«Ослы» пошли в атаку

В США состоялись выборы губернаторов в двух крупных штатах — Нью-Джерси и Виргинии.

Помимо этого, своих мэров выбирали крупнейший мегаполис и экономическая столица страны Нью-Йорк и центр студенчества, город университетов — Бостон. Везде победа осталась за демократами. Кроме того, «ослы» одолели республиканцев в борьбе за пост городского главы в Детройте, Лос-Анджелесе, Цинциннати и Атлантик-Сити. Для президента США Дональда Трампа и его партии такое волеизъявление американцев стало тревожным звонком. Тем более, что в ноябре 2018 года «слонам» предстоят промежуточные выборы в конгресс, которые могут сказаться на судьбе хозяина Овального кабинета.

США — страна выборов. Они проходят всегда и везде: в штатах, городах, графствах или округах. Американская избирательная система настолько запутанна, что зачастую не только внешним наблюдателям, но и самим выдвиженцам невольно приходится освежать в памяти ее правила. Естественно, главные выборы в стране — президентские, которые проходят раз в четыре года. За ними по значимости следуют выборы в двухпалатный конгресс — сенат и палату представителей. Раз в два года проходят не менее значимые промежуточные выборы. На них переизбираются все 435 членов нижней палаты и треть сенаторов (33 или 34 места из 100). Но это полбеды.

Америка представляет собой наиболее мягкую форму федерации, состоящую из влиятельных штатов. Местные органы власти — губернатор и региональный парламент — мало зависят от Вашингтона. Конечно, такое обобщение не всегда работает. Порой бывают исключения, личные договоренности и обязательства, но по конституции Америка — это «добровольный союз штатов». А некоторые из них, например, Техас, Калифорния или Нью-Йорк, — своего рода государства в государстве.

Губернаторы, мэры и даже любимцы Голливуда шерифы избираются. Глава исполнительной власти, желающий быть переизбранным, зависит в первую очередь от населения своего округа, но никак не от больших начальников в Вашингтоне. Вся эта сложная конфигурация встроена в двухпартийную систему.

Эра недобрых чувств

Пожалуй, никогда еще противостояние двух партий не было столь ожесточенным. Они обвиняют друг друга в предательстве, отходе от заветов отцов-основателей, основ христианства и т. д. В истории США был период, который назывался «эрой добрых чувств». В начале 1800-х годов соперничество республиканцев и демократов пошло на спад, они начали отчасти сотрудничать. Сегодня же ситуация прямо противоположная. Мозговой центр Brookings Institution даже выпустил книгу с названием «Красная и синяя нация?», намекая на глубочайший раскол по партийной линии. Напомним, что красный — официальный цвет республиканцев, синий — демократов.

Дональд Трамп ворвался в Белый дом, имея в кармане набор козырей. По результатам выборов 2016 года республиканец получил голоса 304 выборщиков против 227 у Хиллари Клинтон — практически рекорд. Но и это не всё. Зачастую наблюдатели забывают, что параллельно с президентскими в ноябре 2016 года в США состоялись выборы в конгресс. Полностью был обновлен состав нижней палаты, а также треть верхней.

В результате Республиканская партия шагнула в год Петуха, получив контроль над Белым домом, а также обеими палатами парламента. Позже слонам удалось протолкнуть кандидатуру консервативного республиканца Нила Горсача и взять в свои руки и верховный суд. Ситуация в американской глубинке также на руку республиканцам. Из 50 штатов 34 имеют губернаторов-«слонов».

Одним словом, республиканцы «оккупировали» Вашингтон — все ключевые посты находятся под властью «великой старой партии» Авраама Линкольна. Однако постоянные скандалы, интриги и расследования не могли не подорвать позиции Трампа. На этом фоне его рейтинг достиг очередного антирекорда и составил, по данным NBC News / The Wall Street Journal Poll, 38%. Хотя, въехав в Белый дом на коне, американский президент постоянно получал от «ослов»: нападки в либеральных СМИ, торпедирование законопроектов, порции компромата и многое другое.

Контратака местного значения

Белый дом и слоны начинают мало-помалу терять преимущество, которое у них появилось сразу после исторических выборов. За последний месяц «ослы» одержали ряд убедительных побед на выборах мэров нескольких городов, а также в двух важных штатах. Демократы переигрывают республиканцев на местном уровне, но в Америке вся политика, как известно, местная (all politics is local).

Важнейшие из голосований состоялись в штате, который называется «Матерью президентов» — в Виргинии. Там кандидат от демократов без труда переиграл республиканца и стал губернатором американской кузницы кадров.

Поражение ждало «слонов» и в другом восточном штате. В 2010 году республиканец Крис Кристи (которого прочили на пост вице-президента при Трампе) одержал сенсационную победу в либеральном штате и стал губернатором Нью-Джерси. Теперь, несмотря на поддержку Белого дома, кандидат от республиканцев потерпел поражение: Нью-Джерси снова отошел к демократам.

По другую сторону реки Гудзон, разделяющей Нью-Йорк и Нью-Джерси, республиканцев тоже подстерегали проблемы. Мэром главного американского города, ВВП которого превышает размеры экономик целых стран, был переизбран демократ Билл де Блазио, который не скрывает своего, мягко говоря, негативного отношения к Трампу. Кроме того, на восточном побережье демократы одержали победу в Бостоне, городе, где находятся ведущие в стране интеллектуальные центры: Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт (MIT).

В ноябре 2017 года демократ одержал победу на выборах мэра Атлантик-Сити (Нью-Джерси). А месяцем ранее мэром города Бирмингема в южном ультраконсервативном штате Алабама, который всегда окрашивался в красный цвет, стал демократ. Американская пресса даже назвала эти выборы историческими. Мэром города Шарлот в штате Северная Каролина, которая, между прочим, проголосовала за Трампа, был также избран демократ.

Кроме того, градоначальником некогда индустриального Детройта стал еще один кандидат из лагеря «ослов». Примечательно, что этот город находится в штате Мичиган, победа в котором обеспечила четырехлетнюю прописку Трампа в Белом доме. Год спустя, один из главных городов «ржавого пояса» на американском Среднем Западе проголосовал за демократа. В столице консервативного штата Огайо, Цинциннати, где год назад Трамп произнес речь, которую сравнили с проповедью протестантского пастора, республиканцы и вовсе не выдвигались. То же самое произошло в «городе ангелов» — ультралиберальном Лос-Анджелесе. Оба города отошли «ослам».

Редактор влиятельного американского журнала The National Interest Джейкоб Хейлбрунн в беседе с «Известиями» сделал неутешительный прогноз для Трампа и республиканцев. По его словам, местные выборы в США ранили хозяина Овального кабинета больше, чем он мог себе представить. Политолог полагает, что проблемы Трампа только начались и такими темпами республиканцы могут потерять контроль над конгрессом на предстоящих промежуточных выборах.

Одним словом, Республиканская партия проиграла всё, что можно было проиграть на местных выборах. И ведь нельзя сказать, что демократы выдвинули каких-то невероятно харизматичных кандидатов. Американцы голосовали по простой схеме — против республиканцев, во главе которых — Дональд Трамп. Всё это приобретает особое значение в преддверии промежуточных выборов в конгресс. Такими темпами Трамп рискует лишиться столь необходимого для себя преимущества. Здесь и вопрос импичмента может заиграть совсем другими красками.

Резюмируя итоги выборов, демократ, одержавший победу над республиканцем в борьбе за кресло в сенате одного штата, заявил: «Мы положили последний кирпич в большую синюю стену (цвет демократов) на Западном побережье против повестки дня, которую продвигает президент». Последний — не последний, но с размером стены спорить сложно.

Эксперт The Center for The National Interest (Вашингтон) Пол Сандерс уверен, что поражения республиканцев на местных выборах, в особенности в Виргинии и Нью-Джерси, могут сильно ударить по позициям Трампа.

— Если президент и республиканцы сделают правильные выводы из поражений, которые им нанесли демократы на прошедших выборах, и скорректируют свой курс, то у них есть шанс минимизировать политические потери. Многое зависит от дальнейшей политики Белого дома и республиканцев. Если демократы получат контроль над сенатом и палатой представителей на промежуточных выборах, то это почти наверняка будет означать блокировку всех законодательных инициатив Трампа и полную заморозку его повестки, — сказал американский политолог «Известиям».

Свой среди чужих, чужой среди своих

37-й глава Белого Дома Ричард Никсон как-то заявил, что президент США порой должен производить впечатление сумасшедшего, так как это идет на пользу интересам страны. По-видимому, нынешнему главе Белого дома пришелся по вкусу афоризм единственного президента, досрочно ушедшего в отставку под угрозой импичмента. У Трампа взрывной характер и постоянное желание ответить своим обидчикам, причем немедленно. Вражда с конгрессом вылилась в публичные перепалки с влиятельными сенаторами — боссами Республиканской партии. В итоге некоторые отказались от переизбрания, что ударит по позициям партии. Так, республиканец-тяжеловес Боб Коркер, который с 2015 года коршуном парит над комитетом сената по международным делам, обвинил Трампа в развязывании третьей мировой и умыл руки. Плохо ли это для партии? За год до промежуточных выборов «слоны» потеряли сенатора, который, очевидно, шел на переизбрание. Его примеру последовал сенатор от Аризоны, и вряд ли он последний в этом списке.

Для демократов победа на местных выборах стала светом надежды после череды грандиозных поражений. Она, несомненно, вдохнет силы в партию, находящуюся в кризисе. Но, с другой стороны, не следует переоценивать результаты прошедших выборов. The Washington Post подчеркивает, что не всё еще решено. «Радость «ослов», словно они, как страждущие в пустыне, нашли стакан воды, не означает, что они скоро достигнут реки», — написало издание.

По мнению доцента МГИМО Андрея Безрукова, демократы одержали важную, но все же тактическую победу, а к 2018 году встанет вопрос — кто лучше услышит электорат, кто сумеет нажать на правильные клавиши, особенно финансовые.

— Поскольку вся американская политика, кроме выборов президента, ведется на местном уровне, сила или слабость того или иного кандидата в локальном контексте совсем не свидетельствует об общем состоянии партии. А здесь картина невзрачная. Демократы, которые еще даже не разобрались между собой, кто виноват в провале выборов 2016 года, так и не сформулировали платформу (кроме козней русских), которая позволила бы им перетянуть электорат на свою сторону. Для мобилизации своего базового, прежде всего цветного и молодого электората в Виргинии демократам потребовалось почти что развязать новую гражданскую войну. «Памятникопад» — провокация на грани фола, которая была организована демократами для этой цели, — могла закончится весьма плачевно, — сказал Андрей Безруков «Известиям».

Администрация Трампа действительно находится в тяжелом кризисе, однако среди республиканского электората рейтинг главы Белого дома по-прежнему держится на уровне 80–85%. Таким образом, по мнению Андрея Безрукова, главная битва еще впереди.

https://iz.ru/670381/georgii-asatrian/osly-poshli-v-ataku

Страны: 
Эксперты: