Зачем Баку «большой мир» с Ереваном

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, принимая делегацию, возглавляемую специальным представителем Европейского союза по Южному Кавказу Филиппом Лефортом, заявил, что «если Армения принимает предложения Минской группы ОБСЕ, то должна согласиться подписать большой мирный договор».

О каких именно предложениях Минской группы ОБСЕ ведется речь, неясно. Так бывший министр иностранных дел НКР, политолог Арман Меликян полагает, что «Минская группа своими новыми предложениями пытается принудить стороны к миру», а «мадридские принципы остались в стороне». Любопытно и то, что специальный представитель действующего председателя ОБСЕ на Южном Кавказе, посол Патрик Мерфи, говоря в Баку об основах для переговоров по карабахскому урегулированию, действительно не упомянул так называемые Мадридские принципы, и говорил об Аквиле и Мускоке. Так, кстати, сбывается прогноз, высказанный еще в 2010 году сопредседателем Минской группы ОБСЕ от России Игорем Поповым: «Я бы избегал названий «Мадридские принципы» или «обновленные Мадридские принципы». Важно то, что существует определенная группа принципов урегулирования, но нет общего понимания продолжения и алгоритма реализации данных принципов, по причине чего и проводится работа сопредседателей Минской группы ОБСЕ, цель которой заключается в представлении некоторых вариантов».

Тогда вспомним о других вариантах. 10 июля 2009 года в итальянском городе Аквила было принято совместное заявление президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ — России, Франции и США о принципах карабахского урегулирования. Они получили подтверждение 26 июня 2010 года в канадском городе Мускоке, и предусматривают следующие позиции: возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, предоставление промежуточного статуса для Нагорного Карабаха, обеспечивающего гарантии безопасности и самоуправления, обеспечение коридора, связывающего Армению с Нагорным Карабахом, определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления, возвращение всех внутренне перемещенных лиц и беженцев в места прежнего проживания, международные гарантии безопасности и проведение миротворческой операции.

Полный текст так называемых обновленных Мадридских принципов, построенных на наследии Аквила и Мускока, и вокруг которых в последнее время закручивалась вся переговорная интрига по карабахскому урегулированию, так и не был опубликован. Если опустить некоторые известные детали, то в качестве одного из главных «камней преткновения» в ходе переговорного процесса является участие в нем Нагорного Карабаха. Армения настаивала на трехстороннем формате переговорного процесса, не признавая при этом независимости Карабаха, и без решения вопроса о его присоединении к своей территории. Как не крути, но нынешний формальный статус Карабаха ослабляет дипломатические ресурсы Армении.

Поэтому нынешнее предложение главы МИД Азербайджана Мамедъярова подписать «Большой мирный договор» с Арменией предполагает шаги в сторону прекращения юридического состояния войны с выходом на завершение работы над основными принципами карабахского урегулирования, но без Еревана. В дальнейшем Баку мог бы выступить с инициативой начать переговоры с властями Степанакерта, признавая их в статусе «де-факто», как это сделал, к примеру, Израиль с ХАМАС, и добиваться согласия уже карабахской стороны с пунктами мадридского документа или готовить с ним новое двухстороннее соглашение.

Это косвенно следует из заявления Мамедъярова о том, что «главной проблемой на пути урегулирования конфликта стоит присутствие вооруженных сил Армении на оккупированных территориях Азербайджана». То есть, Баку полагает, что необходимо убрать с линии фронта вооруженные силы Армении, но можно оставить карабахский контингент, который, как известно, существует. Это - первое.

Второе: в заявлении Филиппа Лефорта о том, что сейчас особую важность приобретают «контакты между двумя общинами для достижения мира», можно усмотреть намеки на вероятность - через многоярусные контакты - выхода на прямой диалог Баку-Степанакерт. Так, выступая в Дипломатической Академии Азербайджана Лефорт определил следующую «формулу доверия»: «Армянская сторона делает больший упор на военную составляющую мер построения доверия, в частности, обеспечения безопасности, а Азербайджан - на контакты между людьми». При этом, по словам Лефорта, «ЕС готов способствовать созданию пространства для налаживания коммуникации между сторонами», поскольку «коммуникация - это ключевой элемент для изменения восприятия людей с обеих сторон конфликта». Значит, нельзя исключать того, что Баку может предложить Степанакерту такой контракт, от которого «трудно будет отказаться». И еще. Предложение Баку о мире, прозвучавшее в момент начала в Армении предвыборной кампании направлено и на то, чтобы не дать возможность Сержу Саргсяну в разыграть в своих интересах карабахскую «карту» за счет «нестандартных» ходов.

Эксперты: