ПАРЛАМЕНТ ТУРЦИИ МОЖЕТ БЫТЬ РАСПУЩЕН

Антиправительственные протесты в Турции продолжаются.

Как рассказывают очевидцы, турецкие политологи, с которыми автору удалось связаться по телефону, у граждан страны укрепляется ощущение того, что «они вступили в другую эпоху». «Те, кто присоединился к протестам в парке Гези в Стамбуле - это уже другая Турция», - пишет и газета Milliyet. - Да, на площади Таксим были курды, оппозиционная Партия националистического движения, но большинство собравшихся- представители среднего класса».

Поэтому когда премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган заявляет, что «за беспорядками в стране стоят радикальные группы, и эти акции «не имеют отношения к устремлениям народа», что «протесты организованы экстремистами», такие слова начинают восприниматься многими турками уже как политическое оскорбление». Неслучайно The Wall Street Journal констатирует: «Эрдоган вчистую проиграл средний класс, к появлению которого он его партия приложили немалых усилий по проведению экономических и социальных реформ».

В свою очередь The Financial Times пишет, что «Эрдоган совершат ошибку за ошибкой: выискивая некий «нематериальный заговор», поручая спецслужбам выявить «руку иностранцев», он начинает выставлять себя уже в роли «жертвы» и терять харизму государственного деятеля». «Второй в истории страны по популярности - после Ататюрка - политик вполне может потерять власть», - предупреждает немецкий журнал Der Spiegel. Похоже, что не все те, кто сейчас рядом с Эрдоганом, пойдут с ним «до конца». «Уже сейчас есть основания полагать, что идет внутрипартийная борьба за власть» - подчеркивает Der Spiegel.

Бросается в глаза то, что иную трактовку событиям, дает, к примеру, президент Турции Абдуллах Гюль: «Воля народа выражается в выборах. Но демократия - это не только выборы. Это еще возможность выражать свои мысли, взгляды, высказывать возражения разными способами. И мирные демонстрации - это часть демократии. В этом смысле события последних дней я рассматриваю в этих рамках. Хочу подчеркнуть: это послание (общества) я принимаю как высказанное с благими намерениями».

Но удастся ли Гюлю подправить «демократический имидж» Турции - уже никто не знает. Согласно некоторым международным индексам, Турция сейчас занимает 89 место по демократизации, что отражает падение этого уровня за последние 10 лет. Даже лояльная к Эрдогану американская газете The Washington Post с удивлением фиксирует, что « последние события показали, что в Турции больше нет сильной независимой прессы, и когда « протестующие заполняли площадь Таксим в Стамбуле, телевидение в стране от нее отвернулось: телеканал CNN Турция показывал кулинарное шоу», а « правительство вместо того, чтобы терпеть протест, отправило туда подразделения особого назначения, что привело лишь к росту демонстраций и более широкому спектру поднимаемых тем». Более того, эта газета также прогнозирует «опасную поляризацию в стране религиозных и секулярных сил».

На наш взгляд, Эрдоган быстро утрачивает возможность для политического маневра, как в сторону поисков компромиссных решений с оппозиционными силами, так и внутри правящей партии. Сейчас он заявляет, что в своем лице представляет «большинство турецкого народа», хотя, как сообщили автору его турецкие собеседники, во время выступлений в Стамбуле они не видели никого, кто бы пытался защитить своего премьера. Все идет к обострению политического кризиса в стране, выйти из которого можно за счет досрочных выборов в парламент. Для самолюбивого Эрдогана другого теста для проверки своего влияния в стране практически не существует.

Страны: 
Эксперты: