Соблазнённая и брошенная

Единственная в мире коммунистическая партия, пришедшая к власти вследствие свободных выборов, находится в Молдавии. Сейчас она имеет все шансы одержать очередную победу, поскольку имеет в своём распоряжении государственное телевидение, которое использует, как это делал в своё время Ион Илиеску, исключительно в собственных нуждах. Решающий голос на ожидаемых 29 июля досрочных выборах будет за сельскими избирателями, которые являются самым дисциплинированным электоратом в Молдавии. Эти граждане легко «проглотят» выдуманные коммунистами страшилки, вроде того, что «в оппозиции засели сплошные лжецы и взяточники», что «европейцы слишком далеко, чтобы на них рассчитывать» или что «только Старший Восточный Брат может спасти молдаван от голода». Поэтому, именно на них и рассчитывает лидер ПКРМ Владимир Воронин. Другие категории граждан, прежде всего, ученики, студенты и интеллигенция уже вышли на каникулы и в отпуск. Кроме того, их участие 7 апреля в протестах против фальсификации итогов выборов осталось всего лишь символическим жестом, который, по большому счёту, был проигнорирован даже европейцами. По этому, опыт апрельских выборов для многих из них оказался весьма горьким.

Репрессии со стороны молдавских властей, последовавшие после антикоммунистических выступлений в Кишиневе, в результате которых сотни граждан были арестованы, а трое скончались от побоев полицейских, похоже, не очень впечатлили европейских чиновников, которые, как ни в чём не бывало, продолжили общаться с официальным Кишиневом. Более того, в условиях очевидного кризиса демократии в Молдавии, Евросоюз начал переговоры о заключении нового Соглашения с этой страной. Сейчас, накануне парламентских выборов, молдавские коммунисты могут использовать в своих интересах, в равной степени, как Москву, так и Брюссель. Тем временем, Старший Брат на Востоке не дремлет. Он бдительно следит за своими сателлитами, помогает им выживать, и, если надо будет, к примеру, спасти их от рук Запада, он будет готов прибегнуть и к военной силе. Так было в Грузии и однажды так может случиться в Молдавии. Тем более, что приготовления к этому уже успешно прошли: аэропорт в Бендерах был оснащён самым современным оборудованием и, теперь, может принимать как гражданские, так и военные самолёты. Кстати, 7 апреля, когда в Кишинёве проходили массовые протесты, в этом аэропорту высадись две дивизии российских десантников.

Евросоюз понимая, насколько скользкой может оказаться игра на «бессарабском поле», всё же пытается вальсировать с Медведем. Однако, «ледяная корка» может оказаться слишком тонкой. Практически за месяц до парламентских выборов, Владимир Воронин был принят в Кремле. Российский премьер Владимир Путин не только позировал в знак поддержки с молдавским лидером, но и обещал ему существенную финансовую помощь в виде 500-миллионного кредита. Однако, пока ни одного официального соглашения на этот счёт подписано не было и, возможно, в ходе предвыборной кампании мы узнаем о каких-то других «жестах доброй воли», которые Москва проявила по отношению к своему фавориту.

В то же время, Бухарест не удостоил молдавскую оппозицию даже частью такого внимания. Со стороны румынского правительства или президентуры так и не последовало ни одобрительных высказываний, ни выступлений. В то же время, местным партиям, сенаторам или депутатам, если, конечно, они заинтересованы в преобразовании бывшей румынской провинции, никто не мешал хотя бы выразить солидарность с запрутскими реформаторами. Но, видимо, они заинтересованы лишь самими собой.

Слишком тщеславным и действующим исключительно из конъюнктурных соображений, румынским политикам вряд ли интересно, что именно Молдавия отдаст русским в обмен на те 500 миллионов долларов. Им всё равно, как это обанкротившееся государство выйдет из экономического кризиса. Их не интересует борьба, которую ведут в Молдавии «проевропейцы» и «русофилы». Они не желают знать, что через месяц в Молдавии вновь пройдут парламентские выборы и, в целом, ведут себя так, будто этой страны вообще не существует. Молдавия существует для румынских политиков лишь как тема для пропаганды, главным образом, накануне выборов и во время произнесения праздничных речей. На самом деле, эту страну часто не воспринимают всерьёз не только румынские власти, но и руководство Евросоюза.

Эксперты: