«Варфоломеева ночь» для Православного мира

Ровно 10 лет назад, в сентябре 2008 года была опубликована наша статья «Украина – разом нас забагато», в которой описывается тенденции, которые через 10 лет привели к катастрофическим последствиям для Украины. http://www.iines.org/node/4455
Приведем несколько цитат:
«…..Даже самый хитроумный враг Украины не сделал бы столько для уничтожения украинской государственности, сколько сделал Виктор Андреевич. Ему удалось четко разделить страну на две, практически непримиримые, части. …..Виртуозной можно назвать операцию по разделению религиозному…….. Филарет, несколько автокефальщиков, греко-католики и католики во главе с Папой, с одной стороны, и Русская православная церковь, с другой….»
Предоставление Украине Томоса (указа об автокефалии православной церкви на Украине) Патриархом Константинопольским Варфоломеем I, по мнению украинской власти, является логическим продолжением многолетних усилий политического украинства, по созданию антирусской и, как ни странно это звучит, антиправославной Украины.
Как заявил Порошенко в ходе выступления в Верховной Раде 19 апреля 2018 года: «Тут не только религия, тут геополитика. Для меня дело утверждения независимой поместной церкви — такого же веса, как „безвиз“, Соглашение об ассоциации, как наша общая борьба за членство в Евросоюзе, за членство в НАТО. Это вопрос национальной безопасности и обороны в этой гибридной войне. Потому что Кремль рассматривает Русскую церковь как один из основных инструментов влияния на Украину».
Т.е. озвученная задача выдавливание канонической Украинской православной церкви с территории Украины озвучена светскими властями и поддержана Варфоломеем I.
Идеологические и теологические баталии вокруг Томоса, встраивают российско-украинское противостояние не в реалии XXI века, а в реалии средневековых религиозных войн и политических игр на территории Украины.
Для политических украинцев, особенно с Западной Украины, духовной и религиозной основой которых является Украинская греко-католическая церковь. И для них, ситуация с Томосом выглядит, как логическое завершение многовековой борьбы европейского религии просвещённой Европы - католичества, против русского православия, как религии восточной деспотии - Российской империи и современной России. Не зря 21 августа 2005 года, во время переноса центра Украинской греко-католической Церкви из Львова в Киев, Кардинал Гузар заявил, что «над Киевом развеется мрак и взойдет солнце Истины Христовой в единстве с папой римским».
Поэтому 10 летний юбилей, который упомянут в начале статьи, это лишь мгновение в многовековой схватке, в которой победы в войне превращаются в поражение в мирное время, а рациональные подходы проигрывают фанатизму.
Ситуация с получением Томоса для Украины, можно рассматривать как захватывающее продолжение тысячелетней духовной и политической борьбы между различными религиозными и имперскими образованиями. Можно выделить несколько аспектов этой «игры престолов», участниками которой стали жители России и Украины.
Претензии Константинопольского патриархата на первенство в православном мире, а «Божественного Всесвятейшества Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха» - титул предстоятеля Константинопольской церкви, на роль Папы восточного обряда, продолжается несколько столетий. Первоначально эти претензии объяснялись ролью Константинополя, как центра Византийской империи - оплота христиан Восточной церкви.
Однако Лионская уния в 1274 году, когда Константинопольский патриарх Иоанн XI Векк согласился на объединение церквей под управлением Папы, и Флорентийская уния, которую, под давлением Византийского императора Иоанна VIII Палеолога и Константинопольского патриарха Иосифа II, подписали в 1439 году, претензии Константинопольских патриархов лидерство в Восточной церкви, утратили под собой основание.
А после 29 мая 1453 года, когда Султан Мехмед II захватил Константинополь и Византийская империя претензии на Второй Рим также отпали сами собой.
Теперь Варфоломей I, является гражданином Турции и, согласно решению турецкого суда 2005 года, подтвержденное в 2007 году решением апелляционного суда, не может называться Вселенским патриархом. В Турции у него статус главы греческой православной общины Турции.
Стремление к утверждению своей единоличной власти и смене православной формулы, определяющей взаимодействие канонических православных церквей - «первый среди равных» на латинскую формулу безусловного главенства Папы, и определяют логику поступков Варфоломея I. Именно поэтому на Синаксисе (Архиерейском Соборе), который прошел в начале сентября 2018 года в Стамбуле, Варфоломей и заявил, что Константинопольский патриархат имеет исключительные права на решение проблем всего православного мира и может принимать решение единолично без консенсуса с каноническими православными церквями.

Достаточно много говорилось о роли США в ситуации с украинским расколом. Однако, следует помнить, что противостояние Константинополя и Москвы началось еще до создания США и будет продолжаться, когда США уже не будет. Можно предположить, что это Варфоломей воспользовался обострением русофобии в мире и усилением антироссийский санкций, а не американцы его заставили пойти против церковных канонов. Конечно, достаточно много статей посвящено связям ЦРУ и Варфоломея, например, в 2016 году турецкие власти обвиняли Варфоломея, который за несколько часов до переворота вылетел из Турции, в связях с ЦРУ и оппозиционным исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом.
Американские официальные лица даже не скрывают, что их цель - создание единой Украинской автокефальной православной церкви. Об этом 11 сентября 2018 года на встрече с Президентом Украины Петром Порошенко заявил посол США по особым поручениям в вопросах международной религиозной свободы Сэмюэль Браунбэк. Этот же американский чиновник в начале 2018 года приезжал к Патриарху Варфоломею для обсуждения, в том числе, вопросов автокефалии на Украине. Интересно, что и бывший и действующий послы США на Украине приняли активное участие в лоббировании идеи Томоса.
Например, 17 апреля 2018 года, глава УГКЦ Святослав Шевчук, в ходе встречи с Чрезвычайным и Полномочным послом США в Украине Мари Йованович высказал поддержку создания поместной украинской церкви. Мари Йованович также встречалась с Филаретом и представителями другой неканонической религиозной структуры УАПЦ. А 29 мая 2018 года, Джеффри Пайетт (бывший посол на Украине) встретился с Предстоятелем Элладской Православной Церкви архиепископом Иеронимом, с которым обсуждал украинский вопрос.
Но у Варфоломея есть могучие церковные лоббисты автокефалии на Украине. Следует помнить, что в США у Варфоломея наибольшее количество приходов – 540, кроме того Варфоломей приютил под своей опекой украинские этнические структуры:
• Украинская православная церковь в Канаде - в юрисдикции вселенского Престола с 1990. Создана на базе неканонического украинского автокефализма;
• Украинская православная церковь в США
Именно представители этих этнических структур и были назначены экзархами Варфоломея на Украину для закрепления раскола в канонической Украинской православной церкви.
Архиепископ Памфилийский Даниил (США) и епископ Эдмонтонский Иларион (Канада) в полной мере являются носителями русофобских настроений, традиционно сильные в украинской диаспоре в США и Канаде.
Стремление к сближению с Ватиканом, вплоть до унии с ней давняя традиция Константинопольского патриархата. Тем более, что у Константинопольского патриархата есть многовековой опыт уний с Ватиканом.
Анализируя экуменические усилия Варфоломея, следует помнить, что с 1963 по 1968 год он проучился в Папском восточном институте в Риме. Работал лектором в Папском Григорианском университете и является доктором богословия Папского восточного института (диссертация по теме канонического права). Папа Пий XI в 1922 году поручил управление институтом ордену иезуитов, так что Варфоломей полностью впитал дух и методы работы иезуитов. Естественно, получив в 1991 году Константинопольский престол, Варфоломей свои личные контакты с Ватиканом трансформировал в политику Константинопольской патриархии.
И если в 2003 году в интервью итальянской газете «Фольо» Предстоятель Константинопольской Православной Церкви еще выступал в поддержку Русской Православной Церкви и критиковал политику Ватикана в отношении России, то в последующие годы создается ощущение, что Варфоломей только и делал, что встречался с Папой Франциском. Вот лишь некоторые из их встреч. 20 марта 2013 года в Ватикане состоялась встреча Папы Франциска и Константинопольского Патриарха Варфоломея I. Вселенский Патриарх принял участие в интронизации Папы. Не менее символическая встреча произошла 25 мая 2014 года в храме Гроба Господня в Иерусалиме. В тот же год, 28-30 ноября патриарх Варфоломей I встретил Папу Римского уже в Стамбуле, во время его официального визита.
Совместная декларация об экуменическом и гуманитарном сотрудничестве между предстоятелями Католической церкви, Православной церкви Константинопольского патриархата и Элладской Православной церкви была подписана 16 апреля 2016 года на острове Лесбос (Греция).
Украинская тема также связывала двух предстоятелей престолов. 27 ноября 2017 года в Ватикане была проведена совместная служба, на которой были помянуты жертвы голодомора и осуждена война на Востоке Украины.
Но поддержка традиции уний и экуменизм Константинопольского патриарха требует модернизации православия и монополизации власти Фанара над каноническими православными церквями во всем мире. И на сентябрьском Синаксисе эти задачи и начали реализовываться.
Про особую роль Константинопольского патриарха, озвученную Варфоломеем, мы уже говорили, но Варфоломей также занялся «модернизацией православия» когда разрешил священникам второй раз жениться. Пока это решение распространяется только на Константинопольский патриархат, но с усилением папских амбиций Варфоломея он будет продвигать и эти и более радикальные нововведения.
В отличие от братских отношений с Ватиканом, вся история взаимоотношений между Московским патриархатом и Константинопольским патриархатом, это история навязывание Константинополем унии с католиками или поддержка расколов на канонической территории Московского патриархата.
Восточный папизм Константинопольского патриархата проявлялся не только при Варфоломее. Борьба симулякра, под названием Второй Рим с имперским центром Третьего Рима – Москвой и Русской Православной церковью имеет давние традиции.
С точки зрения противостояния Константинополя и Москвы, интересно рассмотреть, Флорентийскую унию, которая была подписана под давлением Константинопольского патриарха Иосифа II, в 1439 году, а в 1441 году в Москве был схвачен, но затем бежал, признавший Флорентийскую унию митрополит Киевский и всея Руси Исидор.
Новый митрополит Киевский и всея Руси Иона, был избран в Москве в 1448 году, собором русских епископов. Фактически, начало автокефальной Русской православной церкви, было спровоцировано унией, инициированной Константинопольским патриархатом.
В 1596 году была подписана Брестская уния между частью православного (митрополия Киевская, Галицкая и всея Руси в юрисдикции Константинопольского патриархата) населения Речи Посполитой и католической церковью. В результате унии была создана Русская Униатская Церковь, которая в начале 20 века стала называться Украинской греко-католической церковью.
В 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан III посвятил нового митрополита Киевского и всея Руси (а также епископов на другие кафедры). Православная Киевская митрополия была восстановлена и православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси.
В мае 1686 года Москве удалось добиться согласия от Константинопольского патриарха Дионисия IV на подчинение Киевской митрополии Московскому патриарху.
Интересно, что претензии к Московскому патриархату, озвученные Варфоломеем на Синопсисе, в сентябре 2018 года, начинаются от 1299 года, когда Москва стала создавать трудности «отсутствующей» на той момент Константинопольской патриархии. А в 1686 году «вероломно захватила чужую каноническую территорию», которую Константинопольский патриархат не успел отдать под власть Рима. Константинополь активно продвигал в Речи Посполитой свою экуменическую политику. К концу XVII века на всем Правобережье Украины и Белоруссии оставалась лишь одна православная кафедра - в белорусском Могилеве. Киевская митрополия была властями практически "зачищена" и обращена в унию.

Борьба престолов Второго и Третьего Рима продолжалась и в 20, и в 21 веке, вот хроника противостояния Константинополя и Москвы:
- перевод под юрисдикцию Константинопольского патриархата Финской православной церкви в 1923 году;
- поддержка большевистского раскола в России в 1922-1925 годах,
- борьба с Эстонской православной церковью в 90-х годах и поддержка раскола;
- поддержка раскола в 2006 году в Сурожской епархия Русской православной церкви в Великобритании и Ирландии.
- поддержка националистических раскольников на Украине.

