Свернули горы: как Южная Осетия осталась без правительства и депутатов

Южная Осетия переживает тяжелейший политический кризис. 28 августа в Цхинвале погиб задержанный Инал Джабиев. Трагическое известие всколыхнуло республику, прошло несколько многотысячных акций протеста. Президент Анатолий Бибилов уволил главу МВД, ушел в отставку кабинет министров.

Оппозиция, однако, не прекратила выступления. Теперь противники действующей власти требуют уволить генпрокурора. Половина депутатов парламента объявила бойкот, работа законодательного собрания парализована. «Известия» разбирались в том, почему кризис возник именно сейчас и как он может разрешиться.

Покушение на пытки

18 августа в северной части Цхинвала неизвестные обстреляли автомобиль, в котором ехал министр внутренних дел Игорь Наниев. Стрельба велась из заброшенного дома. Из трех пуль одна попала в дверь машины со стороны водителя, никто не пострадал.

После покушения силовики провели десятки обысков и задержали трех местных жителей. Одного из них - Инала Джабиева - 28 августа привезли из СИЗО в республиканскую больницу. Мужчина со следами многочисленных побоев скончался в тот же день, не приходя в сознание. В соцсетях быстро распространились фотографии тела Джабиева, которые сделал кто-то из сотрудников больницы. На кадрах видны большие фиолетовые гематомы на руках, спине, щиколотках, внутренней поверхности бедер, а также кровавые следы от наручников на запястьях.

Тогда же появились сведения о жестоком обращении с другим задержанным, Николаем Цховребовым. Согласно публикациям в соцсетях, мужчину доставили из СИЗО в больницу с побоями на руках и ногах. «Видны следы электрошокера, ухудшилась речь. Он самостоятельно не может ходить в туалет, его буквально под руки волокут. Превратился в инвалида», — говорилось в сообщениях. Позже Цховребов рассказал, что его избивали четыре дня. Били дубинками, надевали пакет на голову.

При этом работа правоохранительных органов Южной Осетии и раньше вызывала вопросы, сотрудников МВД не раз обвиняли в пытках и избиениях. В октябре 2019 года в соцсетях появилось видео, на котором силовики в зарешеченном помещении избивают задержанных. Глава МВД Игорь Наниев после этого заявил, что его подчиненные «вынуждены наводить порядок и дисциплину». Депутаты югоосетинского парламента пытались вынести главе МВД и министру юстиции вотум недоверия, но голосов тогда не хватило.

Жажда мести

Новость о гибели Инала Джабиева быстро распространилась в маленькой республике. Вечером 28 августа на центральной Театральной площади у здания администрации президента Южной Осетии прошел несанкционированный митинг. На акцию вышло около тысячи человек. Всего в республике живет 53 тыс. человек, а значит, участие в мероприятии принял каждый 50-й.

Собравшиеся требовали отправить в отставку правительство и расследовать дело о гибели Джабиева. На площадь вышел глава республики Анатолий Бибилов, которому участники стали кричать «Уходи!». Президент пообещал провести референдум о доверии и покинуть пост в случае отрицательного результата. После этого Бибилов ушел с площади, а позже стало известно, что он уволил Игоря Наниева. Врио главы МВД стал замминистра Мераб Пухаев. Тогда же в отставку отправился премьер-министр Эрик Пухаев и все члены правительства. Глава республики пообещал сформировать новый кабинет министров «в ближайшее время».

После кадровых решений Анатолий Бибилов выступил с обращением к гражданам. Он сообщил, что под следствием в связи с гибелью Инала Джабиева находятся восемь сотрудников МВД Южной Осетии. «Виновные понесут наказание по всей строгости закона, невзирая на должности и звания», — пообещал он, добавив, что следствие будет максимально открытым. Интересно, что тут же появились доказательства его слов — опознание одного из подозреваемых записали на видео и показали по телевидению.

Акции протеста на этом не закончились. На митинге 29 августа участники потребовали отставки генпрокурора, а брат погибшего Ацамаз поклялся отомстить согласно обычаю кровной мести. Ему ответил бывший президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. «Обращаюсь к Ацамазу и его друзьям. Прошу воздержаться от этой клятвы. Я не оправдываю этих людей, но есть закон. Давайте сохраним осетинские жизни», - призвал Кокойты.

2 сентября о бойкоте объявили депутаты югоосетинского парламента. По словам оппозиционеров, в зал заседаний они не вернутся пока в отставку не отправят генпрокурора Урузмага Джагаева. Подписи под соответствующим заявлением поставили 17 парламентариев. Всего в Южной Осетии 34 депутата, а значит, кворума для проведения сессий сейчас в заксобрании нет, работа парализована.

Генпрокурор Джагаев, в свою очередь, говорит, что сложит полномочия, если вместе с ним от мандатов и неприкосновенности откажутся четверо парламентариев, которых подозревают в уголовных преступлениях. Однозначным согласием пока ответил один депутат. «Прошу определить меня в одну камеру изолятора с гражданином Джагаевым на время следствия по нашим делам, там я намерен ответить ему на все интересующие его вопросы лично», — сказал депутат Дзамбулат Медоев.

Перешли все границы

Эксперты говорят, что на рост протестных настроений в Южной Осетии повлияла не только работа правоохранительных органов, но и тяжелая экономическая ситуация. Политолог Нурлан Гасымов в беседе с «Известиями» напоминает, что из-за пандемии коронавируса уже пять месяцев фактически закрыта граница с Россией. Даже продукты первой необходимости поставляются с перебоями, прилавки магазинов пустеют. Сейчас, впрочем, появились робкие надежды на улучшение ситуации. 4 сентября в республике выздоровел последний пациент с коронавирусом. Ожидается, что 15 сентября возобновится беспрепятственное пересечение границы с РФ.

Политолог Артур Атаев говорит, что нынешние выступления в Южной Осетии назревали давно. «Республика долгое время жила в состоянии перманентной войны с Грузией. Тбилиси постоянно устраивал провокации, засылал диверсантов. Силовики вынуждены были действовать жестко и даже жестоко, иногда без оглядки на мораль и Уголовно-процессуальный кодекс», — объясняет эксперт.

По словам Атаева, до 2008 года такому стилю работы можно было найти объяснение, но после пятидневной войны ситуация изменилась. «Границы Южной Осетии начали строго охранять, внутри республики стало безопаснее и стабильнее. Силовики же продолжали действовать привычными методами. Среди граждан, особенно среди молодежи, нарастало недовольство, которое теперь выплеснулось», — отмечает собеседник.

Он добавляет, что народными волнениями воспользовалась оппозиция. «Майданный сценарий запустить не удалось, акции протеста перешли в вялотекущий режим. Но республика осталась без правительства и парламента. Власти придется торговаться с оппонентами. Думаю, представителям оппозиции предложат войти в обновленный кабинет министров», — говорит Атаев.

https://iz.ru/1056967/igor-karmazin/svernuli-gory-kak-iuzhnaia-osetiia-o...

Эксперты: