Помощь России Приднестровью и Игорь Смирнов

Инициированный по линии межпартийных и межпарламентских связей канал российской финансовой помощи для малозащищенных категорий граждан России, проживающих в Приднестровской Молдавской республике (ПМР), успешно действует уже третий год. Процесс финансовой поддержки своих граждан не останавливался Россией ни на день.

Другое дело, что со стороны президента ПМР Игоря Смирнова на протяжении последнего года предпринимались серьезные усилия по установлению личного контроля над схемой получения российской финансовой помощи.

Недавно партнер России в этом вопросе экс-спикер Верховного Совета и экс-председатель приднестровской партии большинства "Обновление" Евгений Шевчук, был смещен со своих постов усилиями президента Смирнова. Конечно, в первую очередь, Игорь Смирнов руководствовался соображениями устранения политического конкурента, стремительно набиравшего популярность среди избирателей. Во вторую очередь, разыгрывая гамбит с российскими контролирующими органами, Смирнов понимал, что своими действиями он затормозит механизм финансирования программы помощи со стороны российских властей. Здесь он применил старый, уже давно испытанный прием. Он продолжил выплачивать надбавки гражданам, но только уже самостоятельно. Продолжая выплаты как бы "российской помощи" из денег собираемых с потребителей в ПМР и не выплачиваемых "Газпрому" за потребление российского газа, Смирнов по сути легитимирует "воровство газовых денег". Конечно, эта ситуация крайне неприятна для руководства России. Игорь Смирнов снова переиграл их в незатейливой игре: как выжить в условиях непризнания и еще заработать в финансовом и политическом плане.

Важно понять, что Игорь Смирнов отстаивает, прежде всего, свои интересы и интересы Приднестровского государства, как он их понимает. Какие-либо российские интересы стоят на втором месте среди приоритетов приднестровского руководства. И для соблюдения их Смирнов считает себя вправе просить достаточную цену. Например, бесплатный российский газ, который он продает своим же гражданам, а на вырученные деньги сохраняет и укрепляет свою личную власть. Серия скандалов, выплеснувшаяся в СМИ в последнее время и связанная с финансовыми махинациями в приднестровском "Газпромбанке", который оперировал российской помощью, подтверждает предположения наблюдателей, что российские власти не желают иметь дела со Смирновым и его родственниками.

Однако коллизия заключается в том, что Смирнову очередной раз удалось связать свою политическую судьбу и состояние российских граждан в Приднестровье. Налицо прямой шантаж российского руководства: либо Россия принимает условия Смирнова и он в пятый раз становится полновластным хозяином Приднестровья в 2011 г., либо Россия теряет политическое лицо перед всем русским миром. Тем более, что принятие недавно нового закона о соотечественниках и без этого ставит в сомнительное положение российское руководство в зонах традиционного российского влияния.

Позитивным выходом из сложившегося положения могло бы стать инициирование процесса признания государственности Приднестровской Молдавской Республики со стороны России, опираясь на недавнее решение Международного суда ООН по косовскому прецеденту. Тем самым вопрос о политическом шантаже отпал бы сам собой, а Россия могла бы продвигать "своего" кандидата на пост президента ПМР, сохранив лицо и геополитическое присутствие в регионе.

События, развивающиеся в соседней Молдавии, неминуемо подталкивают к этому.

Эксперты: