В воскресенье, 11 июля, в Молдавии пройдут досрочные парламентские выборы. В них будут участвовать 22 партии и блока, а также один независимый кандидат. Но основная борьба развернется между прозападной партией «Действие и солидарность» президента Майи Санду и блоком социалистов и коммунистов бывшего лидера Игоря Додона.
Так больше не пойдет
«Что будет после 11 июля: возьмут эти «желтые» (пропрезидентская партия «Действие и солидарность». — «Известия») контроль над парламентом и уничтожат страну или мы их остановим? Я думаю, что мы сможем их остановить», — заявил бывший президент Молдавии, сопредседатель блока «Коммунисты и социалисты» Игорь Додон, выступая в Кишиневе на митинге своих сторонников. Они собрались 4 июля у здания Академии наук в Молдавии.
Додон заверил, что главные цели его блока — сохранить государственность и веру, благосостояние и интересы людей. «Граждане устали от пустых обещаний, ложной демократии, краж и преступлений против народа. Мы больше не должны терять время. Страны развиваются, а мы стоим на месте. Так больше не может продолжаться!» — вторил ему второй сопредседатель блока Владимир Воронин, возглавлявший Молдавию с 2001 по 2009 год.
Схлестнутся вновь
Уже очень скоро станет известно, кто будет управлять Молдавией следующие четыре года. В ноябре 2020-го на президентских выборах победила Майя Санду. Но Молдавия — парламентская республика, и президент в ней не обладает большими властными полномочиями. Для этого Санду нужна поддержка парламентского большинства. Сейчас оно у Партии социалистов (37 из 101 места), которые недавно объединились с коммунистами. Но после поражения Игоря Додона рейтинги партии сильно просели. Отсюда и нежелание социалистов идти на досрочные выборы. Невыгодны они и некоторым другим парламентским силам — партии «Шор», у которой девять депутатов, и группе «Для Молдовы», у которой десять парламентариев. Обе эти силы примкнули к социалистам, создав объединение, которое назвали «неокоалицией», решив не оформлять союз юридически.
Они пытались не допустить досрочных выборов или хотя бы максимально оттянуть дату их проведения. По их инициативе вводилось чрезвычайное положение. Официально — для борьбы с пандемией, учитывая тяжелую эпидемиологическую ситуацию в республике. Но были и политические причины — снижающиеся рейтинги.
«Действие и солидарность» Майи Санду, у которого сейчас 15 мест, считается прозападным, в то время как блок социалистов и коммунистов относят к пророссийским силам. Додон и Санду давно прослыли непримиримыми врагами. Один делает акцент на особые отношения с Кремлем, Москва с 2014 года информационно и политически поддерживает политика, вторая не скрывает ориентации на Европейский союз. Они схлестнулись впервые на президентских выборах 2016 года, тогда с перевесом в 4,22% победил Додон, Санду взяла реванш в прошлом году, опередив его на 15,44%.
Сейчас Додон заявил, что на голосовании решится важный вопрос. «На выборах или любым другим правовым путем мы должны доказать, что не уступим нашу страну натовским силам, ибо сейчас в молдавской политике всё, к сожалению, сводится именно к тому, станет Молдавия натовским военным плацдармом или нет», — призвал он сторонников. Помимо этого Додон и его сторонники упрекают Санду за ее теплые отношения с ЕС и США и заявляют, что она зависит от западных государств. «Вот уже полгода новоиспеченный президент Молдавии думает, что руководит страной. На самом деле она выполняет команды своих зарубежных кураторов. Однако за эти полгода президент Молдавии с румынским гражданством отметилась целым рядом антироссийских шагов», — сообщил политик.
Опросы общественного мнения показывают, что Партии социалистов прочат 32,5% голосов, в то время как партия «Действие и солидарность» Майи Санду может получить парламентское большинство с 50,5% голосов и сосредоточить тем самым в своих руках всю полноту власти.
И вот опять
Похожая ситуация в стране уже была. В 2001 году у власти была Партия коммунистов, получившая конституционное большинство, президентом был Владимир Воронин. В результате они смогли назначить свое правительство и править, не оглядываясь на оппозицию.
— У них было много шансов, но они ничего не сделали. Такая гиперответственность и погубила в свое время молдавских коммунистов, — отметил в разговоре с «Известиями» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Дмитрий Офицеров-Бельский.
Воронин шел к власти как коммунист, но заняв пост, стал придерживаться многовекторной политики, отмечает глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050 Иван Лизан.
— По факту президент начал выстраивать олигархическую диктатуру, что для него окончилось плачевно. В Молдавии установился режим, который можно назвать НКО-кратией. Страной фактически руководят некоммерческие организации, которые закачивают в страну деньги. Эта система наплодила огромное число чиновников, которые занимаются лоббированием иностранных интересов, — считает эксперт.
Политолог Офицеров-Бельский сомневается, что партия Майи Санду наберет больше 50% голосов.
— Скорее всего, такой социологический вброс делается для того, чтобы хорошо мотивировать сторонников Санду, — отмечает он.
С экспертом согласен Иван Лизан.
— Вероятно, цифры, которые показывает соцопрос, ненастоящие. Возможно, итоги социологии подгоняются под своего кандидата и за счет этого пытаются убедить колеблющегося избирателя в необходимости присоединиться к сильным, — пояснил специалист в беседе с «Известиями». Он подчеркнул, что специфика Молдавии сейчас в большом числе колеблющихся избирателей, людей, разочаровавшихся и в социалистах, и в проевропейских силах. Это явно продемонстрировали президентские выборы в прошлом году. Например, регион, в котором родилась Майя Санду, проголосовал за социалиста Додона, а в родных местах Додона поддержали Санду. Это показывает, насколько сильно разочарованы избиратели.
Лизан полагает, что сейчас исход выборов во многом будет зависеть от того, какие политические технологии применят в день голосования.
— Ситуация будет усугубляться тем, что для Молдавии нормальная практика — открытие избирательных участков за пределами республики. Государство получает солидные деньги от трудовых мигрантов, которые работают в ЕС. В странах, где не так уж много гастарбайтеров, будет открыто множество избирательных участков. Это дает возможность фальсификаций на уровнях посольств и консульств, а также ЦИК — завысить явку и вбрасывать бюллетени за Майю Санду и ее партию. В России, где много молдавских трудовых мигрантов и где избиратели настроены пророссийски и логично, что они будут поддерживать социалистов, этих избирательных участков будет открыто по минимуму, — сообщил политолог, добавив, что это сделано для того, чтобы отсечь на выборах максимальное число избирателей, поддерживающих социалистов.
Глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050 уверен, что большую роль также сыграет то, как проголосуют в Приднестровье. На президентских выборах в ноябре прошлого года предполагалось, что жители Приднестровья с молдавскими паспортами поддержат социалистов.
— По факту проевропейские силы сделали всё, чтобы эти выборы сорвать. Теперь их задача в том, чтобы мобилизовать своих проевропейских избирателей и демотивировать социалистов, всё остальное будут делать за счет административного ресурса и вброса бюллетеней, — считает эксперт.
По его мнению, если предположить, что победит партия Майи Санду и даже получит конституционное большинство, на саму Молдавию это мало повлияет: общество в ней очень расколото. Не исключено, что часть населения страны итоги выборов не признает. Это может произойти в городе Бельцы, где сильны позиции социалистов, или в Гагаузии.
Пиррова победа
Дело в том, что Санду в последнее время показательно игнорирует башкана автономии Ирину Влах. Ее не пригласили на инаугурацию президента, а во время визита в Гагаузию глава государства встретилась со всеми мэрами автономии, не пригласив Влах.
— В 1990-е годы Гагаузия, наряду с Приднестровьем, бунтовала. Но Приднестровье отделилось, а с Гагаузией заключили договор, что она получает автономию, но остается в составе Молдавии. Если проевропейские силы попытаются этот договор нарушить, то велика вероятность, что и там возникнут волнения, — пояснил Лизан.
Политолог также отметил, что проевропейские силы не заинтересованы в укреплении молдавской государственности, они сторонники румыноунионизма, принцип которого: один народ — две страны.
— Они считают, что Молдавию нужно демонтировать, а для этого необходимо добить остатки государственности в этой стране. Победа Санду отнюдь не означает, что в Молдавии наступит какой-то экономический расцвет. Скорее всего, будут ликвидированы остатки государственности, и страну начнут готовить к объединению с Румынией, — уверен специалист.
Дмитрий Офицеров-Бельский полагает, что политическая ситуация улучшилась бы, если бы на втором фланге была не одна партия, а две, и они, несмотря на все конфликты и расхождения, могли бы контактировать.
— Но, что касается Санду, то она не готова ни к плюрализму внутри своей партии, ни вообще. Если ее партия не наберет 50%, ей нужно вступить с кем-то в коалицию. Но сделать это сложно, это как раз ее уязвимая точка. Если же она получит конституционное большинство на выборах и сконцентрирует в своих руках и власть в парламенте, и президентские полномочия одновременно, к тому же в ее сторону работает и конституционный суд страны, то возникнет гиперответственность. И эта победа для Майи Санду может стать пирровой, — считает политолог.
https://iz.ru/1188863/kseniia-loginova/moldavskii-pasians-strana-gotovit...