Перемещение американского крейсера «Монтерей» по Черному морю вновь вызвало вопросы у Москвы к Вашингтону. Два дня назад корабль прибыл в грузинский порт Батуми для совместных учений двух стран. В МИД России подчеркивают, что появление крейсера США недалеко от берегов Абхазии может послужить неадекватным сигналом для руководства Грузии.
Американский крейсер «Монтерей» с противоракетной системой «Иджис» на борту вновь оказался в центре внимания Москвы.
Двумя днями ранее корабль, появление которого в Черном море ранее вызвало возмущение России, вошел в грузинский порт Батуми для участия в совместных военных учениях двух стран.
МИД России, комментируя произошедшее, заявил, что продолжающееся перемещение корабля по акватории Черного моря вызывает у него «все новые серьезные вопросы» к Вашингтону.
«МИД России ранее выражал обеспокоенность тем, что параллельно с разговорами о сотрудничестве в области ПРО фактически проводится оперативная противоракетная «рекогносцировка» в непосредственной близости от границ нашей страны. Теперь же этот боевой корабль демонстративно зашел в грузинский порт Батуми. Какие бы объяснения целям такого захода ни давались, ясно, что он будет воспринят грузинским руководством как поощрение его реваншистских устремлений в отношении российских союзников – Абхазии и Южной Осетии – и тем самым не будет способствовать укреплению стабильности в регионе», – подчеркивается в заявлении, распространенном во вторник вечером российским внешнеполитическим ведомством.
Тем более что американские военные корабли не первый раз появляются у берегов Грузии и соседней Абхазии. 9 июня, напомнили на Смоленской площади, там побывал ракетный крейсер «Анцио».
А двумя годами ранее, сразу же после восьмидневной войны на Кавказе, в Грузию с «гуманитарной помощью» направилось сразу несколько американских боевых кораблей, включая эсминец «Макфол».
«Считаем, что подобные маневры идут вразрез с нынешним характером российско-американских отношений. Ожидаем от Вашингтона более конструктивного подхода, отвечающего задачам обеспечения безопасности на Южном Кавказе и в целом в Черноморском регионе, уважения законных интересов и озабоченностей всех расположенных здесь государств», – добавили в МИДе.
Ранее этот же корабль принял участие в морских учениях Sea Breeze – 2011 на Украине, где он якобы отрабатывал действия на случай «обострения ситуации в регионе».
В Москве подобная формулировка вызвала недоумение.
«Хотелось бы понять, какое «обострение» имело в виду американское командование, перемещая из Средиземноморья на восток основную ударную единицу из состава формируемой территориальной противоракетной обороны североатлантического альянса. Если речь идет об обычном «визите» в этот крайне чувствительный регион, то почему для него был выбран корабль именно с таким вариантом вооружения? И какую роль отводил противоракетам «Монтерея» сценарий учения «Си Бриз – 2011», в ходе которого отрабатывалась «антипиратская операция по стандартам НАТО?» – комментировал заход корабля в Одессу российский МИД.
США воздержались от разъяснений, заявив лишь, что учения соответствуют духу отношений с Украиной, а Россия в этой связи «имеет право на свое мнение».
Эксперты, комментируя происходящее, заявляли, что, по сути, США начали освоение Черного моря. «В этот раз мы можем говорить о том, что это откровенно враждебная акция США в поддержку заявлений НАТО по части развертывания ПРО. Введение военного корабля, по сути, является продолжением и подтверждением той риторики, которую ведет организация по отношению к России», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
Добавим, что пока «Монтерей» находится в Черном море, его действия контролирует российский большой противолодочный корабль (БПК) «Керчь».