Политолог Олег Матвейчев — о том, чем запомнится миру Барак Обама
Уходящий с президентского поста лидер США Барак Обама на днях выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Его речь, с одной стороны, носила примирительный характер. Обама заявил, что для того, чтобы разрешить вооруженный конфликт в Сирии, Вашингтон будет взаимодействовать с любой страной. С другой — американский лидер не упустил возможности выдать щедрую порцию критики в адрес России.
Сессия Генассамблеи ООН по-прежнему остается важнейшей площадкой для встреч глав государств и внешнеполитических ведомств всех стран мира. В этот раз на ее повестку было вынесено более 200 актуальных вопросов из самых разных сфер жизни. В их числе — авторское право, космос, экология, экономика, вопросы социальной помощи.
Наиболее значимыми событиями сессии ГА ООН, безусловно, являются выступления первых лиц государств. На этой неделе наблюдатели с особым вниманием слушали речь Барака Обамы, который в качестве президента Соединенных Штатов произносил ее с ооновской трибуны в последний раз. Наверное, Обаме было важно, чтобы мировое сообщество, и прежде всего граждане его страны, запомнило его в том образе, в котором ему хотелось бы остаться в истории.
Американский лидер говорил про научно-технический прогресс, про мир во всем мире, про процветание и угрозы со стороны неких больших государств, намекая, естественно, на Россию. При этом речь его была исполнена пацифистских, благостных пожеланий. Во многом она напоминала самые ранние выступления Обамы восемь лет назад, когда он впервые баллотировался на пост главы государства. Тогда он воспринимался американскими гражданами как «президент надежды».
Американцы искренне желали найти замену грубому техасскому ковбою Джорджу Бушу, который решал мировые проблемы с помощью кнута, пренебрегая пряником, — разбомбил Афганистан, вторгся в Ирак. На его совести и первый майдан на Украине, и конфликт с Китаем, и ряд инициатив, связанных с европейской безопасностью, которые отнюдь эту безопасность не повысили, и многие другие вещи.
Барак Обама не воспринимался американцами как президент «в ковбойском стиле», образно говоря, как глава «белой Америки», который берет на себя тяжелую ношу управления всем миром. Афроамериканец Обама представлялся тогда избирателям человеком, который будет защищать меньшинства и слабых, будет стремиться к новому миру. Его избрание совпало с серьезным экономическим кризисом на Западе. В ответ на эти вызовы он говорил о стремлениях стимулировать экономический рост, повышать производительность труда, развивать инновации и науку. Но ни в коем случае не «размахивал дубинкой». Более того, Барак Обама получил Нобелевскую премию мира 2009 года за обещание вывести войска из Ирака и начать переговоры с Ираном. Награда была присуждена «за огромные усилия по укреплению международной дипломатии и сотрудничества между народами».
Но что же мы увидели на самом деле во время его президентства? Войска из Ирака выводились очень долго и медленно. И по сути дела контингент все еще остается там, поскольку окончательный вывод войск приведет к полной потере контроля над ситуацией в стране.
Дальше — больше.
Барак Обама превзошел своих предшественников по части организации так называемых «цветных революций» в разных странах. Именно при нем Северную Африку и Ближний Восток охватила «арабская весна», которая вылилась в череду переворотов в Египте, Тунисе, Ливии и завершилась не только кровавой расправой над Муамаром Каддафи, но и убийством американского посла, стоявшего за организацией этой революции.
И, наконец, был развязан конфликт в Сирии, где США и увязли.
На фоне всех этих событий возникли большие сомнения по поводу того, что амплуа Барака Обамы — «голубь мира». На деле он оказался одним из самых агрессивных президентов США, который сумел дестабилизировать обстановку во многих регионах мира.
И именно таким Обама запомнится всему миру.
Последствия «цветных революций» арабским странам придется переживать еще не один десяток лет. Так называемое дно экономического и политического кризиса там до сих пор не пройдено. Об этих последствиях неоднократно и Барака Обаму, и весь остальной мир предупреждал российский лидер Владимир Путин.
С точки зрения международного права вмешательство в дела других государств неприемлемо. Мы видим, что в Египте произошел экономический обвал, Тунис лишился туристов, Ливия, по сути дела, вообще перестала существовать и сейчас разделена на четыре различных государства, управляемых различными кланами. Афганистан и Ирак — тоже чисто номинальные территории, которые контролируются террористическими группировками. Все это ведет к нищете, массовому исходу мирного населения, деградации экономики, ко всему тому, о чем Владимир Путин говорил с трибуны прошлогодней сессии ООН: «Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?!»
Но, судя по всему, никто не понял.
Вот, например, силы ВВС США разбомбили сирийскую правительственную армию, а заявили, что это была ошибка. Погибли 60 человек, но никто даже не удосужился извиниться. Вашингтон целенаправленно ведет политику против главы Сирии Башара Асада, поддерживая террористические группировки вроде ИГИЛ (запрещена в России). А ведь Асад ничем перед мировой общественностью не провинился, кроме как тем, что бросил вызов США и дружил с Россией. По логике США, можно поддерживать головорезов, самые бесчеловечные террористические группировки. Но совершенно непростительно, когда лидер какого бы то ни было государства не подчиняется воле США.
Всё это двойные стандарты, лицемерие. Вот почему мирная речь Обамы, прозвучавшая на Генассамблее ООН, является типичным примером поведения волка в овечьей шкуре.
И для мировой общественности это становится все более очевидно.