После двухлетнего застоя возобновлен диалог между Сербией и Косово о нормализации отношений. Это совпало с проведением по всей Сербии антиправительственных демонстраций, одним из лозунгов которых стал протест против «сдачи Косово». Близкие к сербскому руководству СМИ увидели в демонстрациях «руку Москвы». В МИД РФ назвали такие утверждения «низкопробной заказухой». Эксперты же полагают, что запущенный с ведома сербских властей тезис призван помочь президенту Александру Вучичу добиться от Запада уступок по Косово.
Диалог вышел из тупика
Официальное возобновление диалога между руководителями Сербии и Косово под эгидой ЕС состоялось в воскресенье в режиме видеоконференции. В ней участвовали сербский президент Александр Вучич, косовский премьер Авдулах Хоти, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель и спецпредставитель ЕС по Косово Мирослав Лайчак. Сначала представители ЕС пообщались с косовским премьером, потом — с сербским президентом, после чего состоялись переговоры в трехстороннем формате. Итоги подвел Мирослав Лайчак: «Договорились о главных элементах процесса. Согласована и повестка следующей встречи сторон в Брюсселе, 16 июля, которая будет очной».
Диалог между Сербией и Косово был прерван в 2018 году, когда косовские власти, обвинив Белград в проведении международной кампании по отзыву признания Косово, ввели стопроцентные пошлины на ввоз сербских товаров. В начале лета диалог попытались реанимировать США. Однако назначенная на 27 июня в Вашингтоне сербско-косовская встреча в верхах провалилась из-за выдвижения спецпрокуратурой в Гааге обвинений против президента Косово Хашима Тачи в военных преступлениях (см. “Ъ” за 26 июня). После этого инициативу взял в свои руки Евросоюз. В минувшую пятницу президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель совместно с руководством ЕС провели видеовстречу с сербским президентом и косовским премьером. До этого глава Франции пообщался в Париже с каждым из них по отдельности.
«Албанская сторона выдвинула целый ряд требований: сохранение территориальной целостности Косово, его конституции; взаимное признание, а не модель "двух Германий"; членство Косово в ООН, его признание всеми странами ЕС и только потом — проблема пропавших лиц и возмещения ущерба,— поведал Александр Вучич журналистам своего пула после парижского видеосаммита.— Если суть в этом, тогда все бессмысленно». Авдулах Хоти во главу угла поставил взаимное признание Сербии и Косово. А лидеры Франции и Германии в совместном заявлении предупредили: «Нормализация между Косово и Сербией крайне важна для безопасности и стабильности Балкан, а также для перспективы членства обеих стран в ЕС».
Не скрывает сложностей и глава европейской дипломатии. «Обеим сторонам потребуется политическая храбрость. Предстоит период компромиссов и прагматизма. Никогда не было легко найти решения таких старых и болезненных проблем. Поэтому сегодня мы здесь, чтобы предпринять новую попытку»,— заявил Жозеп Боррель по итогам воскресной видеоконференции.
Косовская игра
Возобновление сербско-косовского диалога о нормализации отношений происходит на фоне многотысячных протестов, охвативших на минувшей неделе сначала Белград, а затем и большинство других сербских городов. Протесты вылились в захват здания парламента и ожесточенные столкновения с полицией (см. “Ъ” за 8 июля).
Характерной особенностью сербских протестов является то, что их участники практически каждый вечер делятся на две неравные группы.
Большинство протестует мирно, иногда даже сидя на площади. Другая группа, заметно меньшая, но более агрессивная, старается пробить полицейские кордоны, забрасывает стражей порядка камнями и бутылками, всячески провоцируя столкновения, после чего от полиции достается всем без разбору.
Отличаются и требования протестующих. Первые упрекают власти во лжи и свертывании борьбы с коронавирусом ради победы правящей партии на выборах 21 июня, из-за чего эпидемия вспыхнула в Сербии с новой силой. Вторые обвиняют президента Вучича в готовящейся сдаче Косово и требуют его отставки.
Лидеры крупнейшей оппозиционной партии — Союза за Сербию объявили на днях, что насилие в ходе демонстраций «срежиссировано». Они обвинили власти в «привлечении хулиганов для дискредитации протестов».
Близкие же к сербским властям СМИ увидели в антиправительственных демонстрациях «руку Москвы», интересам которой не отвечает нормализация отношений Сербии с Косово. А журналистка одного из них прямо спросила Александра Вучича, «как быть с гражданами России» и других стран в рядах протестующих. Президент от прямого ответа уклонился, обвинив в причастности к беспорядкам «иностранные спецслужбы с целью давления на Белград накануне переговоров по Косово». А на следующий день отменил встречу с послом РФ в Белграде, после чего вылетел в Париж на переговоры по Косово.
В Москве утверждения о «российском следе» в сербских беспорядках отвергают. В российском МИДе их назвали «низкопробной "заказухой", преследующей одну цель — бросить тень на российско-сербское партнерство».
Региональные же эксперты видят во вбрасывании тезиса о «руке Москвы в сербских протестах» политическую игру президента Сербии в канун решающих переговоров по Косово. «Вучич чувствует себя неуверенно и ищет поддержку на Западе, намекая, что, мол, русские хотят его свалить, чтобы он не решил косовскую проблему, и что если он уйдет, придут русские,— считает бывший сербский вице-премьер, а ныне известный эксперт Жарко Корач.— Однако эта политическая игра Вучича, когда он уверяет Запад, что защищает Сербию от российского влияния, а Россию — что без него Сербия была бы в НАТО, сильно поистрепалась».