Дмитрий Кондрашов: Я доволен, что литовские этнократы подтвердили нашу добрую волю к сотрудничеству с польским народом

Основатель журнала «Балтийский мир» Дмитрий Кондрашов в интервью «NewsBalt» рассказал, чего добивались авторы вброса о «дружбе литовских поляков с Москвой». Государственный телеканал Литвы LRT несколько дней назад показал сюжет, в котором утверждается, что Избирательная акция поляков Литвы (ИАПЛ), возглавляемая Вальдемаром Томашевским, якобы ведёт переговоры с Москвой о финансовой помощи. В телесюжете среди прочего сделан акцент на журнале «Балтийский мир», предназначенный для русскоговорящих жителей Прибалтики. Журналисты LRT утверждают, что Томашевски принимал участие в издании журнала, редактором которого является Дмитрий Кондрашов, который - цитата - «работает в близком Кремлю агентстве Regnum».

«NewsBalt» обратился к Дмитрию Кондрашову с просьбой прокомментировать ситуацию.

- Как вы можете прокомментировать заявления о реализации через журнал «Балтийский мир» российского контроля над «Избирательной акцией поляков»?

- Попытка, сделанная литовскими правыми политиками и рядом СМИ, выставить меня «кукловодом» «Избирательной акции поляков» выглядит слишком натянуто. С Вальдемаром Томашевским я не знаком. Я с ним не общался даже по телефону. Да, он значится, в журнале «Балтийский мир», как член общественного совета и он дал в своё время на это согласие региональному редактору журнала. Дело в том, что, статьи о совместной борьбе поляков и русских Литвы за сохранение образования на языках национальных меньшинств, за право носить свою фамилию без искажения, за право использовать родной язык как региональный в местах компактного проживания, - то есть за те права которые декларированы во многих международных конвенциях и нормативах, действительно публиковались в журнале «Балтийский мир». Это происходило как и в то время, когда я являлся главным редактором журнала, так и позже.

Кстати, авторами этих статей были граждане Литвы и они на страницах журнала выражали свою гражданскую позицию. И так как мы действительно много внимания уделяли защите прав национальных меньшинств Литвы, то Томашевски был приглашён в общественный совет журнала, созданный для реализации обратной связи редакции с обществом. Мы приглашали в этот совет всех, чья критика и мнение для редакции были важными. Но, со стороны Томашевского критики не поступало, поэтому его присутствие в совете было номинальным и можно сказать являлось политическим жестом подтверждающим единство национальных меньшинств Литвы в борьбе за права человека.

Поэтому, касаясь сути обвинений в мой адрес и адрес Томашевского, я хотел бы отметить, что Томашевский, как я наблюдаю за его деятельностью издалека, относится к числу тех политиков, которыми можно восхищаться. Можно сказать, что выражение «политика - это грязь», относится не к нему. Он держит своё слово в том, что касается сотрудничества с так называемыми «русскими» политическими объединениями Литвы. Заявив, что права человека – это универсальная ценность, «Избирательная акция поляков» защищает права всех национальных меньшинств, и Вальдемар Томашевски ни разу не предал своих союзников, чего я, к сожалению, не могу сказать о представителях так называемых русских политиков, которые уже не раз предавали союз с поляками. К чести Томашевского он относился к этим действиям, как действиям частных лиц, не разрушая стратегического славянского партнёрства в борьбе за права человека. Надо откровенно признать, что сегодня не мифическая рука Кремля поддерживает поляков, а именно поляки как более крупное и более организованное национальное меньшинство оказывает политическую поддержку русским - ведь и у русских, и у поляков в Литве общие беды.

