Лево-правая парадигма
Израильская избирательная кампания достигла своего апогея: 21 февраля закончилась подача предвыборных списков партий и блоков на выборы в Кнессет 21 созыва.
Насколько важны были последние дни, показал Беньямин Нетаниягу, который перенес встречу с президентом России Владимиром Путиным ради сколачивания предвыборного блока религиозных партий, которые в Израиле относятся к правому политическому спектру. Объединение партий «Еврейский дом» и «Ихуд леуми» с ультраправой партией «Еврейская мощь» потребовало от премьер-министра значительных коалиционных уступок. Если в Кнессете 21-го созыва будет создана коалиция правых партий, председатель партии «Еврейский дом» раввин Рафи Перец получит пост министра просвещения, а председатель партии «Ихуд леуми» Бецалель Смотрич – пост министра строительства. В списке Ликуда проходное место отдано представителю партии «Еврейский дом». Впервые в израильской политической истории «Ликуд» ведет в Кнессет члена другой партии.
Эти выборы радикализируют израильское общество по линии раскола: «только Биби» или «только не Биби». Программы всех партий и блоков рассматриваются только с точки зрения "Они за Нетаниягу" или "Против него".
Предвыборный лозунг «голосуй, а то проиграешь» традиционен в избирательных технологиях, особенно в странах, где нет ограничения на продолжительность пребывания на высшей государственной должности. Премьер-министр с 2009 года Беньямин Нетаниягу хочет в этом году отпраздновать десятилетие своего премьерства. Но это его желание наталкивается на яростное сопротивление его противников.
За несколько часов до прекращения приема избирательных списков Центральной избирательной комиссией Израиля о своем объединении заявили три бывших начальника генштаба ЦАХАЛа и лидер партии «Есть будущее». Партия «Кахоль Лаван» («Сине-белое») создана Бени Ганцем, Яиром Лапидом, Моше Яалоном и Габи Ашкенази.
Насколько объединение центристских партий опасно для руководства Израиля, можно понять из реакции самого Нетаниягу, который заявил, что после объединения «левых» опасно разбазаривать голоса на партии, не проходящие в Кнессет, и нужно голосовать только за "Ликуд".
В политической системе Израиля основным критерием разделения на «левый»-«правый» является отношение к палестинскому вопросу. Социально-экономические аспекты находятся даже не на втором месте, поскольку при определении вопроса левый-правый после палестинского вопроса стоит вопрос религиозный. Религиозные и ультрарелигиозные партии считают себя правыми. На срочном брифинге с ведущими израильскими СМИ, который прошел 21 февраля, премьер-министр заявил, что партия «Кахоль Лаван» опирается на блок арабских партий. «Они сформируют левое правительство, которое создаст Палестинское государство», - заявил премьер-министр.
Предвыборную ситуацию также сформулировала пресс-служба партии "Ликуд": «Теперь совершенно очевидно, какой выбор стоит перед гражданами Израиля: или левое правительство Ганца-Лапида при поддержке арабских партий, или правое правительство во главе с Нетаниягу».
Следует отметить, что коммунисты и арабские партии также создали два блока: левый арабский блок из ТААЛ и ХАДАШ (коммунистическая партия) сообщил о достижении соглашения о совместном выдвижении кандидатов. И национально-религиозный арабский блок, в который вошли партии БАЛАД и РААМ.
Многолетний партнер Нетаниягу Авигдор Либерман, со своей «русскоязычной» партией «Наш дом Израиль», на этих выборах выступает противником "Ликуда" и лично премьер-министра.
«Наш дом Израиль» позиционирует себя как партию, находящуюся между правыми экстремистами "Ликуда" и левыми популистами с генеральскими званиями. Тем не менее, в партии заявляют, что их представители войдут только в правое правительство. Правда, некоторые социологические данные показывают, что «Наш дом Израиль» может не пройти электорального барьера и не попадет в Кнессет 21 созыва.
Лозунги «только Биби» или «только не Биби» играют с израильским обществом злую шутку, превращая традиционную предвыборную «консолидацию электората на ненависти» в основной общественно-политический тренд. Вопрос, насколько у израильского общества хватит сил, чтобы после выборов утихомирить предвыборную ненависть всех ко всем.
Внешняя политика как предвыборная кампания
Будучи с 2015 года по совместительству министром иностранных дел, премьер-министр Нетаниягу рассматривает свою активность на международной арене, как важный аргумент в предвыборном споре со своими оппонентами. И действительно, Нетанягу стремится создать Израилю имидж важного геополитического игрока, и не только на Ближнем Востоке. Соответственно, Нетаниягу видит себя вершителем судеб мира, и его амбиции - одна из причин, которая делает выборы в Кнессет важными не только для израильской, но и для мировой политики.
Опишем несколько основных направлений внешнеполитической активности Нетаниягу.
Иранское направление
Нетаниягу добивается выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий с Ираном и усиливает агрессивную антииранскую риторику. Следует также отметить, что ЕС пытается найти механизмы и обойти санкции против Ирана, чем обеспечивает усиление активности израильской дипломатии на европейском направлении.
И американские, и израильские официальные лица заявляют о возможной военной операции против Ирана. В свою очередь, министр иностранных дел Ирана заявляет, что Израиль угрожает Ирану своим ядерным оружием. Усиление конфронтации с Ираном увеличивает возможности проведения «маленькой победоносной войны» вместе с США. Достаточно красноречиво эту идею озвучил госсекретарь США Майк Помпео на прошедшей в Варшаве конференции по Ближнему Востоку. Он заявил: «Без конфронтации с Ираном мы не сможем достичь мира и стабильности на Ближнем Востоке».
Дружба с суннитскими странами
Активные поездки израильского руководства в мусульманские страны меняют традиционный негатив исламских стран к Израилю на сдержанный позитив и совместные проекты в различных сферах. Эти поездки также связаны с созданием антииранского блока израильтян и суннитов. Как результат, происходит изменение политики по отношению к палестинцам со стороны стран, традиционно их поддерживающих. Вопрос палестинцев и палестинского государства тесно переплетается со «сделкой века» Трампа, о которой Белый дом решил сообщить после израильских выборов. Как аванс за «сделку века» Трамп перевел посольство США в Иерусалим и ужесточил финансовую политику США в отношении Палестинской Автономии. Например, государственный департамент США официально объявил 31 августа 2018 года о прекращении финансирования агентства ООН по делам палестинских беженцев UNRWA (БАПОР).
При этом, по некоторым источникам, Нетаниягу компенсирует деньги, недоплаченные США, за счет Германии, у которой тайно просил дофинансировать эту ООНовскую структуру.
Взаимодействие с США
17 февраля глава «Института исследований национальной безопасности» (INSS) Амос Ядлин в интервью корреспонденту одного из израильских изданий заявил, что американцы будут влиять на то, какое именно правительство будет в Израиле после выборов, и не допустить, чтобы коалиция стала крайне правой. Страх американцев перед усилением крайне правых сил в Израиле понятен. Только компромиссы со стороны израильского правительства позволят реализации «сделки века» - мирного плана Трампа. А арабо-израильское урегулирование, в свою очередь, является важным аргументом Трампа в предстоящих выборах президента уже в США. Усиление противостояния республиканцев и демократов в США, в преддверии надвигающихся президентских выборов, также влияет на обострение противостояния левых и правых в Израиле.
Интересно, что министр образования в правительстве Нетаниягу лидер партии «Новые правые», созданной под выборы в Кнессет, Нафтали Беннет убежден, что только он и его партнер по партии, (министр юстиции) Айелет Шакед смогут заблокировать политический план Трампа по созданию палестинского государства.
Геополитические игры с Россией
В плоскости раскручивания конфликта с Ираном находится и конфронтация с Россией на территории Сирии, которая может усиливаться на фоне создания американскими политиками разноплановых «осей зла». В эти «оси» периодически попадают Турция и Россия с Сирией, а на постоянной основе находятся Иран и КНДР. Хотя желание Трампа получить Нобелевскую премию мира за мирное урегулирование на Корейском полуострове может выключить КНДР из этого списка. Нужно также учесть стремление Израиля потеснить Газпром в ЕС и начать поставки израильского газа в Европу. В декабре 2018 года об этом заявил помощник госсекретаря США по энергоресурсам Фрэнсис Фэннон в ходе телефонного брифинга, посвященного энергобезопасности ЕС и противодействию «Северному потоку-2». Строительство газопровода в Европу принесет Израилю экономические и политические дивиденды, поскольку европейцы будут зависеть от поставок газа. При этом товарооборот России с Израилем постоянно растет. Проходят регулярные встречи на высшем уровне. Израиль ведет активные переговоры о вступление в ЕАЭС.
Влияние на ЕС
Кроме перспектив израильской газовой иглы для ЕС, Израиль уже сейчас активно влияет на ситуацию в ЕС через инструменты мягкой силы, используя противоречия и проблемы в ЕС. С одной стороны, наплыв беженцев из мусульманских стран сделал актуальными для европейцев израильские технологии противостояния террору. Например, в аэропорте Гетвик в Лондоне используют израильскую радарную технологию Drone Dome производства концерна Rafael, предназначенную для выявления и сбивания дронов.
С другой стороны, консервативные правые режимы в Центральной и Восточной Европе вместе с Израилем раскалывают единый фронт ЕС по актуальным для Израиля проблемам, особенно по арабо-палестинского конфликту и антииранской политике.
Например, в 2017 году, несмотря на требование Испании однозначного осуждения сепаратистских настроений каталонцев, МИД Израиля, под руководством министра иностранных дел Нетаниягу, не осудил каталонский сепаратизм. Испания выделялась антиизраильскими настроениями среди европейских стран, а каталонские сепаратисты, как и многие националистические движения в мире, рассматривают Израиль, как модель для подражания в борьбе за независимость.
Борьба с антисемитизмом является одним из инструментов мягкой силы для Израиля, и он пользуется ею, как кнутом и пряником. Характерный пример с саммитом Вышеградской четверки (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), который должен был проходить 18-19 февраля 2019 года в Иерусалиме. Саммит не состоялся из-за заявления Нетаниягу, а затем и министра транспорта и разведки Израиля Исраэля Каца, назначенного 17 февраля 2019 года исполняющим обязанности министра иностранных дел. Кац заявил, что «Многие поляки сотрудничали с нацистами... Поляки впитывают антисемитизм с молоком матери». Это высказывание вызвало дипломатический скандал и отказ Польши участвовать в заседании Вышеградской четверки. Поляков поддержал премьер-министр Чехии Андрей Бабиш, который заменил участие в Вышеградском саммите на личную встречу с Нетаниягу. Интересно, что Госсекретарь США Майк Помпео также поддержал позицию Польши в конфликте с Израилем на почве высказываний Исраэля Каца. Посольство США в Польше призвало и.о. министра иностранных дел Каца извиниться перед Польшей за слова о «врожденном антисемитизме поляков».
Но, несмотря на то, что Польша отказалась участвовать в саммите, неформально он прошел, даже с повышением уровня представительства. Например, от Венгрии, вместо главы МИД приехал премьер Орбан. Представители Чехии, Словакии и Венгрии подписали выгодные соглашения, связанные, по некоторым данным, с планами опережающего технологического развития для этих стран, и открыли свои представительства в Иерусалиме. Таким образом поляки были «наказаны» за отрицание своего антисемитизма.
Китайская альтернатива
Китайское направление Израиля давно вызывает обеспокоенность в США. Президент Трамп видит основной угрозой гегемонии США именно Китай, и значительная часть его усилий направлена на противодействие китайской экспансии. Можно предположить, что создание израильско-суннитского альянса, а также объединение Северной и Южной Кореи тоже являются попытками создать полюса силы для противодействия Китаю. Но Израиль активно развивает свое экономическое сотрудничество с Китаем, встраиваясь в создаваемую им мировую транспортную инфраструктуру и привлекая китайские инвестиции. Это вызывает раздражение у американских партнеров. Например, в сентябре 2018 года руководитель Центра исследования морской политики и стратегии при Хайфском университете генерал-майор запаса Шауль Хореф заявил, что присутствие Китая в порту Хайфы ставит под угрозу сотрудничество Израиля с США.
