«Русский союз Латвии»: наша страна - на грани тоталитарной диктатуры

Сопредседатель Латвийского комитета по правам человека, член правления партии «Русский союз Латвии» Владимир Бузаев выступил с осуждением репрессий, развязанных государством против защитников образования на языке нацменьшинств.

Правозащитник углядел в происходящем признаки практик подавления, практикуемых в тоталитарных государствах, сообщает корреспондент EADaily.

«Полиция безопасности, названная Татьяной Жданок „nedrošības policija“ (что-то вроде „полиции небезопасности“) в последнее время утратила всякие различия с родственными ведомствами эпохи тоталитаризма. В декабре прошлого года — вброс „вещдоков“ в квартиру журналиста Юрия Алексеева. В апреле — арест (пока на два месяца) доктора наук Александра Гапоненко. За что — государственная тайна, но дело было возбуждено 4 апреля в день выхода его монографии с оценкой последних десяти лет развития Латвии и прогнозом на последующие десять лет. В том же апреле — заведение трех уголовных дел на женщин, осмелившихся публично выразить свое возмущение ликвидацией возможности получения их детьми образования на родном языке. 2 мая — показательный штурм спецназом ПБ реабилитационного центра в Вайвари, где работает одна из этих многодетных матерей, избранная на апрельском съезде вместе с Гапоненко в правление партии „Русский союз Латвии“. Ну и, наконец, сделанное в день провозглашения независимости праздничное объявление об открытии уголовного дела против самой партии РСЛ, предоставившей возможность и этим матерям, и десяткам тысяч других недовольных организованно высказать свое мнение», — пишет Бузаев.

Он предполагает, что на спецслужбу произвела впечатление крупная демонстрация в защиту русских школ, проведенная РСЛ в Риге 1 мая. «Они справедливо посчитали, что у нас есть реальные возможности отменить „образовательную реформу“, а там, кто их знает, и вообще подорвать устои этнократического государства. Такая вера радует. Как радует и тот факт, что ПБ перешла от преследования не слишком социально защищенных матерей к атаке на политическую партию, имеющую представительство в Европарламенте и способную дать сдачи. Вообще-то я считаю, что лучшим подарком к столетию Латвии было бы восстановление фракции РСЛ в Сейме, чему будет способствовать и этот опрометчивый шаг ПБ. В свою бытность в Сейме (ранее Бузаев был депутатом парламента — EADaily) я как раз и надзирал за действиями всех контрразведывательных структур, правда, предварительно заботливо лишенный ими доступа к государственной тайне. Делаю я это и теперь, будучи в более скромной роли правозащитника. И могу со знанием дела утверждать, что ПБ действительно выполняет свою роль карающего меча в руках этнократа», — уверяет правозащитник.

По его словам, еще в 2003−04 гг за лидерами защитников русских школ Латвии была установлена плотная «опека», включая вызовы на превентивные беседы, наружное наблюдение и даже установку «прослушки» в правозащитном офисе. «Нам перекрыли границы, в том числе и формально не существующие — с соседями по Евросоюзу, возвращая нас назад или наоборот, препятствуя возвращению в родную страну. Эта последняя практика, включающая прослушивание разговоров и определение местонахождения мобильных телефонов, оказалась наиболее долговечной и существует до сих пор. После референдума 2012 года о придании русскому языку официального статуса ПБ взялась за его организаторов — Владимира Линдермана, того же Гапоненко, Евгения Осипова и примкнувшего к ним чуть позже Иллариона Гирса. На каждого из них заведено по несколько абсолютно абсурдных уголовных дел (я со многими из них знакомился вплотную), некоторые из которых не закрыты до сих пор. В частности, против Гирса, как позднее и против Алексеева, было заведено дело о хранении оружия — после того, как во время одного из обысков у него был найден ржавый патрон времен Великой Отечественной. Обыски с задержанием на несколько месяцев всей оргтехники были тогда самым мощным средством давления на этих не слабых духом людей. ПБ активно ограничивает свободу собраний русских активистов — как в помещениях, так и на улице», — отмечает Бузаев. С официальным заявлением выступило и руководство партии «Русский союз Латвии». Политики напомнили, что Полиция безопасности возбудила уголовный процесс в связи с прошедшим 31 марта в Риге «Вселатвийским родительским собранием».

В спецслужбе подозревают, что во время родительского собрания, возможно, осуществлялись противоправные действия. «Целью этого собрания было противодействие планируемому переводу школ на обучение на латышском языке, фактическим организатором мероприятия выступил „Русский союз Латвии“», — подчеркивают в ПБ. Дело возбуждено за действия, якобы подпадающие под статьи Уголовного закона из раздела «За преступления против государства». «Полиция безопасности возбудила дело, „чтобы предотвратить возможные попытки под прикрытием легитимной деятельности осуществить противоправные действия“. Поскольку под „противоправными действиями“ полиция подразумевает проведение мирного собрания, сама эта формулировка является антиконституционной. Статьи 100, 102 и 103 конституции Латвии защищают свободу собраний, право участия в политических партиях и свободу слова. Организация политических репрессий против легальной партии, действующей законными средствами, ставит Латвию на грань тоталитарной диктатуры. Мировое сообщество и, в частности, Европейский Союз об этом обязательно узнают и не оставят без последствий. Латвия рискует попасть в полную изоляцию», — говорится в заявлении «Русского союза Латвии».

Со своей стороны, Полиция безопасности считает, что «Русский союз Латвии» «пытается расколоть общество, публично прогнозируя, что после реформы языка обучения в школах некоторые молодые люди будут мстить обществу за свои неудачи». В публичном отчете за прошлый год ПБ отмечает, что «некоторые акции против перевода школ на латышский язык обучения должны оцениваться в контексте подготовки одной политической партии к парламентским выборам». По оценке ПБ, «заявление РСЛ — один из элементов этой кампании, которая, используя тенденциозно преподнесенную информацию и разного рода спекуляции, пытается добиться поляризации общества».

Ранее «Русский союз Латвии» на своем сайте опубликовал принятую 31 марта на «Вселатвийском родительском собрании» резолюцию, в которой говорится, что непродуманный и неподготовленный перевод всех школ нацменьшинств полностью на латышский приведет к тому, что дети не смогут осваивать учебную программу на неродном языке. «Следовательно, это будут слезы, негативные эмоции, психологический, а в ряде случаев и прямой вред здоровью ребенка. Ряд детей не сможет удовлетворительно учиться, не получит аттестатов об успешном окончании школы. Это создаст риск образования групп асоциальной молодежи, которые не найдут себе применения в обществе и выместят на нем же свои неудачи! В свою очередь, процесс маргинализации приведет к росту числа безработных и скачку преступности. Часть русскоязычных учеников уйдет в латышские школы. Риск возникновения этнических конфликтов среди учеников и учителей многократно возрастет, что вызовет, в свою очередь, недовольство латышских родителей. Неконтролируемый приток русскоязычных детей в латышские школы однозначно внесет хаос и неразбериху в учебный процесс», — считают в РСЛ.

Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2018/05/05/russkiy-soyuz-latvii-nasha-strana...

Страны: 
Эксперты: