Молдова на изломе

Сегодня, как впрочем и вчера и много лет назад Молдова вновь оказалась на изломе. Во многом это объясняется геополитическим положением Бессарабии, которая всегда находилась в зоне взаимного притяжения славяно-православного и романо-германского миров. Когда усиливалась Россия, Молдавия спокойно становилась частью Империи или Советского Союза, когда набирала мощь Румыния эта же территория входила в ее состав. Первый и самый смелый эксперимент по созданию современной молдавской государственности был начат после развала СССР. В 1991году была провозглашена независимая Республика Молдова. И с момента ее рождения началась внутренняя борьба двух партий внутри гражданского общества РМ – молдавской и румынской. Хронологически сначала доминировала румынская. В этот период принимались законы, символы и стандарты привязывающие Молдову к Румынии, делавшие ее независимость всего лишь мостиком к объединению с запрутским соседом. Затем начался откат, поражение в молдо-приднестровском конфликте и экономический кризис сделали непопулярными идеи «униря». В итоге сначала к власти пришел умеренный Петр Лучинский, а затем молдовенисты из ПКРМ. Но что изменилось с тех пор? Судя по событиям 7 апреля мало что…
Трудно дается строительство молдавской государственности, когда значительная часть гражданского общества отвергает саму эту идею. И проблема даже не в том, что Евросоюз и Румыния становятся все более привлекательными для интеллигенции, творческих работников, студенчества, молодежи и трудовых мигрантов Молдовы, а в том, что до сих пор отсутствует внятный альтернативный, привлекательный для всех слоев населения молдавский социо-культурный, экономический и политический проект. В одном из своих материалов вышедших под названием «Молдавские альтернативы: Объединение с Румынией или системная перезагрузка» я обозначил причинно-следственные основы текущего внутриполитического конфликта. Повторю их:
В конце 80-х начале 90-х годов в Кишиневе было страшно заговорить на русском языке. Депутаты из Приднестровья избивались на выходе из Верховного Совета МССР, а подросток Дима Матюшин из-за русского языка был убит средь бела дня в центре Кишинева. В те смутные времена переродившаяся партийная элита и мечтающая о Великой Румынии интеллигенция сделали все возможное, что бы на смену советским символам пришли новые - румынские. С их помощью Молдавию лишили политической, языковой и культурно-исторической самобытности подменив это запрутской идеологией и криками о неизбежности объединения двух румынских народов. Делалось это последовательно и методично. Так на смену советскому молдавскому флагу пришел румынский триколор. Сегодня государственный флаг Молдовы отличается от румынского только наличием герба страны и не более. Тряхни его посильнее, герб отвалится и останется знамя Румынии. Традиционную для молдавского этноса кириллическую графику заменили на принятую в Румынии латинскую. Сам язык так же максимально подогнали под румынские стандарты. На крупных, включая государственные, политических мероприятиях звучали румынские гимны и политические песни. Дошло даже до того, что были реабилитированы и приравнены к ветеранам Великой Отечественной Войны солдаты румынско-фашистской оккупационной армии. В школах и ВУЗах все эти годы преподавалась история, литература и язык Румынии.

Когда в середине 90-х годов, коммунисты только шли к власти, они обещали покончить с агрессивным румынизмом, возродить советские традиции в Молдове, ввести в качестве второго государственного - русский язык. Это были абсолютно здравые идеи с точки зрения сохранения молдавской государственности и идентичности. Думаю, что со мной согласятся многие историки и этнологи в том, что после появления на карте мира Румынии, единственным мощным гарантом сохранения именно молдавской идентичности выступает Россия и что особенно важно Русская православная церковь. Кстати в историческом смысле это было понятно всем великим молдавским господарям и Штефану Чел Маре и Иоану Лютому и Дмитрию Кантемиру. Эти личности с помощью России пытались спасти от турков молдавскую нацию и православную веру. Теперь турецкая угроза сменилась румынской, но путь к самосохранению тот же – через Россию.
Может ли что-то остановить победу прорумынских сил в Молдове, если социокультурное и политическое пространство этой республики заполнено румынскими символами. Если модные разговоры о евроинтеграции Молдовы, как правило, связываются с перспективами ее интеграции в Румынию? Если ежегодно Бухарестом бесплатно предоставляется несколько тысяч мест в учебных заведениях Румынии для выходцев из РМ. Если многие партии, общественные организации и СМИ живут на румынские гранты и конечно же поддерживают идею сдачи молдавской государственности. Если гражданство Румынии становится все популярнее, а разговоры о европейском счастье превращаются в стройное хоровое пение. Вряд ли. Только системная перезагрузка может спасти современную молдавскую государственность. Не вдаваясь в подробности, перечислю, что могла бы включить в себя эта сложная, но жизненно важная для Молдовы процедура:

1. Отказ от общих с Румынией государственных и политических символов. Начнем с флага. Он фактически идентичен румынскому. Герб не в счет – от него легко избавиться, просто вырезав обыкновенными ножницами. Думаю, в случае аншлюса Молдовы на экранах телевизоров мы увидим тысячи дырявых молдавских флагов. Сложно советовать каким должен быть флаг независимой Молдовы. Возможно, имеет смысл вернуться, как это сделано в Белоруссии к старому проверенному флагу советской Молдавии или взять за основу знамя Штефана Чел Маре. Решать это должны молдавские элиты вместе со своим народом. Но если речь идет о борьбе за сохранение молдавской государственности надо начать с принятия собственного флага. Следует так же на официальном уровне отказаться от других политических символов Румынии - национальных румынских гимнов, песен, праздников. Если кому то они нравятся, то пусть используют их на бытовом уровне, но не в государственной политике.

2. На духовном уровне единственный гарант молдавской самобытности – это Русская Православная Церковь. Проникновение в Молдову Бессарабской Метрополии Румынии - один из важнейших элементов религиозного поглощения РМ. В этой связи молдавской элите следует четко заявить о том, что православная церковь в Молдове может быть только одна – Московского Патриархата.

3. На социо-культурном и образовательном уровнях надо немедленно отказаться от всех проникших в ткань молдавской государственности румынизмов. На смену румынскому языку, истории и литературе должны придти молдавские аналоги. Очень важный вопрос с графикой. Переход на латиницу означал языковое единство Молдовы и Румынии. Возвращение к кириллице будет означать восстановление молдавской языковой самобытности. Понятно, что сделать это крайне затруднительно, но ради спасения государственности необходимо.

4. И еще один важнейший аспект – межнациональный. В течении двадцати лет главный оплот антирумынских сил – русскоязычное население всячески дискриминировалось и задвигалось на вторые позиции. Исправить этот перекос следует незамедлительно. В правительстве и парламенте должны появиться представители русскоязычной общины Молдовы. Ну и конечно надо выполнить старое выборное обещание коммунистов – принять русский язык в качестве второго государственного.
Готово ли на это молдавское общество и правящая элита – ключевой вопрос от ответа, на который зависят перспективы молдавской государственности. Конечно важно, кто победит в конце этого лета на выборах. Но еще важнее, каков стратегический курс движения страны. Сегодня понятно, что коммунисты опираются на большинство граждан РМ, но и оппозиция практически контролирует вторую половину населения. Раскол есть, а консенсуса нет. Это тревожный звонок для народа и государства.