Мы, россияне, не можем не восхищаться как героической борьбой польского народа Литвы за сохранение прав национальных меньшинств, так и непреклонной и активной позицией Польши в отстаивании этих прав, которые, я подчёркиваю, являются универсальной ценностью и, согласно решениям ООН, не являются суверенным делом какого либо государства. Поэтому для нас крайне ценно это опосредованное союзничество и с поляками Литвы и с Польшей. Я надеюсь и журнал «Балтийский мир», и российская пресса, и российская общественность будут и в дальнейшем сопереживать и посильно помогать этому союзу.

- Чего, по вашему мнению, добивались авторы этого информационного вброса?

- Вполне допускаю, что литовские правые, делая этот информационный вброс, хотели не только снизить шансы на вхождение «Избирательной акции поляков» в правящую коалицию, приписав ей мифическую связь с Кремлём, но и этим же мифом попытаться дискредитировать Вальдемара Томашевского непосредственно в Польше и тем самым добиться снижения давления на Литву со стороны Польши. В этом аспекте хотелось бы отметить, что с одной стороны «поезд ушёл» - в российско-польских отношениях, сегодня наметилась весьма положительная динамика. Сотрудничество наших народов в защите общих ценностей набирает обороты. Кроме того, этот вброс был сделан крайне непрофессионально и с массой подтасовок, которые не могут позволить относиться к утверждениям Анушаускаса (председателя парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны сейма Литвы Арвидаса Анушаускаса. - «NewsBalt»), как либо по иному нежели как клевете.

- Кстати, в телепередаче были указаны факты о вас, которые не соответствуют действительности. Это некомпетентность литовских спецслужб?

- Действительно, я уже более семи лет не работаю в Regnum, а в журнале «Балтийский мир» числюсь на некой почётной должности «редактора-основателя», но уже год не определяю ни содержание номера, ни редакционную политику. Сейчас я являюсь координатором «Международного комитета», который скорее экспертный клуб, нежели организация. Также я возглавляю Балтийский исследовательский центр Международного института новейших государств. Кстати, исследовательский центр «Восточная Европа» этого института расположен в Варшаве, во главе его стоит Матеуш Пискорски. Поэтому Международный институт новейших государств является в значительной степени российско-польским научно-исследовательским проектом.

Однако, «информированность» наших литовских партнеров вызывает серьёзную настороженность. Поясню, что именно меня насторожило. Первое - я не могу допустить того, чтобы председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Литовской Республики нёс некую отсебятину. Естественно, та информация, которая была опубликована, была подготовлена соответствующими службами. И с учётом этого, действительно, возникает вопрос о компетентности литовских спецслужб. Вернее об их абсолютной некомпетентности. В этом случае НАТО следует серьёзно озаботится повышением профессионального уровня литовских ведомств, которые, как мы видим, не справляются даже с обработкой информации из открытых источников. Поэтому можно говорить о реальной угрозе безопасности Литвы. И это беспокойство относится не к России, а к третьим силам - например, исламскому терроризму, ваххабизму. Ведь с такими «специалистами» Литва просто не защищена. И это общая угроза и для России и для стран НАТО.

Есть и вторая версия. Литовские спецслужбы и курирующие их политики подтасовывая факты осознанно занимаются информационным терроризмом. Причём я бы хотел особо отметить тот факт, что если Россия для ЕС - это внешний партнёр, то Польша – это уже внутренняя неотъемлемая часть Единой Европы. И в данном случае эту информационную атаку направленную со стороны одного государства ЕС на государство ЕС невозможно расценивать иначе как террористическое покушение на единство Евросоюза. Возникает законный вопрос с какой целью литовцы начинают расшатывать единство Европы? Это вопрос ко всему европейскому сообществу.

Если же литовские этнократы приняли стратегию на вбивание клина в наш славянский союз в Литве и стараются посеять новый раздор между польским и русским народами, то есть, между Россией и одним из государств Евросоюза, то это надо делать, хотя бы не так топорно и глупо.

- Вы уже не раз говорили о положительной динамике в отношениях между Россией и Польшей, не могли бы вы рассказать об этом более подробно, о направлениях возможного сотрудничества?

- Я не специалист в польско-российских отношениях, мой уровень знаний и моё понимание наших отношений находится на уровне простого русского человека и только с этой позиции я могу давать свои комментарии по этому вопросу. Наши народы - полюса славянства, породившие наиболее самодостаточные и яркие, хотя и близкие, но разные славянские культуры, которые в разные времена были центрами притяжения, для других славянских народов. Поэтому, как два полюса одного целого мы никогда не будем равнодушны друг к другу. Это наше бремя. При изучении истории всех русско-польских войн, я понял одно – они не преследовали цель победить, уничтожить противника, а наоборот - объединить наши народы. Такая мотивация была и у польской, и у российской сторон. Но, так как ни один из полюсов не может изменить свой знак, то цена, которую мы кровью платили за наше единство, была слишком тяжела, как для поляков, так и для русских.

А ведь мы порой даже не понимаем насколько мы близкие народы. Даже болезненно близкие. Например, «Прощание с Родиной» Огинского - символ польского патриотизма, а в России он тоже известен почти каждому, но, как «Полонез Огинского» и воспринимается русскими как символ расцвета Российской Империи, пышности петербургского высшего света и эмоциональным воплощением тоски по этому величию. То есть мы, и поляки и русские почти одинаково чувствуем эмоции воплощенные музыкальным гением Огинского. Настолько одинаково, что насыщаем их родным для себя, и поэтому разным значением.

Вообще, поляки мало знают, что многие достижения польского искусства - музыки, литературы, кинематографа в России стали неотъемлемой частью культуры русского человека, родными. Но, и русские с удивлением узнают о востребованности в Польше русской культуры.

Наверно из-за этой болезненной близости нам, и полякам, и русским так тяжело и больно признать свою ответственность за те жестокости, которые мы, в разные времена творили по отношению друг к другу. Но, мы можем глубоко и искренне сопереживать наши беды и восхищаться друг другом в нашем героизме. Поэтому для россиян сегодня важнейшим событием определяющим наше отношение к Польше стала Смоленская авиакатастрофа. И тут вопрос не только в простом человеческом сочувствии, а в нашем восхищении тем, с каким достоинством и благородством польский народ перенес эту трагедию. И, конечно же, в признании мужества Леха Качиньского, которое многие назовут безрассудным, но в понимании русских, истинно и истово польским. Поэтому, в день похорон Качиньского, когда было закрыто всё небо Европы, президент России единственный из мировых лидеров решился поднять свой самолёт в воздух, что бы проводить в последний путь человека, который никогда не был другом России, но чья смерть стала поводом к восстановлению доверия между нами. И это был тоже, возможно безрассудный, но истинно и истово русский поступок.

А сегодня перед русским и поляками стоят общие задачи, о которых говорится в совместном послании народам России и Польши патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Польской епископской конференции митрополита Перемышльского Юзефа Михалика. Эти задачи мы можем решать только вместе, но оставаясь разными народами, как две разные сути и опоры славянского единства. Поэтому я даже доволен, что литовские этнократы невольно подтвердили нашу добрую волю к сотрудничеству с польским народом.

Справка «NewsBalt». Дмитрий Кондрашов, 41 год. Политолог, публицист, родился в Таллине, закончил Санкт-Петербургскую академию культуры, по окончанию ВУЗа вернулся на родину, в Эстонию, где занимался различными арт-проектами, позже политической рекламой. В 2003 году переехал в Россию. Работал корреспондентом и членом редколлегии ИА Regnum, руководителем проекта в ИА «Росбалт», в 2007 году стал главным редактором журнала «Балтийский мир» издаваемого при поддержке правительственной комиссии по делам российских соотечественников. В настоящее время является редактором-основателем журнала «Балтийский мир», координатором «Международного комитета», директором Балтийского исследовательского центра Международного института новейших государств.

Автор статьи: Беседовала Александра Турчанинова