ИА REGNUM представляет интервью с Александром Бродом, российским правозащитником, общественным деятелем, директором Московского бюро по правам человека, членом Общественной палаты России, членом рабочей группы комитета по законодательству Госдумы РФ, членом президиума Российского еврейского конгресса.
ИА REGNUM: Как, на ваш взгляд, проходят выборы в Латвии, тем более, вы могли бы их сравнить и с недавними выборами в Абхазии, где вы тоже были наблюдателем?
Для начала я бы хотел рассказать о том, почему мы с коллегами занимаемся Прибалтикой. Общественная Палата уже более пяти лет наблюдает за правами соотечественников в ближнем и дальнем зарубежье, особенно в странах Балтии. У нас очень тесное сотрудничество с адвокатом Михаилом Иоффе, как раз по проблемам соотечественников, по делу Кононова. Когда Василий Макарович Кононов ещё был жив, он участвовал в наших видеомостах Москва-Рига, тогда мы создали группу экспертов для правовой и информационной поддержки Иоффе. Среди них были учёные из Университета Дружбы Народов, МГИМО, МГУ, члены Гильдии Российских Адвокатов. Мы инициировали статьи в российских и зарубежных СМИ, направляли в письма в МИД и Россотрудничество, чтобы работа центра Михаила Иоффе оплачивалась должным образом. Конечно, в информационном плане нам удалось оживить ситуацию, но пока российские власти оказывают очень слабую поддержку по пересмотру дела. Иоффе считает, что ряд документов и доказательств были проигнорированы рижским судом и Европейским судом по правам человека. Потому дочь Василия Макаровича вновь обратилась к российскому правительству и в администрацию президента, чтобы услышать более внятную позицию Российской Федерации в ЕСПЧ.
Мы сейчас издаём книгу Александра Гапоненко, посвящённую дискриминации русских в странах Балтии (ИА REGNUM: "Дискриминации русских в странах Балтии: причины, формы, возможности преодоления"). Я последнее время часто бываю в Риге, у меня в ушах стоит крик одной русской женщины: "Почему я должна проходить унизительную процедуру проверок и экзаменов, чтобы получить гражданство? Я живу в Латвии полвека! Почему ко мне, от которой уехала страна - СССР, относятся как к прокаженной?". Правда, немало людей не могут по-прежнему пережить развал Союза, чувствуют себя в Латвии дискомфортно, унизительно.
Мы поддерживаем связь и с правозащитником Владимиром Бузаевым и председателем Совета общественных организаций Латвии Виктором Гущиным, и Иосифом Кореном, сопредседателем Латвийского антифашистского комитета. Мы выступаем по поводу шовинистических, пронацистских акций и русофобских настроений в странах Балтии.
Конечно, в этой ситуации выборы - ключевой момент. Я приехал в Ригу вместе с коллегой из Варшавы, директором Европейского центра геополитического анализа Матеушем Пискорским. Мы были здесь и на самом референдуме по роспуску парламента.
Во-первых, мы хотели посмотреть, как чувствуют себя наши соотечественники в период выборов. Тем более, свыше 300 тысяч из них, неграждан, лишены права участвовать в процессе голосования. Как мы видим, законодательство не меняется много лет, несмотря на замечания от международных организаций по этой проблеме. В этой связи усилия наших коллег заслуживают уважения, я имею в виду партию "За права человека в единой Латвии" и в частности Владимира Бузаева, который рассказал нам о том, что направил обращение в ОБСЕ, чтобы привлечь внимание к нарушению избирательных прав русскоязычных. К тому же в начале сентября Александр Гапоненко направил жалобу в Конституционный Суд Латвии, чтобы пересмотреть вновь избирательное законодательство.
Что касается самих выборов, то я посетил сегодня (17 сентября) несколько избирательных участков. У меня создалось впечатление, что они организованы достаточно чётко, слаженно работают члены избирательной комиссии. Хотя непросто: 13 бюллетеней, что создаёт бумажную мороку, но, тем не менее, организация достойная. Ну а если с Абхазией сравнивать... Там нам на одном участке чачу предложили. Здесь такого радушия нет.
Что касается агитационной кампании, то есть претензии со стороны экспертов о скрытой рекламе. Например, имиджевые ролики и акцентирование внимания на лидерах партии. Реклама не официальная, но расценивать её можно, как агитационную. На канале TV3 в такой рекламе можно было заметить члена Партии Реформ Затлерса. На (государственном) канале LTV7 показан кандидат в премьер-министры от "Союза Зелёных и Крестьян" Айварс Лемберг на рыбалке, а на одном из каналов регионального телевидения показывали кандидата от "Партии Реформ Шлесерса/ЛПП/ЛП" Яниса Юрканса. Также Владимир Бузаев сообщил, что реклама шла на государственных каналах, на латышском языке. То есть для национальных меньшинств были некоторые сложности в понимании.
Относительно других нарушений могу привести данные от Бюро предотвращения и борьбы с Коррупцией о том, что было получено около 40 заявлений о нарушениях в ходе политической агитации. Половина из них касается обвинений по поводу скрытой рекламы, вторая половина - это нарушения с размещением, и применение административных ресурсов в пользу той или иной политической силы. Мы хотим запросить эту информацию и разобраться. Представители партии "Народный Контроль" заявили, что представители государственного телевидения приглашают на дискуссии лишь партии власти, а не всех участников предвыборной гонки. Владимир Бузаев также отметил, что представитель "Партии Реформ Шлесерса/ЛПП/ЛП" предложил снести памятник Освободителям Риги. Нам это также кажется возмутительным заявлением.
У нас планируются ещё встречи с рядом партий и экспертами, чтобы сделать своё заключение. В дальнейшем я намерен обратиться в Совет Общественной Палаты Российской Федерации, чтобы она направила обращение в международные организации о пересмотре законодательства и допуске русскоязычных к участию в выборах.
ИА REGNUM: Пока по всем показателям партия "За Права в Единой Латвии" не попадает в этот созыв парламента, как вам кажется, что ждёт русскоязычных, ведь представлена будет лишь в больших кавычках прорусское объединение "Центр Согласия". Таким образом, правозащитники остаются без политической подпитки.
Иногда мне ЗаПЧЕЛ напоминает российскую партию "Яблоко". Там есть интеллигентные знающие люди, правозащитники, истинные патриоты своей страны, знающие как её реформировать. Но эти люди в чём-то застыли на одном месте, не совершенствуют приёмы агитации, оторвались от людей, остались в своём времени и не развиваются в соответствии с новыми политическими реалиями. Поэтому они теряют поддержку и популярность. А те, кто более мобилен, проходят, хотя там есть и популизм, заигрывание с избирателем.
ИА REGNUM: Что ждёт правозащитное поле в дальнейшем? Уже год, как ЗАПЧЕЛ не представлена в парламенте. Как дальше действовать этой правозащитной по своей сути партии? Правозащитники должны по-прежнему использовать имеющиеся ресурсы, активнее взывать к международному правозащитному сообществу. Внушает надежду и развитие Международного Правозащитного движения "Мир без нацизма", который ставит своей задачей защиту русскоязычных соотечественников в странах Балтии. Я знаю, что в следующем году состоится большое заседание в Страсбурге с участием МПД "Мир без нацизма" и ведущих европейских гражданских институтов. Нужно активнее контактировать со структурами Совета Европы, ОБСЕ, ООН, создавать коалиции в других странах, апеллировать к политическим силам. Многое зависит и от РФ. Я сам и мои коллеги постоянно критикуем МИД РФ за вялую позицию в отношении прибалтийских стран. Не решаются самые элементарные вопросы, такие как социальные выплаты участникам войны и труженикам тыла, поддержка неправительственных организаций, развитие культурных и экономических контактов. МИД замкнулся в себе, и финансирует невнятные проекты, за которые очевидно умеет хорошо отчитываться. Влияние МИД на площадке прибалтийских стран абсолютно неощутимо. Это громадная бюрократическая машина со своими проблемами, которой пора меняться, иначе мы потерям наших соотечественников.
ИА REGNUM: Очевидно, вы знаете и о последней конференции соотечественников всех трёх стран Прибалтики в Риге, и о наполняемости зала?
На конференции был мой коллега, член Общественной палаты, поэт Андрей Дементьев. А ведь была опасность потерять даже сам Дом Москвы, я ходил в мэрию, передавал запросы от рижан, и общими усилиями удалось его отстоять. Он не будет продан. Уже при новом руководстве Собянина конкурсы правовой защиты соотечественников выиграла какая-то странная фирма, у которой даже название нацелено на бизнес, а вот будет ли она заниматься делами соотечественников, это другой вопрос.
Полгода назад в Ригу мы приезжали с Аллой Гербер и Сергеем Ряховским из Общественной палаты, мы ощутили кризис активности местных правозащитных организаций. Видимо кто-то разочаровался, кто-то не в силах преодолеть преграды, не видит, чтобы что-то менялось. Но всё зависит от людей. Сахаров не мог надеяться на успех, находясь в изоляции, в ссылке в Горьком. И всё же он боролся в одиночку с системой. Не у каждого хватает сил, терпения, но я вижу здесь мужественных людей, надеюсь, что к ним примкнёт молодёжь.
ИА REGNUM: Александр Семёнович, бытует мнение, что уровень антисемитизма в Прибалтике выше, чем в России? Можно ли это подтвердить или опровергнуть?
Мне кажется, что в Прибалтике антисемитизм связан с настроениями пересмотра итогов Второй Мировой Войны, власть попустительствует активности неонацистов, коллаборационистов. Чиновники считают, что если живы эти старики, то пусть они проводят свои шествия. И они абсолютно упускают из виду, что к этим шествиям примыкают неонацисты из других европейских стран, а антифашистов из России, Эстонии просто не пускают на территорию этих стран во время этих акций. Весной к нам обращался Дмитрий Линтер, его продержали на границе и не пустили в Латвию, Максима Реву заперли в СИЗО и выкинули из страны. В позапрошлом году председателю Московского антифашистского центра Евгению Прошечкину отказали в получении визы, а ведь он вообще родился в Риге, и хотел приехать на антифашистскую конференцию.
Я сам видел сюжет, где местный маргинал Улдис Фрейманис в диалоге с Валерием Энгелем допускал откровенные антисемитские высказывания, что происходит уже не первый раз, и Фрейманис постоянно уходит от правосудия!
В России тоже достаточно антисемитизма на разных уровнях, но там и президент и премьер и генпрокурор открыто осуждают любые формы розни. Есть проблемы - это и осквернение синагог, обилие антисемитской литературы, антисемитские предрассудки в общественном сознании, в большой стране всё более заметно.
ИА REGNUM: Как могут взаимодействовать РФ и страны Прибалтики при этническом партийном строительстве в той же Латвии, тенденция к которому пока сохраняется и отличной конституции РФ в этом плане?
Безусловно, нужна опора со стороны РФ. Но в России нужно вносить порядок в законодательство, и это касается позиции по соотечественникам. Нет четкого правового определения понятия "соотечественник", не прописаны должным образом формы поддержки. Россия по линии Министерства культуры, Министерства образования и науки должна содействовать гуманитарным проектам. Мне один банкир знакомый говорил, что ему некие мошенники предлагали за пять миллионов сделать латвийский парламент пророссийским, и Латвия бы присоединилась к Российской Федерации таким образом. Но если говорить серьезно, то нужно поддерживать учителей Латвии, преподающих русский язык, давать им возможность получать переквалификацию, проходить стажировку в России. Больше приглашать молодежь в российские вузы. Привозить в Латвии российское кино, оркестры, театральные премьеры серьезных театров, а не пошлые антрепризы. Проводить бизнес-форумы. Жестче реагировать на факты дискриминации соотечественников. Тогда укрепилась бы сотрудничество и люди увидели бы, что за нами стоит Россия, великая держава!