Президентский самострел

Трамп разозлил французов рассказом о пользе гражданского оружия в борьбе с террористами

Американский президент в уже традиционной для него менторской манере на днях заявил о том, что жертв терактов в Париже можно было бы избежать, будь французы вооружены. Столь активно выступать в защиту прав на покупку и ношение оружия Дональду Трампу не помешали даже недавние случаи массовых расстрелов в США. Как хозяин Белого дома умудряется критиковать другие страны за нехватку оружия на руках у граждан, притом что это же оружие становится всё более опасной проблемой в его собственной стране, — в материале портала iz.ru.

«Бах — иди сюда!»

На прошлой неделе президент США Дональд Трамп раскритиковал Париж и Лондон за строгие законы, регулирующие оборот огнестрельного оружия. Выступая на встрече американской Национальной стрелковой ассоциации (National Rifle Association, NRA), американский лидер отметил, что действующие во Франции нормы не смогли предотвратить серию терактов в Париже и его пригороде Сен-Дени в ноябре 2015 года. Тогда несколько боевиков подорвали себя у стадиона «Стад де Франс», также были атакованы кафе и захвачены заложники в концертном зале «Батаклан». Всего жертвами нападений стали более 130 человек, свыше 350 пострадали.

«Они застрелили их одного за другим. Бах — иди сюда! Бах — иди сюда! Бах!» — сымпровизировал Трамп. С точки зрения президента, всё могло бы быть иначе, если бы парижане, на которых напали в кафе, были вооружены. «Если бы хоть у одного работника или одного посетителя был пистолет (…), террористы бы бежали или были ранены», — отметил президент, слова которого приводит телеканал CNN.

Столь вольный пересказ трагических событий не мог остаться незамеченным. Министерство иностранных дел Франции осудило высказывание Трампа и призвало к уважению памяти жертв терактов. Елисейский дворец, в свою очередь, заявил, что свободное обращение оружия не защитит общество от террористических атак. «Напротив, он может облегчить планирование подобного рода нападений», — говорится в сообщении резиденции президента Эммануэля Макрона.

Как добавил посол Франции в Вашингтоне Жерар Аро, статистика по погибшим в результате огнестрельных ранений не способствует тому, чтобы Париж изменил свои законы. А министр финансов страны Брюно Ле Мэр призвал Трампа обдумать свои слова и выразить сожаление по поводу того, что он их произнес. Лэ Мэр указал, что заявление американского лидера «недостойно президента ведущей мировой державы, а также президента страны-союзника и друга Франции».

Свою толику критики в адрес Трампа добавил и Франсуа Олланд, занимавший пост президента Франции на момент совершения терактов. «Постыдные заявления и непристойное лицедейство Дональда Трампа многое говорят о том, что он думает о Франции и ее ценностях», — написал Олланд в Twitter.

Что касается Соединенного Королевства, то хозяин Белого дома подчеркнул, что в Лондоне возросло число случаев насилия с применением ножей. Бывший глава британского минюста Чарльз Фэлконер ответил Трампу: «Количество убийств в США в пять раз выше, чем в Великобритании. Во всем мире нет человека (за исключением, возможно, президента США, хотя он, вероятно, лжет), который считает, что число убийств снизится, если доступ к оружию будет упрощен».

Момент для заявления о терактах во Франции и нападениях в Великобритании Трамп выбрал, мягко говоря, не самый удачный. Тема свободы продажи оружия в Соединенных Штатах является одной из наиболее спорных, в том числе в дискуссиях между двумя партиями — ныне правящей Республиканской (ее представители выступают за максимальную свободу при торговле стволами) и Демократической. Однако буквально за пару дней до выступления президента был еще и обнародован доклад ФБР, согласно которому в 2017 году число инцидентов с применением оружия в общественных местах в США достигло максимума с 2000 года. В статистике не были отражены случаи, когда целью стрелявших были конкретные люди (то есть те, когда речь шла об умышленных, адресных убийствах и покушениях на убийство), а также перестрелки, участниками которых становились члены организованных банд.

За прошлый год ФБР насчитало 30 таких случаев применения оружия, притом что годом раньше их было 20. В общей сложности в результате этих ситуаций погиб 221 человек, еще 722 пострадали. Сотрудники силовых структур вступали в перестрелку с нападавшими 20 раз; за два года в результате стрельбы погибли 13 представителей служб правопорядка (за 2014–2015 годы — четверо), еще 20 стражей порядка были ранены (за предыдущий двухлетний период — 10).

Чаще всего инциденты со стрельбой происходили в штатах Огайо (четыре случая за 2016–2017 годы), Калифорния и Флорида (по пять) и Техас (шесть). А именно этот «ковбойский» штат является одним из самых ярых противников каких-либо серьезных ограничениях и уже тем более полного запрета на продажу оружия гражданским лицам. Кроме того, судя по статистике, свободная (в большинстве штатов) продажа оружия отнюдь не способствует снижению числа случаев его применения в общественных местах или сокращению числа погибших в противостоянии со стрелками полицейских.

