В 2011 году факторами общерегионального масштаба для Бессарабии, Приднестровья и Румынии стали продолжающийся уже третий год бессарабский политический кризис, смена руководства Приднестровья, возобновление после почти шестилетнего перерыва переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию в формате "5+2" и румыно-американская договоренность о размещении на территории Румынии элементов противоракетной обороны США.
В Бессарабии на протяжении всего года продолжалась (и так и не завершилась) эпопея с избранием президента, сопровождающаяся все более углубляющимися противоречиями не только между правящим Альянсом за евроинтеграцию (АЕИ) и оппозиционной Компартией, но и между партиями и персоналиями самого АЕИ - в первую очередь, между премьером, либерал-демократом Владимиром Филатом и первым вице-спикером, демократом Владимиром Плахотнюком. Эти внутрикоалиционные противоречия удалось приглушить лишь на короткий промежуток времени между первым и вторым турами выборов мэра Кишинева, когда все три партии альянса сплотились вокруг кандидата-либерала Дорина Киртоакэ, чтобы не допустить прихода к власти в столице коммунистов, чей кандидат Игорь Додон в итоге незначительно уступил Киртоакэ лишь за счет голосов из пригородов. В Муниципальном совете Кишинева, однако, большинство (26 из 51 мандата) впервые оказалось за коммунистами.
В ноябре раскол возник уже в самой Партии коммунистов. Бывший кандидат в мэры столицы Игорь Додон покинул партию и фракцию вместе с двумя коллегами-депутатами Зинаидой Гречаной и Вероникой Абрамчук. Тем самым ПКРМ осталась с 39 парламентскими мандатами и лишилась "пакета" голосов, позволяющего ей блокировать избрание президента. Тем не менее, АЕИ так и не сумел достичь договоренности с "группой Додона", настаивавшей на выдвижении непартийного кандидата на пост главы государства. В целом же в обществе наблюдается подтверждаемая и всеми социологическими исследованиями "усталость" граждан от всех основных политических партий. В то же время принципиальной альтернативы им на политической арене нет, а все появляющиеся новые политические проекты уже на начальном этапе проявляют себя исключительно как сателлиты того или иного из основных политических кланов.
Проведенные в конце 2011 года социологические исследования, в частности наиболее авторитетный "Барометр общественного мнения" продемонстрировали еще одну существенную для бессарабской политической жизни тенденцию, на этот раз касающуюся внешнеполитических предпочтений общества. Так доминировавший на протяжении последних 5-7 лет проевропейский вектор, некогда объявленный "консенсусным" выбором всего общества и политического класса Бессарабии, резко утратил свои позиции. Популярность идеи интеграции в ЕС в соцопросах впервые опустилась ниже 50-процентной отметки. А поставленные перед выбором - интеграция в ЕС или в Таможенный союз России-Белоруссии-Казахстана - большинство бессарабцев делают выбор в пользу евразийской интеграции.
Летом 2011 года также возник очередной конфликт между Кишиневом и Комратом. Поводом для нового противостояния послужил отказ Минпросвещения РМ в пересдаче экзамена более чем 100 выпускникам из преимущественно русскоязычной Гагаузии, получившим неудовлетворительные экзаменационные оценки по молдавскому языку и литературе. В результате на протяжении целого года они не смогут поступить в высшие учебные заведения РМ. Пойдя на ряд принципиальных мер, в частности, утвердив собственный образец диплома бакалавра без отметки по госязыку и потребовав отставки министра просвещения РМ, законодательные и исполнительные власти Гагаузии однако впоследствии отступили, согласившись на "компромиссный вариант" Кишинева, не учитывающий интересы автономии и ее жителей. В соответствии с кишиневским "компромиссом", гагаузские лицеисты, не сдавшие экзамен по госязыку на степень бакалавра, не смогут ни поступить в вузы, ни пересдать экзамен до лета 2012 года, однако с барского плеча Кишинева им позволено продолжить свое обучение в ПТУ и колледжах. При этом в 2012 году они все равно будут вынуждены пересдать экзамен.
Несмотря на очевидное политическое поражение властей Гагаузии в новом конфликте с Кишиневом, даже весьма скромное противостояние Кишиневу властями автономии позволило башкану Гагаузии Михаилу Формузалу по итогам августа впервые войти в десятку самых влиятельных политиков Бессарабии, которую он однако покинул уже в следующем месяце. Это позволяет сделать вывод, что гагаузская элита может приобрести влиятельность и рассчитывать на успех, причем не только на региональном, но и на республиканском уровне, только жестко и бескомпромиссно отстаивая интересы жителей Гагаузии и полномочия автономии.
