Военный эксперт Владислав Шурыгин - о том, почему взрывы на арсеналах - это серьезный симптом деградации вооруженных сил Украины
В ночь на вторник на военном складе ВСУ под Черниговом прогремел взрыв, после которого начался пожар. По данным минобороны Украины, жертв и пострадавших нет. Но из близлежащих населенных пунктов экстренно вывезли около 10 тыс. человек. За последнее время взрывы и пожары на складах ВСУ стали рутиной — они уже давно никого не удивляют.
Год назад 26 сентября начался пожар на расположенном в городке Калиновка Винницкой области 48-м арсенале МО Украины. На этом объекте хранилось около 188 тыс. т боеприпасов, включая реактивные снаряды для РСЗО «Град», «Ураган» и «Смерч».
За полгода до этого, 23 марта 2017 года взорвался один из самых крупных складов боеприпасов в Балаклее Харьковской области. Пожар вспыхнул на территории 65-го арсенала центрального ракетно-артиллерийского управления вооруженных сил Украины на площадках хранения артиллерийских снарядов. Вскоре они начали детонировать. Вокруг была организована семикилометровая зона безопасности, а зона в радиусе 50 км объявлена чрезвычайной. Из-за пожара началась эвакуация города и прилегающих к военным складам сел.
За год до этого, 8 марта 2016 года в населенном пункте Геевка Луганской области произошел несанкционированный взрыв на складе боеприпасов 92-й отдельной механизированной бригады ВСУ. Погиб военнослужащий. За пять месяцев до этого, 29 октября 2015 года пожар с последующей детонацией снарядов вспыхнул на складе боеприпасов в городе Сватово Луганской области. В результате ЧП четыре человека погибли и 16 пострадали. Кроме того, было повреждено 1,7 тыс. квартир и частных домов.
Историю больших и малых происшествий на складах и арсеналах ВСУ можно продолжать еще долго, вспомнив пожары и взрывы 2005 и 2014 годов. В общем, современная военная история ВСУ — это непрерывная цепь ЧП на складах и арсеналах. И если до госпереворота в Киеве и начала гражданской войны уровень контроля за хранением боеприпасов на объектах украинского МО еще хоть как-то поддерживался, то после 2014 года началось подлинное бедствие.
У него есть объективная причина. По данным минобороны Украины, к 2008 году на 56 украинских арсеналах, базах и складах стратегического и оперативного уровней хранилось около 2,2 млн т ракет и боеприпасов советского военного наследства. И еще около 155,5 тыс. т разнообразных боеприпасов хранилось на 86 складах тактического уровня. Более 500 тыс. т из них требовало скорейшей утилизации.
Столь масштабная мина замедленного действия требовала государственного подхода. И 22 октября 2008 года было утверждено постановление кабинета министров Украины о создании государственной целевой оборонной программы утилизации обычных видов боеприпасов, непригодных для дальнейшего использования и хранения. Но одно дело принять и утвердить и совсем другое — выполнить. В рамках этой программы в 2008–2014 годах было утилизировано около 207,1 тыс. т боеприпасов — менее 50% имеющихся.
А после 2014 года и эта программа приказала долго жить, ознаменовав целую эпоху масштабных катастроф на украинских арсеналах. Сейчас, исчерпав все мыслимые сроки хранения, сотни тысяч тонн боеприпасов продолжают храниться фактически под открытым небом. Об этом свидетельствуют многочисленные фотографии очевидцев, регулярно публикующиеся в Сети. Поэтому взрываются как старые склады, так и вполне себе современные. Нынешний взрыв уничтожил склад, где хранились дефицитные снаряды к 122-миллиметровым гаубицам и снаряды для реактивных систем «Град», которые Украина не производит.
Чтобы изменить ситуацию, нужна масштабная программа строительства современных высокотехнологичных арсеналов. Но бюджет Украины денег на это не предусматривает. Поэтому на проблему здесь смотрят под особым углом — с арсеналами на Украине всё хорошо, а беда в... русских диверсантах, которые якобы взрывают украинские склады. Вот так! Диверсии — и никаких гвоздей!
Здесь нужно сказать, что Украина не единственная страна, столкнувшаяся с проблемой устаревшего арсенала. Россия в начале 2000-х годов также прошла через серию аналогичных ЧП. Но тогда у нас никто не искал диверсантов и не обвинял соседей во вредительстве. А были сделаны необходимые выводы и запущены программы утилизации и модернизации арсеналов.
Как говорится, два мира — два подхода. В России за десять лет было утилизировано 5 млн т боеприпасов и создана современная система их хранения. А на Украине утилизировано лишь 207,1 тыс. т и полным ходом идет охота на ведьм.
И это не просто разница в цифрах, это разница в технологической состоятельности. Ведь безопасное хранение и утилизация огромных объемов отслуживших свой срок боеприпасов по силам только современной стране. А для прочих это вечная тема для постапокалиптических сценариев, где на руинах некогда развитой цивилизации взрываются старые арсеналы и горят атомные станции.
Автор - военный эксперт
https://iz.ru/798526/vladislav-shurygin/mina-uskorennogo-deistviia