Представители спецслужб — а они, как известно, «бывшими» могут быть только формально, а не по сути, — к новой статистике отнесли спокойно, рекомендовав не делать из нее далеко идущих выводов. Например, бывший помощник директора ФБР Рон Хоско отмечает, что случаи с применением оружия сравнительно редки, поэтому речь идет о небольших цифрах, имеющих тенденцию к колебаниям. «Думаю и надеюсь, что это просто статистическая аномалия, — отметил Хоско, слова которого приводит USA Today. — Чем больше пройдет времени, тем больше будет возможностей понять, идет ли речь о росте или просто о статистической флюктуации».

Право американцев на ношение оружия гарантировано Второй поправкой к конституции. Во многом правила приобретения и ношения стволов определяются местным законодательством, однако в большинстве штатов разрешено и открытое, и скрытое ношение оружия — подчас для этого даже не нужно специальное разрешение.

Традиционно за максимально широкие права на покупку, хранение, ношение и применение огнестрельного оружия выступает Республиканская партия, представителем которой является и нынешний американский президент. Впрочем, назвать его позицию совсем уж неизменяемой нельзя — так, в феврале он впервые с момента переезда в Белый дом заявил о готовности обсуждать поправки и дополнения в федеральное законодательство, регулирующее продажу оружия. Как говорила пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс, «президент выступает в поддержку усилий, направленных на совершенствование федеральной системы проверки биографической информации». Национальная система оперативного уголовного контроля (National Instant Criminal Background Check System, NICS) призвана не допустить попадания оружия в руки лиц, признанных опасными. В нее вносятся данные о человеке, который пришел в оружейный магазин за стволом.

Впрочем, NICS отнюдь не безупречна — так, система не помешала вооружиться Николасу Крузу. Изгнанный из школы Marjory Stoneman Douglas High School во Флориде, в феврале он пробрался в учебное заведение и застрелил 17 человек. Круз осенью прошлого года оставил под видео другого пользователя в YouTube комментарий со словами: «Я собираюсь стать профессиональным школьным стрелком». Однако ни этот пост, ни другие его потенциально опасные высказывания в соцсетях не помешали ему пройти проверку и приобрести полуавтоматическую винтовку, напоминает CNN. «Биографическую проверку он сумел пройти благодаря тому, что система проверяет определенные показатели предыдущих случаев насилия, незаконного поведения и проблем с психическим здоровьем — но не все, — отмечает телеканал. — Охват изучаемых данных невелик, в него не могла попасть вся информация о личности Круза, даже если бы речь шла о недвусмысленных публичных угрозах в отношении учеников, а также данные о его поведении в школе, из-за которого он и был отчислен».

О том, что получить разрешение на покупку оружия просто, говорит и статистика самой NCIS. С момента запуска этой системы 20 лет назад ФБР провело свыше 280 млн таких биографических проверок. На федеральном уровне отказано было всего в 1,5 млн случаев, в основном — лицам с криминальным прошлым, а также людям с проблемами психики (менее 36 тыс. случаев) и нелегальным мигрантам (менее 34 тыс. случаев). В число отказников явно не попал и Стивен Пэддок: с октября 2016 года по сентябрь 2017-го он купил 33 единицы огнестрельного оружия, в основном — автоматические винтовки, а в октябре прошлого года устроил настоящую бойню в Лас-Вегасе во время музыкального фестиваля — его жертвами стали 59 человек.

Вскоре после расстрела во Флориде Трамп заявил о возможном введении ряда ограничений, касающихся прав на покупку оружия. Впрочем, эти декларации, похоже, носили исключительно сиюминутный популистский характер — уже в марте Трамп отказался выступать в поддержку повышения минимального возраста для приобретения оружия с 18 лет до 21 года. Впрочем, даже готовя свои предложения по законодательным изменениям в сфере оборота оружия (среди них была и весьма спорная идея о стрелковой подготовке учителей), Трамп дважды проводил в Белом доме частные встречи с представителями Национальной стрелковой ассоциации. Трудно поверить, что взгляды топ-менеджеров NRA не сказались в итоге на весьма осторожном характере предложений Белого дома.

В каком-то смысле Трамп остается заложником и партийных ценностей республиканцев, против которых он не может выступать в том числе по вопросу оборота оружия, и взглядов помогавших ему во время предвыборной кампании спонсоров, среди которых была и лоббирующая свои интересы стрелковая ассоциация, которая пожертвовала в его «копилку» $30 млн, напоминает The Guardian.

На этом фоне политические оппоненты президента обвинили Трампа в том, что он поддается давлению NRA. Как заявила лидер демократов в палате представителей конгресса США Нэнси Пелоси, «семьи [погибших] и школьники, сердца которых страдают из-за насилия с применением оружия, заслуживают настоящего лидера, а не Белый дом, который ходит перед Национальной стрелковой ассоциацией на цыпочках».

https://iz.ru/741277/kirill-senin/prezidentskii-samostrel

Эксперты: