Глава Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил (ВС) США генерал Мартин Демпси начинает рабочий визит в Турцию. Как сообщают турецкие СМИ, повесткой дня переговоров предусмотрен обмен мнениями по проблемам Сирии, состоянии и перспективах военного сотрудничества двух стран, а также оценками ситуации по ключевым вопросам обеспечения региональной безопасности. Накануне в Турции по такой же повестке дня вел переговоры глава ЦРУ Дэвид Петреус. Но между этими двумя визитами стоит загадочное событий, которое вносит заметные коррективы в политику США на Ближнем Востоке.
Речь идет о последствиях выхода в США фильма о пророке Мухаммеде "Невинность мусульман". Напомним, картина вызвала широкомасштабные антиамериканские протестные выступления во всем исламском мире, а в Бенгази был убит американский посол Кристофер Стивенс и несколько сотрудников диппредставительства США. По мнению политолога из вашингтонского American Enterprise Institute Майкла Рубина, "арабская весна", и нынешние атаки на дипломатические представительства оказались неожиданностью для Соединенных Штатов, и что "это отражает провал американских разведывательных служб". Как считает Рубин, аналитики ЦРУ не просчитали момент, когда в регионе дала знать о себе новая политическая тенденция: в странах победившей "арабской весны" на смену первых победителей - партий, союзных "Братьям-мусульманам" - идут фундаменталистские группы салафитов. Даже президент Египта Мухаммед Мурси - креатура Вашингтона - не выступил с однозначным осуждением нападения на американские дипломатические миссии. По сообщению Белого дома, президент США Барак Обама, позвонив президенту Египта Мурси, подчеркнул важность соблюдения Каиром обязательств по сотрудничеству с Вашингтоном в обеспечении безопасности американских дипломатов и другого персонала. В этой связи в конгрессе начинаются серьезные дебаты о том, продолжать ли предоставлять Египту экономическую помощь, от которой страна жизненно зависит, можно ли рассматривать его дальше союзником в свете того, что произошло.
В то же время Обама обратился к турецким властям с просьбой помочь остановить насилие в исламском мире. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган на просьбу Барака Обамы отреагировал общими словами: "Нам следует в любом уголке мира вести совместную борьбу с радикальными элементами, вне зависимости от их религиозной принадлежности. Такая негативная реакция на оскорбление пророка обоснованна, но выражать ее нужно в соответствии с законами ислама. Мусульмане не должны поддаваться гневу и разжигать рознь и насилие. Отвечать на такие провокации насилием - значит идти на поводу у провокаторов". Но Турция формально пока еще остается светским государством. Политика "мягкой исламизации", осуществляемая правящим режимом, не успела достигнуть такой кульминационной фазы, которая делала бы мнение Турции авторитетным в исламском мире. Да и внутри страны в результате сирийского кризиса складывается очень тревожная обстановка. Почти каждый день происходят теракты, есть жертвы. Списывать их только на курдских боевиков уже не получается. А после того, когда власти объявили об арестах членов " Аль-Каиды" на своей территории, стало очевидно: Турция постепенно становится базой радикальных исламистов. Неслучайно, в письме Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Пан Ги Муну министерство иностранных дел Сирии отмечает, что Турция "помогает тысячам сторонников "Аль-Кайеды", ваххабитов и такфиристов проникать на территорию Сирии, чтобы затем убивать невинных сирийцев, взрывать их дома, сеять хаос и разрушения".
Конечно, Анкара может оценивать такой ход Дамаска как пропагандистский выпад. Но фактом является то, что именно на территории Турции расположена штаб-квартира Свободной сирийской армии, проводятся встречи Сирийского национального совета (СНС), выполняющего функции политического руководства оппозиции. Тем не менее, как считает глава отдела внешнеполитических исследований в вашингтонском Институте Брукингса Майкл О'Хэнлон, "решение по Сирии еще не найдено". Глава правительства Турции Эрдоган, выступая на 9-й Ялтинской конференции, заявил, что выход из ситуации видит только в том, чтобы "сменить скорейшим образом режим Башара Асада в Сирии на демократический", и чтобы "пламя не охватило весь регион, и чтобы как можно быстрее прошел процесс трансформации". Но сирийская трансформация пока такова: Дамаск выиграл военную фазу противостояния с силами оппозиции и получил возможность не только для политико-дипломатического маневрирования, но и для начала контригры уже на чужом поле. Неслучайно, именно сейчас Тегеран признал, что в Сирии и Ливане находятся члены его специального элитного военного подразделения "Кодс". Теперь, как считает король Иордании Абдулла, "существует реальная опасность, что сирийский конфликт распространится на соседние страны с аналогичной религиозной структурой, мы уже видим сигналы того, что опасность все ближе".
Кстати, с любопытным признанием выступил недавно в Азербайджанской дипломатической академии, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Он заявил, что "НАТО готово защитить Турцию, если в этом будет необходимость". От кого? На этот вопрос более убедительно ответил не генсек Рассмусен, а министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле в ходе встречи на Кипре министров иностранных дел стран-членов ЕС. По его словам, "Иорданию, Турцию, Ливан может захлестнуть эскалация насилия".
На днях авторитетное американское издание Foreign Affairs выступило с неожиданным заявлением, в котором утверждается, что "Анкара стала мешать американской политике в Сирии", и что "две страны начинают по-разному видеть постреволюционную Сирию". По данным этого издания, "Вашингтон настаивают на том, что любой исход сирийского кризиса должен гарантировать религиозный и этнический плюрализм в стране, в то время, как Анкара выстраивает стратегию сотрудничества только с суннитской частью сирийской оппозиции". Foreign Affairs призывает президента США Барака Обаму "не рассчитывать в дальнейшем на Турцию в продвижении проекта создания полиэтнического демократического правительства в Дамаске". В чем же дело?
Недавно в Дамаске с визитом побывал совместный спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) по Сирии Лахдар Брахими, сменивший на этом посту Кофи Аннана. Он провел переговоры с руководством страны с целью наметить сценарий действий на пути урегулирования сирийского кризиса. Накануне он встретился с премьер-министром Катара шейхом Хамадом бен Джасемом Аль Тани, который возглавляет комитет ЛАГ по Сирии и международную "Группу друзей Сирии". В то же время в Каире прошла встреча представителей четырех исламских государств - Египта, Саудовской Аравии, Турции и Ирана - составляющих "исламский квартет" по урегулированию кризиса в Сирии. Брахими намерен также провести переговоры с министром иностранных дел Исламской Республики Иран Али Акбаром Салехи. И, как бы упреждая этот факт, Тегеран заявил, что ориентируются на "женевский документ" и "план Аннана", считает, что " межсирийский диалог должен увенчаться формированием правительства национального единства, которое подготовит всеобщие выборы". При этом важно отметить, что Турция - другой участник "исламского квартета" - в отличие от Ирана, сама участвовала в подготовке этого документа, хотя потом его вместе с США блокировала. Напомним, что женевские принципы не предусматривают отставку Асада в качестве первого и главного условия для начала переговорного процесса Дамаска с силами оппозиции.
Означает ли это то, что США пытаются оказывать давление на Турцию с целью стимулировать ее участие в осуществлении "женевских принципов" в отношении Сирии, или речь идет о смене тактики Вашингтона в отношении Сирии - разменять Турцию на Иран? Еще один нюанс. Как известно, Конгресс США в начале года наделил администрацию правом применять дополнительные односторонние санкции к иностранным финансовым институтам и компаниям, заключающим сделки с Ираном. Целью этого шага было сокращение финансирования иранской экономики через принуждение иностранных государств к отказу от закупок иранской нефти, а также изоляция Центробанка Ирана. И что же? Как сообщила госсекретарь США Хиллари Клинтон, Вашингтон решил исключить на 180 дней ряд государств из своего санкционного списка в связи со снижением ими (заметим, не прекращением - С.Т.) объемов закупок этими странами неочищенной иранской нефти. Более того, если раньше США рассматривали вопрос о вероятности своего участия в сирийском кризисе по ливийскому сценарию, то сейчас, как сообщил шеф Пентагона Леон Панетта, они готовятся к защите своего дипперсонала в регионе. "Я думаю, наш подход сейчас заключается в том, чтобы не делать ничего до тех пор, пока нас не попросит об этом госдепартамент, - уточнил он. - Я думаю, нам надо продолжать сохранять бдительность, поскольку, как я подозреваю, демонстрации, вероятнее всего, будут продолжаться в течение ближайших нескольких дней, если не дольше".
Так что Анкара, вместо "демократии" в Дамаске получила на своей территории так называемую "палаточную демократию" у границ с Сирией и вероятность противостояния уже с "Аль-Каидой". В целом же угроза дестабилизации ситуации в Турции, на что намекает генсек НАТО Расмуссен, может в скором времени радикальным образом изменить нынешнюю политическую картину в этой стране.