Россия призвала Кабул и «Талибан» (запрещено в РФ) сесть за стол переговоров, восстановить перемирие и провести обмен пленными. Об этом заявил спецпредставитель президента РФ по Афганистану, глава второго департамента Азии МИДа Замир Кабулов. Однако он подчеркнул, что Москва пока не планирует организовывать новую межафганскую встречу - участники должны договориться самостоятельно, без помощи третьих стран. Опрошенные «Известиями» эксперты между тем признали: договоренности США и талибов об обмене пленными терпят фиаско во многом потому, что на переговоры в Дохе не пригласили представителей Кабула.
Не диалог, а переговоры
Несмотря на пробуксовку договоренностей Вашингтона и «Талибана» от 29 февраля, Россия в ближайшей перспективе не собирается проводить очередные межафганские переговоры, заявил «Известиям» Замир Кабулов. По его словам, такую встречу должны организовать сами афганцы, причем все участники конфликта — и правительство, и талибы.
— Планов возобновить межафганский диалог у нас пока нет, поскольку мы выступаем за начало переговоров, а не диалога. Диалог — это разговор людей без принятия решения, а переговоры — это уже политический процесс, который выводит на принятие решения, которое мы называем национальным примирением, — пояснил дипломат.
10 марта должен был состояться первый раунд межафганских переговоров, однако он был сорван из-за политического кризиса в Кабуле — действующий президент Ашраф Гани и премьер-министр Абдулла Абдулла оспаривают результаты прошедших 28 сентября 2019 года президентских выборов, каждый претендует на кресло лидера страны.
Москва не должна проводить переговоры, их должны инициировать сами афганские талибы и представители Кабула, пояснил Замир Кабулов. По его словам, руководство республики до сих не составило список своей переговорной делегации, поскольку нынешний глава администрации Ашраф Гани хотел бы формировать состав единолично, с чем не согласны оппозиционные силы и его главный оппонент Абдулла Абдулла.
29 февраля талибы и США заключили соглашение, подразумевающее начало мирных переговоров и обмен пленными между группировкой и Кабулом. Присутствовавший при заключении договора Замир Кабулов заявил ТАСС, что талибы хотели бы провести следующий раунд межафганских переговоров в Москве, проводить их в самом Афганистане не планируется. При этом свои столицы для проведения встречи предложили ФРГ, Норвегия, Узбекистан и Индонезия, уточнил дипломат. Сейчас, конечно, ситуация осложняется вспышкой коронавируса, поэтому вопрос места для проведения переговоров пока отложен.
— Мы выступаем за то, чтобы скорее начались переговоры между движением талибов и широкими представителями афганской делегации, в которую могут быть включены участники от нынешней администрации, легитимность которой, к слову, не признают не только талибы, но и оппозиция, — признал Кабулов.
28 сентября прошлого года в стране прошли президентские выборы, запомнившиеся рекордно низкой явкой — свою роль сыграли угрозы «Талибана» организовать нападения на избирательные участки. Отмечались частые случаи подлога документов, «карусели». Публикация итогов выборов затянулась до 18 февраля 2020 года и вылилась в скандал: согласно финальным подсчетам, с 50,64% голосов победил Ашраф Гани. Однако его соперник Абдулла Абдулла, набравший 39,52%, отказался признать результаты. 9 марта они оба провели параллельные церемонии инаугурации.
Согласно американо-афганскому соглашению, Кабул должен был освободить из тюрем 5 тыс. пленных сторонников «Талибана», а те взамен — отпустить 1 тыс. пленных афганцев, захваченных на территориях, подконтрольных властям. Вашингтон со своей стороны обязался завершить вывод войск НАТО из Афганистана за 14 месяцев (к апрелю 2021 года). В договоре также четко прописали: уже 29 мая ООН проведет заседание по вопросу исключения «Талибана» из санкционного списка. США намерены вывести группировку из своего списка чуть позже — 27 августа.
Но ни талибы, ни правительство президента Гани так и не пошли на уступки. И 19 марта Кабул поручил вооруженным силам возобновить операцию против «Талибана». 22 марта обе стороны дистанционно провели первый технический раунд переговоров и обсудили обмен пленными, но подвижек не произошло — Кабул говорит о поэтапном процессе, талибы настаивают на единовременном освобождении всех задержанных.
Уже 23 марта в Афганистан прилетел госсекретарь США Майк Помпео, чтобы лично повлиять на афганских лидеров, склонить их к компромиссу и соблюдать перемирие как между собой, так и с талибами.
В качестве «кнута» Помпео заявил о сокращении американской помощи Афганистану на $1 млрд в этом и следующем году. Это существенное урезание — как пишет The New York Times, в прошлом году Вашингтон направил Кабулу $4 млрд на обеспечение безопасности и $500 млн гуманитарной помощи. При этом 75% государственных расходов Афганистана обеспечивается за счет иностранных пожертвований.
Москва примиряющая
Россия обладает большим потенциалом для возобновления межафганских переговоров, поскольку именно в Москве в феврале прошлого года собрались практически все игроки конфликта, заявил «Известиям» директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар. Он отметил, что соглашение США и «Талибана» игнорировало позицию официального Кабула. Из-за отказа сторон обменяться пленными все остальные пункты Дохийского договора могут посыпаться по принципу домино, признал эксперт.
— Говорить, что перемирие от 29 февраля окончательно сорвано, не стоит. Просто 19 марта афганское правительство возобновило боевые действия против талибов в ответ на их ранние атаки. Тем не менее договор Вашингтона и «Талибана» пока продолжает действовать, — пояснил эксперт.
Но похоже, что перемирие всё еще так и остается на словах — 25 марта в Кабуле в сикхском храме прогремел взрыв, погибли 45 человек. Ответственность на себя взяло ИГИЛ (запрещено в РФ). По мнению Омара Нессара, подобные теракты используются в качестве провокаций, чтобы сорвать договоренности от 29 февраля — как вне, так и внутри страны много тех, кого не устроило желание «Талибана» идти на уступки США.
Эксперт также подчеркнул: то, что американцы гордо называют запуском переговорного процесса между различными группами сил в Афганистане, на деле — продолжение московского трека. Поскольку первый раунд встречи прошел в Москве, именно это и было запуском диалога.
— Россия может попробовать собрать за столом переговоров и талибов, и представителей Кабула, но всё зависит от реакции последнего. В этом плане потенциал у Москвы большой, — заметил политолог.
Он, однако, подчеркнул: сейчас больше всего вопросов вызывает нежелание афганской верхушки подключаться к переговорам при посредничестве Москвы — Кабул переживает политический кризис, вызванный противостоянием действующего президента Ашрафа Гани и его оппонента Абдуллы Абдуллы.
https://iz.ru/991592/elnar-bainazarov/kabulskii-prianik-rf-prizvala-tali...