Президентская кампания в Армении вышла на финишную прямую. 18 февраля состоятся шестые по счету выборы главы государства. Вполне естественно, что в этот период кандидаты в президенты не могли обойти стороной такой ключевой вопрос внешнеполитической повестки, как взаимоотношение Еревана со своим ключевым союзником — Россией.
Фаворит избирательной кампании, действующий президент Армении Серж Саргсян является последовательным сторонником развития армяно-российских отношений. В предвыборной программе нынешнего, и как уверены эксперты, будущего главы государства отмечается, что укрепление союзнического, стратегического партнерства Армении с РФ будет в центре внимания властей. В том же документе отношения с США характеризуются как «дружественное партнерство». Кроме того, говорится о стремлении продолжить политику сближения с ЕС.
Саргсян не раз подчеркивал, что высокий уровень политического диалога между Арменией и Россией и обоюдное стремление к укреплению стратегического партнерства создают хорошую базу для дальнейшего развития двусторонних отношений.
Особую роль официальный Ереван уделяет военному и военно-техническому взаимодействию, расценивая сотрудничество с Россией как в двустороннем формате, так и в рамках ОДКБ, в качестве важнейшего элемента обеспечения безопасности Армении.
Эксперты уверены, что переизбрание Саргсяна обеспечит преемственность внешнеполитического курса страны.
Особые мнения
Подходы соперников действующего главы государства по этому вопросу неоднозначны и разноречивы. Бывший премьер-министр Армении, лидер партии «Свобода» Грант Багратян, считает, что государственные и национальные стратегические интересы Армении в международных отношениях в настоящее время диктуют необходимость установления сбалансированных и конструктивных отношений со всеми сверхдержавами - Россией, США, Китаем, странами ЕС.
По его мнению, Армения должна максимально углубить как интеграцию в рамках режима свободной торговли с ЕС, так и экономические отношения с СНГ. «Однако Армения не должна позволить себе такой уровень отношений с одной из сторон, который исключил бы развитие отношений с другой стороной», - пишет Багратян в своей программе. Более того, в одном из телеинтервью экс-премьер посоветовал быть осмотрительным в евразийских интеграционных процессах, учитывая в первую очередь экономические интересы страны.
Другой кандидат — первый министр иностранных дел Армении (1991-1992), бывший гражданин США Раффи Ованнисян, заслуживший репутацию западника, выступает за установление прагматичных и «более равноценных отношений» с Москвой.
Он пообещал в случае своего избрания, что между Арменией и Россией будут установлены не вертикальные, а горизонтальные отношения, основанные на взаимном уважении и реальном сотрудничестве. Ованнисян считает, что стратегическое партнерство между двумя странами до сих пор осуществлялось неполноценно, поэтому «необходимо его трансформация на основе взаимной выгоды».
Запад нам поможет?
Однозначно прозападную позицию занял лидер партии «Объединение «Национальное самоопределение» Паруйр Айрикян. Он, пожалуй, единственный армянский политик (не считая заведомых маргиналов), позволяющий себе откровенно антироссийскую риторику.
На Айрикяна в ночь на 1 февраля было совершено покушение, и он обвинил в этом советские спецслужбы, КГБ и «русских империалистов». По его мнению, европейский путь для Еревана безальтернативен, и «империалистическая Россия нанесла Армении больше вреда, чем принесла пользы».
Айрикян был в советский период диссидентом, провел долгие годы в заключении за антисоветскую агитацию и пропаганду. В 1988 году он был лишен советского гражданства.
Тем не менее, политик считает, что сильная Армения может иметь с Россией общие ценности и грани для сотрудничества. По его словам, подобные эпизоды были, в частности, во времена Керенского и Ельцина.
Что думают остальные?
Остальные три кандидата в президенты видят будущее армяно-российских отношений по-разному. Эпосовед Вардан Седракян, например, считает, что в рамках сотрудничества надо усиливать военно-промышленную компоненту и укреплять альянс между Москвой, Ереваном и Тегераном.
Политолог и руководитель "Radio Hay" Андриас Гукасян полагает, что Армения должна придерживаться нейтральной позиции, не входить в военные союзы, не искать покровителей и самостоятельно обеспечивать свою безопасность и экономическое развитие.
А экс-глава МИД Нагорно-Карабахской Республики Арман Меликян заявляет, что будущее армяно-российских отношений во многом зависит от позиции руководителей России.
«Во многом это будет зависеть от того, какими они (отношения) будут видеться руководителями России. И в России, и в Армении существует множество проблем, требующих решения. Но самый главный вопрос для наших стран имеет мировоззренческий характер. В России пытаются сформулировать ответ на этот вопрос, используя идею евразийства, а в Армении на него даже и не пытаются отвечать», - считает Меликян.
Гагик Багдасарян, обозреватель АМИ «Новости-Армения».