Это лишь некоторые направления международной деятельности, которые, конечно, повышают престиж Израиля, но, с другой стороны, усиливают противодействие мировых игроков его продвижению. Вопрос, хватит ли экономических и политических сил у Израиля оплатить эти амбициозные планы руководства?
Израильский Трамп для местного употребления
Выборы вошли в активную стадию, и становится понятно, что они будут самыми «безжалостными» за всю историю Израиля. В какой-то степени выборы в Кнессет 21 созыва с концентрацией всех политических сил вокруг личности Нетаниягу напоминают ситуацию президента Трампа в его подготовке к очередным президентским выборам в США.
Как и Трамп, относительно которого проводятся расследования, в рамках поиска «русского следа» Нетаниягу находится под следствием по ряду коррупционных дел и надеется на то, что решение юридического советника правительства Авихай Мандельблит об обвинениях не будет оглашено до выборов. Хотя мнение премьер-министра по отношению к юридическому советнику он неоднократно озвучивал: «Кажется, юридический советник сдался под давлением левых и СМИ. Процедуру принятия самого судьбоносного решения в истории израильской юриспруденции, которая занимает полтора года, спрессовали в несколько дней».
Как и Трамп, Нетаниягу обвиняет израильские СМИ в предвзятости, ангажированности и предательстве национальных интересов. В январе 2019 года в Тель-Авиве появились билборды с фотографиями четырех известных израильских журналистов и надписью: «Не им решать». Репортеры активно писали о коррупционных делах, к которым мог быть причастен премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
В Израиле действует старый закон о предвыборной агитации, который не распространяет на интернет-пространство многочисленные правила и ограничения, предусмотренные для «традиционных» СМИ и наружной рекламы. Кнессет собирался утвердить перед роспуском уже готовый новый закон, но глава правительства Биньямин Нетанияху помешал его прохождению. Теперь русские СМИ критикуют блок «Кахоль лаван» на правах рекламы, а в ивритоязычном интернет-пространстве аудитория «фейк ньюс» достигла двух миллионов человек. Боты и тролли в Израиле имеют очень отчетливую политическую ориентацию и агитируют за Биньямину Нетанияху и Аелет Шакед (министр юстиции в правительстве Нетаниягу, партия «Новые правые»).
Что дальше? Вместо эпилога
Для того, чтобы понять, что будет происходить в Израиле, нужно обратиться к теории техно-гуманитарного баланса. Она описывает зависимость между экономическим и социально-культурным развитием общества. С одной стороны, развитие технологий повышает внешнюю устойчивость общества, но усиливает ощущение всемогущества, безнаказанности и жажды «маленьких победоносных войн». В результате возрастает социальное противостояние между различными социальными группами, общество зависит от колебания настроений электората и опирается на решения авторитетных лидеров. Все это снижает внутреннюю устойчивость общества, приводя к предкризисному синдрому. Такое технологически развитое общество может быть разрушено изнутри благодаря архаическим общественным институтам и межгрупповым отношениям.
В рамках предвыборной агитации постепенно дискредитируются и исполнительная, и судебная, и представительная власти. Консолидирующая ненависть усиливает противоречия между различными социальными группами в Израиле: религиозные против светских, русскоязычные против религиозных и против арабов, религиозные против русскоязычных и т.д..
Выберут Нетаниягу или нет, покажет время, но уже сейчас ясно, что технологические прорывы, о которых постоянно упоминает премьер-министр, как о своей заслуге, могут сыграть с ним и израильским обществом злую шутку.
специально для iines.org
Игорь Каминник
Тель-Авив -Хайфа- Иерусалим