Вступление или парад исторических уникальностей
Самая дорогая правительственная коалиция в истории Израиля, сформировала самое многочисленное по количеству министерств правительство в истории Израиля.
Это произошло после самого продолжительного 17-ти месячного предвыборного марафона в истории Израиля, в результате чего действующий премьер-министр Беньямин Нетаниягу стал самым долгоиграющим премьером в истории Израиля, обогнав по продолжительности пребывания на этом посту отца-основателя Израиля Давида Бен-Гуриона.
Есть еще один исторический рекорд, в этом правительстве максимальное количество министров, находящихся под следствием или уже отсидевших за те или иные преступления.
Все это происходит благодаря, даже по израильским политическим меркам беспрецедентного политического переобувания Бени Ганца, главного противника Нетаниягу на протяжении уникальны трех выборов в Кнессет на протяжении одного года.
Можно отметить еще одну уникальность, это активное разрушение судебной системы и успешные попытки полностью ее подмять под двухголового монстра представительско-исполнительной власти.
Думаю уникальным это правительство стало и по уровню торговли министерскими должностями. Цитаты ««Кахоль Лаван» отказались уступать министерство связи Нетанияху и предложили в обмен на минздрав два второстепенных министерских портфеля. На что в «Ликуде» обвинили партию Ганца в лицемерии и притворстве — «пусть не притворяются, что хотят минздрав, раз не готовы уступить министерство связи», вполне может переплюнуть перлы из произведений Салтыкова-Щедрина про город Глупов.
Еще одна уникальность - это уровень ненависти, между различными социальными группами, раскрученной в рамках избирательных кампаний. Политическая система, выстроенная Беньямином Нетаниягу опиралась и опирается на принципы американского политтехнолога Артура Финкельштейна, который в 1996 году привел Нетаниягу к победе на лозунге «Перес разделит Иерусалим».
Именно он создал основные принципы избирательного процесса в Израиле, заменив рациональную программу партии на раскачку ненависти и выливания PR-дерьма на противника. Выборы превратились в шоу ненависти и этот 17-ти месячный марафон стал своеобразным памятником технологии ненависти имени Финкельшейна-Нетаниягу.
Эта коллекция уникальностей, вскрыла кризис израильской государственности, назревавший последние десятилетия правления Нетаниягу.
Русскоязычные творцы политического кризиса.
Кстати, Финкельштейн консультировал также и Авигдора Либермана, который активно использовал заветы американского гуру в празднике ненависти, под названием израильские выборы в Кнессет. Израильский Кнессет, по идее, должен равномерно представлять интересы различных языковых и религиозных общин. Однако из почти 15% группы населения, относящихся к русскоязычным, русскоязычных депутатов в Кнессете около 7%. Но оставим эти цифры для тех, кто утверждает, что не существует стеклянный потолок для русскоязычных в Израиле.
Следует отметить роль «русскоязычных» в вышеперечисленных уникальностях, которые привели к еще одной уникальности – практически полному разгрому ивритоговорящего левого лагеря. Ведь именно Либерман, бессменный лидер «партии для русскоязычных», «Наш дом Израиль», обеспечил проведение трех выборов в Кнессет за 17 месяцев и затяжной политический кризис. Во многом благодаря именно ему, единственной оппозицией правящей коалиции Нетаниягу стал Объединенный список, в который входят различные политические партии арабоговорящего меньшинства и коммунистический Хадаш с интернациональным составом. А учитывая роль русскоязычного председателя Кнессета, члена Ликуд Юрия Эйдельштейна в борьбе с противниками Биби и в его победе, роль русскоязычных в обеспечении нынешней политической ситуации трудно переоценить.
Не знаю, долго ли партия Либермана Наш Дом Израиль будет оставаться в оппозиции, но сейчас остается фактом, что большая часть русскоязычных депутатов кнессета оказалось в лагере оппозиции. Кроме того, большинство светских русскоязычных, голосовавших за Ганца и его блок Кахоль Лаван, оказались у разбитого политического корыта.
Русскоязычные, как социальная группа многое потеряли в результате избирательного марафона. Пост министра абсорбции заняла представительница эфиопской общины, которая из оппонентов Нетаниягу, перебежала вместе с Ганцем в его коалицию. А ведь министерство абсорбции было основной вотчиной НДИ и источником его финансово-политических побед на русской улице. Т.е. 150 тыс эфиопская община стала доминировать в законодательно-исполнительном поле над полуторамиллионной русскоязычной. А Комиссия кнессета по алие и абсорбции будет объединена с комиссией по обращениям граждан, ее возглавит депутат от Яхадут ха-Тора. Заниматься проблемами репатриантов станет представитель партии, члены которой активно продвигают тезис про русскоязычных как «гоев и коммунистов».
Особенности национальной русскоязычности
Эти выборы хорошо показали, что русскоязычных израильтян можно разделить на 4 условные группы:
Радикалы. Эта группа состоит из право-религиозных русскоязычных, которые являются радикальными националистами и религиозными фанатиками. Выступают за эсхатологические ценности и быстрое решение всех национально-религиозных вопросов, что с гоями, что с арабами.
Охранители. Русскоязычные, голосующие за Ликуд, чаще всего они хорошо знают иврит и считают себя ярыми патриотами Израиля только для евреев. В отличие от радикалов, термин еврей они не всегда понимают в узкорелигиозном смысле, как иудей.
Светские. Эта часть русскоязычных голосует за КЛ, Мерец и другие светские партии. При этом, многие считают себя светскими сионистами. В последнем избирательном цикле НДИ пытается представлять интересы этой категории отбирая русскоязычные голоса у Кахоль Лаван и других левых партий.
«Гои и коммунисты» Данная группа определилась благодаря негативной предвыборной мобилизации религиозных социальных групп. И из уст министра внутренних дел Дери и из уст других религиозных членов Кабинета министров Нетаниягу звучали высказывания, которые и формировали в общественном сознании эту группу. Тем не менее, можно дать характерные черты группы:
• низкий социально-экономический уровень, зачастую даже хуже, чем у арабоязычного меньшинства. Представители этой группы, чаще всего, без собственного жилья. В отличие от эфиопской общины у русскоязычных не было 90% финансирования приобретения жилья.
• заполняют нишу дешевой рабочей силы, при этом, у них слабая защита социальных и трудовых прав, поскольку ни израильские профсоюзы, ни министерство абсорбции в бытность его под управлением НДИ не интересуются проблемами соблюдения трудовых прав русскоязычных репатриантов.
• отсутствие нормальных пенсий у значительной части пожилых людей, поскольку пенсионная реформа, которая обязала работодателя делать отчисления на накопительную пенсию стартовала только в 2008 году. Следует также учесть, что если к этому добавить слабое знание иврита и очевидную тенденцию игнорировать выборы, понятно, что никто из израильских политических партий, особенно левых не ориентирован на эту целевую группу.
Не смотря на попытки мимикрии под коренных израильтян и отдельными успехами, общий низкий социальный статус русскоязычной общины подтверждается тремя фактами:
Незначительное количество русскоязычных пробилось на высокие политические, армейские и судебные должности.
Русский язык не имеет никакого статуса, хотя около 20% населения разговаривают по-русски.
Русскоязычные, могут умереть за Израиль, но будут похоронены за оградой военного кладбища.
От государства «башня-стена» к государству Галахи
Но вернемся к проблемам израильской государственности и роли русскоязычных в обострении кризисных явлений. Можно сформулировать несколько основных проблем: «Десакрализация Израиля»; Смена модели государства; Популизм и радикализация.
«Десакрализация Израиля»
Интересная тенденция, которую можно наблюдать в русскоязычной среде это активный процесс «десакрализации Израиля». Этот процесс происходит через социальные сети, через участие русскоязычных в антиклерикальных левых партиях, в том числе и ХАДАШ, депутаты которого прошли в Кнессет в рамках Объединенного списка.
Процесс заключается в разрушении основных государственнообразующих мифов Израиля. На этих мифах строился процесс репатриации и встраивание вновьприбывших в репатриантскую пирамиду. Основные тезисы, которые продвигаются в блогах, роликах, статьях, и различных группах в социальных сетях, следующие:
• Спецслужба Натив, во главе с Яковом Кедми, обманом заманил репатриантов из СССР в Израиль в 90-х;
• Израиль, это репатриантская пирамида, обманувшая русскоязычную алию;
• ложная и унижающая пропаганда Сохнута, обманом заманивает в Израиль;
• ущемление в правах светского населения и русскоязычных;
• светские работают на религиозных, которые только получают деньги из бюджета;
• Израиль превращается в националистическую и религиозную диктатуру;
• изменение модели государства из социально-ориентированной в националистическую право-религиозную с разрушением социальных институтов (образование, здравоохранение, социальная защита);
• деградация государственных институтов, в связи с глубинной клановостью и коррупцией;
• гражданское противостояние (гибридная гражданская война) и превращение русскоязычных в объект консолидирующей ненависти.
Не буду анализировать насколько правдивы эти тезисы. Можно лишь констатировать, что они работают и являются инструментом мобилизации русскоязычных израильтян
Смена модели государства Израиль.
Смена модели совпала с разрушением «лево-правой парадигмы» традиционной для политики Израиля. 17 месячный политический кризис окончательно разрушил традиционное деление на левые и правые лагеря.
Повелось, что в политической системе Израиля основным критерием разделения на «левый»-«правый» является отношение к палестинскому вопросу. Социально-экономические аспекты находятся даже не на втором месте, поскольку при определении вопроса левый-правый после палестинского вопроса стоит вопрос религиозный. Религиозные и ультрарелигиозные партии считают себя правыми. Полный разгром левого лагеря и переход части его лидеров в правительство Нетаниягу, поставило крест на этом стабильном противопоставлении.
Эта право-левая парадигма, и концентрация на арабском вопросе, во многом связана с моделью государства "Стена и башня", при котором идет ползучий захват территорий, при этом у государства перманентное чрезвычайное положение, отсутствует конституция и существует объект консолидирующей ненависти в лице внутреннего и внешнего врага. Сейчас эта модель перестанет функционировать в силу множества причин, внутренних и международных.
Усиливающаяся дружба с сунитскими государствами, полный контроль со стороны Израиля палестинской повестки дня и американский план Трампа, практически сняли вопрос арабоязычного меньшинства, как объекта консолидирующей ненависти. Именно этим можно объяснить, что роль объекта для консолидации правильных ликудовских израильтян активно занимают русскоязычные «гои и коммунисты». Интересно, что недавний опрос, проведенный Институтом израильской демократии при Тель-авивском университете, подтверждает этот тезис. Исследование показало, что коронавирус улучшил отношения между евреями и арабами, но ухудшил отношения к ультрарелигиозной общине.
На мой взгляд, основной политический спор идет не вокруг аннексии палестинских территорий. Основной политический спор идет вокруг модели государства Израиль, и вокруг вопросов социальной политики (здравоохранение образование, социальные гарантии).
Социальное государство для всех или Государство Галахи для избранных. Вот основной водораздел в политической повестке дня.
Популизм и радикализация
Только ультрарелигиозные партии понимают, какое именно государство они строят. Поэтому все их программы связаны именно с построением Государства Галахи и направленны на достижение именно этой цели.
К сожалению, следуя заветам Финкельштейна и пророка его Нетаниягу, ни одна иная политическая сила в Израиле не выдвигает программы, решающие новые проблемы, стоящие перед израильским обществом. Не понимает, каким образом обеспечить развитие новой модели государства. Это приводит к ситуации активизации популистских воздействий что приводит к проблемам, которые влияют на социально-экономическое развитие страны
борьба идей и социальных моделей заменяется медиа-шоу, которое требует все более сильных эмоциональных воздействий на избирателя-зрителя;
в условиях невозможности решения социальных проблем, электорат мобилизируется за счет консолидирующей ненависти к социальным группам;
сокращение электоральных циклов приводит к радикализации политической повестки дня, поскольку радикализация справа, приводит к радикализации слева;
разрушение демократических институтов и принципа разделения властей ради сохранения личной власти.
Эпилог или «куды крестьянину податься»
Вышеперечисленные тенденции создают из русскоязычных израильтян гремучую революционную смесь, для которой самой актуальной проблемой является отсутствие инструментов влияния на принятие и реализацию политических решений.
Следует учесть, что русскоязычные израильтяне не обладают этнической или религиозной солидарностью, т.к. несут в себе имперскую матрицу "общего гражданства", политической нации. Это ставит их в заведомо проигрышную ситуацию в Израиле - стране этнически-семейных кланов и религиозных групп.
Именно поэтому мы сейчас являемся свидетелями новой солидаризации светских, социальноориентированных русскоязычных израильтян, для которых активно разрабатываются новые подходы к политической борьбе для построения новой модели государства Израиль.
Хайфа- Иерусалим, специально для iines.org