Несмотря на то, что система власти в Бессарабии остается неполноценной ввиду неизбрания президента, в 2011 году, в основном, благодаря давлению со стороны посредников и наблюдателей в процессе молдавско-приднестровского урегулирования, удалось достичь договоренности о возобновлении после почти 6-летнего перерыва прерванной в 2006 году Кишиневом официальной работы формата "5+2" по урегулированию конфликта на Днестре. Первая встреча состоялась 30 ноября - 1 декабря в Вильнюсе (ввиду председательства Литвы в ОБСЕ). На встрече участники формата "5+2" не нашли консенсуса относительно принципа равноправия Республики Молдова и Приднестровья, подтвердили первостепенную роль формата "5+2" в урегулировании на Днестре, обсудили принципы и процедуры дальнейшего проведения переговоров и договорились провести следующую встречу в формате "5+2" в феврале 2012 года в Дублине (ввиду перехода председательства в ОБСЕ к Ирландии).
Внешнеполитическая позиция России в процессе молдавско-приднестровского урегулирования на протяжении года характеризовалась радикализацией тенденции к последовательной сдаче позиций Приднестровской Молдавской Республики в пользу поддержки "территориальной целостности Республики Молдова". 27 августа 2011 года, поздравляя и.о. президента РМ, спикера парламента Мариана Лупу с 20-й годовщиной провозглашения Кишиневом "декларации о независимости Республики Молдова", отмечаемой в Бессарабии как "день независимости", действующий президент России Дмитрий Медведев подтвердил "настрой на развитие партнерства в духе Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова, десятилетие которого отмечается в этом году". "Целям и задачам указанного договора отвечает и конструктивное взаимодействие в международных делах, продвижение политического урегулирования приднестровского конфликта в интересах укрепления региональной стабильности и безопасности", - говорилось в послании. Напомним, что в преамбуле базового договора "о дружбе и сотрудничестве между Россией и Республикой Молдова", о продлении которого на очередные 10 лет объявили 22 ноября 2011 года главы МИД РФ и РМ, Россия обязуется выступать гарантом и посредником урегулирования молдавско-приднестровского конфликта "на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова".
В ходе состоявшегося 22 ноября визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Кишинев, помимо продления еще на 10 лет "договора о дружбе и сотрудничестве" России и Республики Молдова, который предусматривает поддержку Россией "территориальной целостности" РМ, стороны также приняли на этот счет специальное заявление, согласно которому Москва и Кишинев намерены "продолжать совместный заинтересованный поиск ответов на сложные вопросы, включая поиск всеобъемлющего, жизнеспособного разрешения приднестровского конфликта на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности РМ и выработки для региона особого гарантированного статуса". На совместной со своим бессарабским коллегой Юрием Лянкэ пресс-конференции Лавров заявил, что в контексте урегулирования "приднестровской проблемы" Москва готова активно содействовать "расконсервации ситуации и сосредоточению на поиске решений, которые обеспечат надежное устойчивое политическое урегулирование в рамках уважения суверенитета и территориальной целостности Молдавии при обеспечении особого гарантированного статуса Приднестровья". А в ходе выступления в Международном независимом университете РМ Лавров заявил, что "поддержка независимой, суверенной, территориально целостной, нейтральной Молдавии - ключ к определению наших позиций в двустороннем диалоге по основным проблемам".
Другим "ключом" к определению позиции России в регионе в целом и в процессе молдавско-приднестровского урегулирования в частности в минувшем году стало грубое вмешательство в предвыборную кампанию по выборам президента Приднестровья. Кремль безуспешно попытался добиться отказа действующего президента Игоря Смирнова от участия в выборах, сделав ставку на кандидата от партии "Обновление" Анатолия Каминского и символизируемый им курс на "реинтеграцию" Приднестровья в состав Республики Молдова. Каминского официально поддержала партия "Единая Россия", выступающая за "европейское решение" молдавско-приднестровского конфликта в рамках "территориальной целостности" РМ. А 13 октября глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин также напрямую вмешался в предвыборную кампанию в Приднестровье, выступив против выдвижения на пост президента ПМР Игоря Смирнова и поддержав Анатолия Каминского. Тем не менее, незначительно опередив в первом туре при весьма сомнительных обстоятельствах действующего президента Смирнова, "кандидат Кремля" во втором туре потерпел сокрушительное поражение, отстав более чем на 50% от победителя Евгения Шевчука.
Поражение "кандидата Кремля" на выборах президента ПМР однако не повлекло за собой пересмотра позиций России относительно Приднестровья, и за несколько дней до нового года МИД РФ отметился заявлением, в котором в угоду официальному Кишиневу назвал ПМР "приднестровским регионом", президента ПМР - "главой администрации региона", а также заявил, что ожидает от нового президента Приднестровья "компромисса" с Кишиневом.
Еще одним элементом мозаики российской политики в отношении Приднестровья в минувшем году можно считать прекращение с 1 июля 2011 года посольством России в Кишиневе приёма документов на получение российского гражданства в выездном консульском пункте в столице ПМР Тирасполе. В российской дипмисии это объяснили "снижением потока желающих", а заведующий консульским отделом посольства России в Кишиневе Дмитрий Баранов признался, что причина заключает в слишком большом числе граждан РФ в Приднестровье, которое "превысило расчеты" посольства РФ в Кишиневе.
В то же время, на практике заявления и аргументация российских дипломатов оказались несостоятельны. 12 августа ИА REGNUM опубликовало репортаж с места событий, опросив стоявших в очереди у здания посольства РФ в Кишиневе приднестровцев, вынужденных ради того, чтобы подать документы на получение российского гражданства, специально приезжать в соседнее государство, которое к тому же не очень гостеприимно к ним настроено. А 22 августа председатель Союза молдаван Приднестровья Валериан Тулгара, комментируя ИА REGNUM решение посольства России в Кишиневе о прекращении приёма документов на получение российского гражданства в выездном консульском пункте в столице ПМР Тирасполе, сообщил об участившихся обращениях приднестровцев в Союз молдаван ПМР с просьбой помочь в разрешении проблем, с которыми они сталкиваются, "начиная с ворот посольства РФ в Кишиневе", и призвал восстановить деятельность выездного консульского пункта российского посольства в Тирасполе, а также расширить перечень его консульских услуг. После этого, в вопросе о том, почему посольство РФ перестало выдавать гражданство России в Приднестровье, пообещал разобраться премьер-министр России Владимир Путин. В новый 2012 год, однако, данная проблема вошла в неизменном состоянии, и признаков ее разрешения в ближайшее время не видно.
Говоря о главных событиях общерегионального звучания в самой западной стране региона - Румынии - стоит отметить предпринятые в 2011 году новые попытки венгров Трансильвании "узаконить" - на этот раз через Брюссель - непризнанный Бухарестом Секуйский край. В конце мая 2011 года группа румынских европарламентариев от Демократического союза венгров Румынии во главе с вице-председателем Европарламента, одним из лидеров трансильванских венгров Ласло Токешем открыла в Брюсселе представительство Секуйского края при Европейском парламенте. В связи с этим МИД Румынии распространил заявление, в котором выразил сожаление в связи с "учреждением некоего "представительства" так называемой административно-территориальной единицы" Румынии, которая не существует и не имеет под собой ни конституционных, ни законных оснований".
Вместе с тем, в румынской Трансильвании в прошедшем году дало заметные "первые всходы" вступившее в силу в Венгрии с 1 января 2011 года, новое законодательство о предоставлении второго венгерского гражданства представителям диаспоры, которое предоставляет им те же избирательные права, что и гражданам в самой Венгрии. По данным официального Будапешта, озвученным в декабре премьер-министром Венгрии Жолтом Шемьеном, к этому моменту заявки на получение венгерского гражданства подали уже более 200 тысяч этнических венгров из Трансильвании.
На уровне официальных заявлений Будапешт продолжает "через голову" Бухареста поддерживать стремление румынских венгров к автономии и сохранению идентичности. В то же время неизменной остается и позиция официального Бухареста, стремящегося любыми способами - в том числе посредством предложенной в 2011 году президентом Траяном Бэсеску новой территориально-административной реформы - воспрепятствовать политической консолидации венгров и их устремлениям к самоопределению. Жесткость реакции Бухареста на действия политических организаций венгров Трансильвании и официального Будапешта, однако, ограничена тем фактом, что крупнейшая из венгерских партий - Демсоюз венгров Румынии - входит в правящую коалицию, которая без нее прекратила бы свое существование. Это заставляет нынешнюю власть мириться с порой откровенно сепаратистскими и пренебрежительными по отношению к Румынии действиями и заявлениями со стороны венгерского меньшинства и официального Будапешта.
Главным внешнеполитическим провалом Румынии в минувшем году стало торпедирование рядом европейских стран ее (в "пакете" с соседней Болгарией) амбиций о вхождении в Шенгенскую зону. Сначала отсрочить вступление Румынии и Болгарии в Шенген требовали также Германия и Франция, обвинявшие Софию и Бухарест в невыполнении ряда необходимых для этого условий в области юстиции, а также борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Позже, однако, Париж и Берлин согласились на поэтапное присоединение двух стран к Шенгену в течение нескольких лет. Удалось прийти к согласию по этому вопросу и с еще одним из критиков идеи вступления в Шенген двух новых стран - Финляндией. В итоге, однако, своим правом вето при рассмотрении данного вопроса воспользовалась Голландия. Более того, Амстердам заявил, что будет и далее блокировать вступление Румынии и Болгарии в Шенген, до тех пор, пока не сочтет, что они в полной мере продемонстрируют улучшения в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Несмотря на это, власти Румынии и Болгарии не теряют надежду, что будет найден компромисс, обеспечивающий присоединение двух стран к Шенгенскому пространству в 2012 году.
Главным "вкладом" находящейся в состоянии непрерывного политического и социального кризиса Румынии в региональную безопасность стала достигнутая в сентябре 2011 года окончательная договоренность с США относительно размещения на румынской территории элементов американской противоракетной обороны. Со стороны Кишинева официальной реакции на этот счет не последовало, а Приднестровье снова предложило России использовать свою территорию для ответных шагов на действия США в Восточной Европе. Так, комментируя сделанные 23 ноября президентом РФ Дмитрием Медведевым заявления по ПРО, 24 ноября глава МИД Приднестровской Молдавской Республики Владимир Ястребчак заявил в интервью ИА REGNUM, что ПМР готова, "в случае, если будет соответствующее обращение с российской стороны, если будет заинтересованность в этом, предоставить условия, инфраструктуру для того чтобы создавать более благоприятный режим для обеспечения безопасности России на нашей территории, в том числе и в контексте симметричных действий России в ответ на действия США по развертыванию ПРО в Европе". "У нас, действительно, есть для этого инфраструктура, в частности, радиолокационный комплекс "Маяк" в Григориопольском районе, который мог бы быть одним из составных компонентов вот этой системы симметричных действий", - сообщил министр иностранных дел ПМР. Тем не менее, как и в случае с предложением, сделанным России в феврале 2010 года, когда только начались переговоры между Вашингтоном и Бухарестом по ПРО, тогдашним президентом ПМР Игорем Смирновым, о размещении в Приднестровье крылатых ракет "Искандер", Тирасполь так и не дождался официального ответа Москвы на свои инициативы.
Таким образом, можно констатировать, что 2011 год стал годом последовательной сдачи Россией позиций в регионе, необходимость восстановления которых в наступившем году может быть связана с кардинальным и концептуальным пересмотром политики Москвы в регионе, а также с развитием получившей поддержку со стороны населения Бессарабии и Приднестровья инициативы Владимира Путина о создании Евразийского союза.
Бессарабия подошла к рубежу 2012 года в состоянии еще более глубокого, чем год назад социально-политического кризиса, сопровождающегося беспрецедентным уровнем отчаяния и недовольства населения, что позволяет прогнозировать в наступившем году радикализацию протестных настроений, которые могут обернуться спонтанным и неконтролируемым социально-политическим "взрывом". Тот факт, что протестные настроения населения направлены как против партий правящего альянса, так и против парламентской коммунистической оппозиции (согласно социологическим исследованиям, наблюдается одновременное снижение рейтинга и партий АЕИ, и ПКРМ), благоприятствует появлению в стране новой протестной политической силы, успех которой будет прямо пропорционален ее независимости от всех ведущих политических кланов.
Схожая ситуация ожидается в Румынии, где радикализация протестных настроений идет рука об руку с усугублением политического и социально-экономического кризиса, а недовольство населения направлено как против действующей власти, так и против системной оппозиции, которая окончательно утратила протестную инициативу, оказавшуюся в руках спонтанно самоорганизующихся активных и анархически настроенных групп населения.
Наиболее благоприятен в этом смысле политический прогноз на 2012 год для Приднестровской Молдавской Республики. После прошедшей мирной и демократичной - на зависть соседям - смены власти в республике, Приднестровье в 2012 году имеет шанс стать единственным и важнейшим фактором стабильности и развития в регионе. В условиях все более погружающейся в анархию соседней Бессарабии, ПМР с ее новым молодым лидером может стать точкой притяжения и симпатий для населения правобережья Днестра, для которого навязываемая до сих пор в качестве страшилки "приднестровизация РМ" может, напротив, приобрести роль "света в конце туннеля". В то же время региональная и международная конъюнктура не благоприятствуют скорому урегулированию молдавско-приднестровского конфликта. А, значит, Днестр будет все более приобретать роль не только границы геополитической и цивилизационной, но и становиться линией все более контрастного раздела между территорией стабильности, демократизации, гражданской ответственности и экономического роста и территорией кризиса, деградации, анархии и хаоса.