник в эфире телеканала «Вместе-РФ» возмутился тем, что члены альянса заявляют о необходимости «обеспечивать безопасность» своих союзников в любом регионе мира. Это, по его словам, «убивает букву и дух ОБСЕ» и вызовет «ответные действия со стороны России и других государств, не входящих в альянс».
А депутат Госдумы от Крыма Руслан Бальбек заявил «РИА Новости», что «ответом этой агрессивной Североатлантической организации будет высокая боеготовность российских вооруженных сил в регионе».
В ноябре президент РФ Владимир Путин также сетовал на то, что на предложение России снизить военную активность во время пандемии коронавируса альянс «вообще не отреагировал»,— напротив, «интенсивность полетов авиации и действий флотов натовских стран только выросла». Очередная серия масштабных военных учений блока вблизи границ РФ пройдет в 2021 году. В частности, как анонсировал во вторник министр обороны Украины Андрей Таран, Киев примет участие в 22 многонациональных учениях, в том числе в восьми на территории Украины и 14 за границей.
Между тем куда большие опасения Москвы может вызвать перспектива получения Киевом плана действий по членству в НАТО (ПДЧ) — программы поддержки стран, которые намерены присоединиться к альянсу. Выполнение плана по сути представляет собой следующий шаг к членству, хотя и не гарантирует его. «Украина четко очерчивает свои амбиции получить план действий по членству в НАТО и надеется на всестороннюю политико-военную поддержку для принятия такого решения на следующем саммите альянса в 2021 году»,— заявил накануне Андрей Таран.
В 2019 году Украина закрепила курс на полноправное членство в НАТО в конституции.
Задача получения ПДЧ зафиксирована в недавно принятой стратегии национальной безопасности Украины.
В этом году Киев уже получил статус партнера расширенных возможностей НАТО, но вероятность получения ПДЧ пока весьма туманна — никаких публичных заявлений на этот счет в ходе завершившейся министерской встречи сделано не было.
А вот у Тбилиси шансов больше. По итогам заседания Йенс Столтенберг сообщил, что у альянса есть «четкий посыл» Грузии, который заключается в том, что НАТО демонстрирует Тбилиси «сильную политическую поддержку». 29 сентября на встрече с грузинским премьером Георгием Гахарией в Брюсселе в речи Йенса Столтенберга прозвучало следующее: «Ранее в этом году союзники согласились дополнительно усилить наше (НАТО и Грузии.— “Ъ”) партнерство, включая взаимное предоставление большего количества радиолокационных данных, сотрудничество для противодействия гибридным угрозам, а также проведение совместных учений на Черном море. И я призываю вас (правительство Грузии.— “Ъ”) полноценно использовать эти возможности, чтобы приблизиться к НАТО, а также чтобы подготовиться к членству».
Кроме того, на сайте НАТО в разделе, который описывает отношения с Грузией, в октябре появилось дополнительное упоминание о том, что страна уже ведет подготовку к членству «через разработку и успешную имплементацию годовых национальных программ». В аналогичном разделе по Украине таких упоминаний нет. Вопрос получения Грузией ПДЧ может быть рассмотрен на саммите НАТО в 2021 году.