Если анализировать схемы, по которым осуществлялась агрессия Константинополя на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Например, в мае 1924 года, Представитель Константинопольского патриарха архимандрит Василий, перевел и заверил документ, под названием «Вступительная речь Его Святейшества Вселенского Патриарха Григория VII и постановление Священного Синода об основах работы отправляющейся в СССР Патриаршей Миссии». Этот документ сформулировал политику Константинопольского патриархата по поддержке раскола:
- фиксация особой роли Константинопольского патриархата в преодолении раскола;
- прислать свою комиссию, не уведомив руководство канонической церкви, на территории юрисдикции которой произошел раскол;
- указать комиссии, что она должна общаться только с правильными представителями церкви, т.е. с раскольниками, в данном случае с обновленцами;
- потребовать у канонической церкви отказаться от своих прав в пользу раскольников: «Ввиду возникших церковных разногласий, – заявлял, согласно документу, Патриарх Григорий, – мы полагаем необходимым, чтобы Святейший Патриарх Тихон ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал собою, немедленно удалившись от Церковного Управления»
- интерпретация церковных канонов и правил для обоснования своего вмешательство на каноническую территорию другой патриархии.
Подобную технологию Константинопольского патриархата мы видим и в ситуации с Эстонским и Украинскими расколами. Но если ситуация с Украиной только разворачивается, то за создание параллельной канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, «Эстонской апостольской православной церкви» в 1996 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II разорвал каноническое общение с Константинопольским патриархатом.
Вопрос Томоса поднимался на Украине и раньше, но позиция Варфоломея по этому поводу претерпела значительные изменения. Украинская православная церковь была учреждена в 1990 г. Томосом (указом) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
С точки зрения канонического права только УПЦ является канонической на территории нынешней Украины. И Константинопольский патриарх Варфоломей много раз официально заявлял, что он признает только канонического главу Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Это было и в июле 1993 года, и в начале 2016 года, когда на Синаксисе предстоятелей православных церквей в швейцарском Шамбези патриарх Варфоломей публично приветствовал митрополита Онуфрия, назвав его единственным каноническим иерархом Православной церкви на Украине.
Варфоломей также дважды отказал официальным украинским лицам в предоставлении автокефалии. Получил отказ Президент Виктор Ющенко в июле 2008 года, на праздновании Крещения Киевской Руси.
Спикер Верховной Рады Андрей Парубий и 5 депутатов 7 июня 2016, зарегистрировали постановление №4793, в котором предлагали просить Варфоломея издать Томос (указ) об автокефалии Православной церкви в Украине, а уже 16 июня 2016 года это Постановление было принято Верховной Радой. Однако Варфоломей в Томосе отказал.
Процесс ускорился в начале 2018 году, и многие наблюдатели связывают обострение темы Томоса, у Президента Украины Петра Порошенко, именно с его электоральными проблемами.

В начале 2018 года предвыборные рейтинги, проведенные различными социологическими организациями, показали Петру Порошенко что его рейтинг стремительно падает и с этим что-то нужно делать.
Например, опрос, проведенный с 5 по 21 февраля, Киевским международным институтом социологии (КМИС) показал, что Юлия Тимошенко набирает 9,8%, Олег Ляшко - 6,2%, Анатолий Гриценко - 5%, Петр Порошенко и Юрий Бойко - по 3,9%. Т.е. у Петра Порошенко всего 4 место. Еще более плачевные для Порошенко результаты давал масштабный опрос группы "Рейтинг"
Предвыборную ситуацию резко ухудшила информация про опубликованные записи беглого нардепа Александра Онищенко, в которых раскрываются коррупционные схемы в окружении Петра Алексеевича.
Кстати, интересно, что 18 апреля, в эфире телеканала NewsOne, впервые прозвучали "пленки Онищенко" с участием президента Украины Петра Порошенко. На записи обсуждаются коррупционные схемы с Николаем Злочевским, беглым министром экологии и природных ресурсов Украины в правительстве Николая Азарова, экс-заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. А уже 19 апреля Верховная Рада приняла постановление об обращении президента Петра Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви.
Томос должен быть получен до марта 2019 года, и это является основной задачей президента и основной его надеждой на второй срок. Естественно, кроме введения военного положения и отмены выборов по причинам обострения войны на Востоке Украины.
Для Петра Порошенко чем хуже, тем лучше. Если получение Томоса вызовет столкновения и беспорядки, в рамках межцерковного противостояния с участием националистических группировок, тем больше поводов, у гаранта украинской Конституции, ввести военное положение и отменить выборы. Если до конца года Томос получен не будет, всегда можно начать наступление на Донбассе.
Процесс выбивания Томоса, для украинского президента, связан с его коррупционным опытом. На сайте «ОРД», созданным людьми, близкими к Секретарю СНБО Турчинову, 9 июля 2018 года появилась информация о том, что Петр Порошенко присвоил 15 млн долларов из 25 миллионов, собранных патриотами-меценатами, для ускорения получения Томоса от Константинопольского патриарха Варфоломея.
Во время встречи с Варфоломеем 9 апреля в Стамбуле, Порошенко передал только 10 млн. дол из 25. Не знаю, как работает антикоррупционные структуры у Его Божественного Всесвятейшества Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха, а украинские борцы с коррупцией сразу подали в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) заявление о совершении уголовного преступления. Письмо, подписано экс-замгенпрокурора Украины, экс-замсекретаря Совета нацбезопасности Украины Ринатом Кузьминым 18 июля 2018 года.
Варфоломей, видимо, знал о пропаже 15 миллионов долларов, и вопрос с доплатой был быстро решен, так как 27 июля в послании по случаю 1030-летия Крещения Руси, Варфоломей уже сообщал о возможности предоставления автокефалии украинскому православию. Можно сказать, что, получив взятку-подношение, Варфоломей просто продолжил традицию патриархов константинопольских. Ведь сторонники автокефалии, в подтверждении незаконности перехода, в 1686 году, Киевской метрополии Вселенского патриархата в управление Московского патриархата, приводят алчность Вселенского патриарха Дионисия, который получил за переход крупную сумму золотом и мехами.
Понятны мотивы и технологии «Архиепископа Нового Рима» по борьбе со своим многовековым противником - Третьим Римом, Московским патриархатом, Русской Православной церковью.
Следует отметить, что Патриарх Алексий II уже разрывал каноническое отношение с Константинопольским патриархатом. Но особенно это не помогло. Не думаю, что просто разрыв канонических отношений с Константинополем поможет Москве отстоять интересы канонической Украинской православной церкви. Уж больно всеяден Варфоломей в отношениях с раскольниками.
Не смотря на то, что 25 июня, в Киево-Печерской лавре состоялось совещание архиереев УПЦ, на котором архиереи подтвердили желание сохранить нынешний канонический статус в рамках единства с РПЦ, киевские власти заявили, что у них уже есть 10 подписей митрополитов УПЦ МП о предоставлении автокефалии Украине.
Опыт последних лет показывает, что Московский патриархат РПЦ всячески избегает радикальных мер по защите своей канонической территории. В результате, Константинополь не только расширяет границы своей юрисдикции и усиливает свои позиции «папы православного мира», он также активизирует свою экуменическую и «обнолвенческую» деятельность по изменению канонов Восточной церкви, что грозит глубоким и болезненным расколом всего православного мира.
Кому-то из любителей «Игры престолов» в среде украинских националистов может показаться, что Второй Рим оказывается сильнее Третьего Рима. И эту экзальтированную публику будет вряд ли возможно удержать от захвата храмов и Лавры УПЦ МП. Да и никто не станет особо удерживать. Очевидно, это политическая часть плана, поддержанная влиятельными силами в Вашингтоне. Паства свои церквы станет защищать и не исключено, что с оружием в руках. Сегодня Украина перенасыщена оружием после нескольких лет т.н. АТО. В итоге вся Украина погрузится во мрак религиозной войны на долгие годы с перспективой метастаз этого конфликта уже на территории соседних государств.

Киев-Хайфа сентябрь 2018 г.

при цитировании ссылка на первоисточник обязательна

Страны: 
Эксперты: