"Все либеральные идеи в политическом поле Армении либо весьма расплывчаты, либо декларативны. В отличие от остальных мы намерены подкреплять свои теоретические выкладки практикой", - заявила в интервью корреспонденту ИА REGNUM вице-председатель партии "Свободные демократы" Ануш Седракян.
ИА REGNUM: Близятся парламентские выборы, намечаются новые альянсы, распадаются союзы. Ваша партия уже продекларировала о готовности принять участие в выборах. В частности, на одной из пресс-конференций вы заявили, что "Свободным демократам" родственны по духу и близки идейно все те политические инициативы, которые предлагает партия "Наследие". Речь идет о предвыборном союзе?
- Это все же идейный альянс. Перерастет ли он в предвыборный формат, покажет время. Мы просто сотрудничаем, идеологически между нашими партиями очень много общего. И то, что подобное сотрудничество не перерастет в предвыборный формат - вполне возможно, но, думаю, такое решение не нарушит наших добрых отношений и стремлений к сотрудничеству.
ИА REGNUM: В оппозиционном лагере есть и другие партии. Вы не рассматриваете союз, например, с АРФ "Дашнакцутюн"?
- Политическая составляющая "Дашнакцутюн" очень интересна, но практика этой партии противоречива и расплывчата, в некотором плане - даже двойственна. То есть в плане самореализации эта партия постоянно меняет свою тактику и даже стратегию и очень туманно объясняет все перемены. Дашнакцаканы постоянно колеблются - быть в парламенте, не быть, сотрудничать с властями, а потом не сотрудничать. В этом смысле, пока не будет полная ясность в этом направлении, мы не можем громогласно объявить о сотрудничестве.
ИА REGNUM: А возможен ли возврат "на круги своя" и сотрудничество с Армянским национальным конгрессом, из которого вы с таким шумом и расколом вышли?
- Это даже не раскол. Это попытка мыслить и действовать по-иному, что в Армении не приветствуется. Здесь в некотором смысле действует прямолинейное мышление, в политической сфере также. Но если политическая сила формируется на политической основе, то идеологическое разногласие - весьма обычный феномен, особенно перед выборами. Это просто надо понять и принять. Например, у президента Франции Николя Саркози был очень шумный эпизод. Его главный советник по экономическим вопросам вышел из партии, заявив, что не согласен с экономической концепцией партии. Представьте себе, никто не обвинил его в предательстве, никто не обвинил его в том, что нарушает предвыборную целостность и монолитность кампании Саркози. Все это восприняли адекватно и нормально. Вот и мы должны научиться адекватно понимать политические расхождения и соответственно цивильному обществу образом реагировать на них.
ИА REGNUM: Тем не менее, в принципе, возможно ли найти некие точки соприкосновения или пересечения с этой политической силой?
- В данном случае, и мы носители оппозиционных взглядов, и АНК. В этом наши позиции совпадают, но отличаются цели и тактика. Для любого сотрудничества идеи и взгляды, которые люди привносят в жизнь, должны совпадать. Я бы, например, никогда не хотела, чтобы партия "Свободные демократы" противопоставляла себя какой-либо иной оппозиционной партии, говорила - "мы лучше, а другие хуже". Порой, политические силы впадают в такие крайности, что начинают утверждать, будто они единственные и им принадлежит монополия на всю оппозицию. Нет такого. Любая партия имеет право на самореализацию, и мы будем преследовать эту цель. Проблему надо рассмотреть также и в ином аспекте. Я несколько раз давала интервью представителям АНК, в частности, газете "Жоговурд", во время которых неоднократно повторяла, что никто не имеет права вбивать клин между оппозиционными партиями. Логика политических событий просто подсказывает нам всем, что партии оппозиции не должны бороться друг против друга.
ИА REGNUM: В последнее время несколько партий уже заявили, что они находятся вне зоны влияния известного "президентского треугольника" - Левон Тер-Петросян - Роберт Кочарян - Серж Саргсян. В частности, об этом заявили партии "Наследие", "Новые времена". В этом смысле, ваша партия в каком секторе находится?
- Вы знаете, когда мне говорят, что мы находимся вне зоны влияния президентского треугольника, у меня возникает последовательный вопрос: "Ну и что?". Этот треугольник имеет очень монолитную структуру, он очень сильно влияет на политическую жизнь Армении, но быть вне треугольника - еще недостаточно. То есть, если мы хотим как-то заявить о себе, то лучше говорить о принципах и действиях. В ином случае, если мы переходим на личности, а это именно так и есть, то мы отходим от политических принципов и осуществляем подмену понятий. Мы подменяем политику какими-то межличностными отношениями - даже пусть на уровне президентов.
ИА REGNUM: А вы можете представить предвыборную ситуацию, когда политические силы вдруг объединятся по принципу "все против одного"? Как среагирует ваша партия в подобном случае?
- Меня, как представителя партии, совершенно не интересуют те альянсы, которые направлены против кого-то, меня интересуют союзы "за" - за государство, за страну, за общество. И потом, в данном случае, речь будет идти не о политической, а о типично кулуарной борьбе. Возможно, о политической интриге. Мы же считаем, что пора положить конец политике интриг и начать наконец-то вести политику принципов. Это насущная проблема армянского политического поля. Следует также учесть, что армянское общество вопреки стараниям всех наших политиков за эти годы стало более зрелым, восприимчивым и не в пример более умным. Оно уже совершенно спокойно отдает отчет в том, что творится в кулуарах политики.
ИА REGNUM: Так с кем же будут сотрудничать "Свободные демократы", или же ваша партия уверена в том, что и в одиночку преодолеет 5-процентный барьер прохождения в парламент?
- Да, мы уверены, что победим на выборах. Поскольку мы ориентированы на нового гражданина, на новый уровень развития общества, и в Армении, несмотря на все попытки искоренить вот этот тип цивилизованного, образованного человека, все же эта критическая масса достаточно велика. Особенно среди молодежи много тех, кто желает и стремится строить свое будущее в своей стране, но не по тем принципам, которые им навязали - не по принципу местничества, не по принципу коррупционности, не по принципу экономического неравенства. Они хотят иметь нормальные стартовые условия. В этом смысле, думаю, мы имеем большой лагерь единомышленников, который растет и расширяется. Мы сотрудничаем со многими общественными организациями, которые занимаются экологическими проблемами, правами человека, разработкой законодательных инициатив. Например, один из членов правления партии представляет общественную организацию "Школа демократии". В общем-то партия должна сотрудничать не с избирателями, а с людьми, и это для нас принципиально. Мы привыкли к тому, что всех нас расценивают как потенциальных избирателей, или, как говорится, это пушечное мясо для выборных практик. Нет, надо бы говорить по примеру классика: "Избиратель - это звучит гордо".
ИА REGNUM: Единомышленников у вас много, а сколько членов партии?
- В настоящее время мы приближаемся к рубежу в 3,5 тыс. однопартийцев. Но, повторюсь, мы скорее заинтересованы не в том, чтобы иметь членов партии, мы более заинтересованы в единомышленниках. Потому что членство как формализация политических отношений - уже в прошлом. Америка же не расколота на республиканцев и демократов. Простой американец - вне партии. Но они исправно голосуют, поскольку выступают единомышленниками той или иной политической партии. И мы тоже заинтересованы в том, чтобы люди нас приняли, поняли и чтобы мы одинаково мыслили. Поэтому мы проводим политику сотрудничества, а не членства. Всем же нам отлично известно, как многие партии гонялись за членами, но это совершенно не имеет значения.
ИА REGNUM: Однако наличие больших финансов при проведении предвыборной кампании, вероятно, имеет значение? Как намерены решать этот вопрос, кто вам поможет, есть ли спонсоры?
- Я думаю, что для выборов стали необходимы большие финансы только тогда, когда была внедрена система предвыборных взяток. На самом же деле, идейные популяризации при современных интернет-технологиях в настоящем обходятся не очень дорого. Дорогого стоит наш принцип убеждения, сам идейный подход. Если же кто-то намерен давать своему избирателю взятку, то, конечно, ему потребуются немалые средства.
ИА REGNUM: И с каким же девизом вы выйдете на идейную, но "безденежную" предвыборную кампанию?
- Любой гражданин Армении является совладельцем всех природных, правовых и политических ресурсов страны. То есть, когда кто-то рождается, то он уже наделен всеми правами и полномочиями. Он должен иметь право и возможность участвовать в экономической и политической жизни своей страны на уровне управления государством.
ИА REGNUM: В том числе и соразмерной ему частью внешнего долга Армении, который достиг почти $3,5 млрд?
- Если уже мы делим долги, следовательно, начнем делить и привилегии, а их немало. И хотя Армения - государство маленькое, но имеет достаточно ресурсов и потенциальных возможностей для достойной жизни каждого, отдельно взятого гражданина. Я уже не говорю, что человеческий ресурс - очень талантливый и одаренный - у нас практически неисчерпаем. Когда же мы добъемся прозрачности в экономике и в управлении государством, то убедимся как в наличии природных, так и иных ресурсов. Как говорится, будем решать задачи по мере их поступления.