Определился удобный для Назарбаева способ остаться у власти
В Казахстане продолжается подготовка к референдуму по продлению полномочий президента Нурсултана Назарбаева (до 2020 года). Процесс идет вопреки тому, что сам Назарбаев на днях выступил с формальным протестом: он отклонил запрос о референдуме, с которым к нему обратились члены парламента.
Сторонников президента его возражения не смутили. Да и не должны были, наверное. Учитывая, что в прошлом подобная схема использовалась не раз. Сначала лояльные Назарбаеву депутаты предлагают укрепить его власть (к примеру, наделить его статусом "лидера нации" или разрешить баллотироваться в президенты неограниченное число раз), затем он вежливо отказывается (демонстрируя согражданам и международному сообществу свою скромность), после этого замысел реализуют без прямого участия главы государства (точнее, с минимально необходимым участием).
Президент в итоге получает и нужный результат, и формальный аргумент в споре с теми, кто обвиняет его в усилении единовластия, в стиле "я-то сам не хотел, но вот товарищи настояли".
Нынешний президентский срок Нурсултана Назарбаева - третий по счету - истекает в 2012 году. Предполагалось, что перевыборы действующего президента пройдут в назначенное время, и Назарбаев, занимающий этот пост более 20 лет, останется у власти еще на один срок. О том, что глава республики намерен участвовать в следующих выборах, некоторое время назад заявил его советник Ермухамет Ертысбаев.
К начинающейся (пока неофициально) предвыборной кампании подключилась и оппозиция. О готовности баллотироваться в президенты заявили, в частности, лидер незарегистрированной партии "Алга!" Владимир Козлов и лидер объединения "Жаса, Азаттык!" Жасарал Куанышалин.
Однако планы властей по какой-то причине изменились. Незадолго до Нового года в Казахстане вновь стала раскручиваться идея о продлении президентских полномочий (без проведения выборов). С призывами такого рода лояльные Назарбаеву политики и общественные деятели выступали и раньше. Правда, официального развития эти предложения не получали. Президент давал понять, что действующая система сохранения власти его устраивает.
На этот раз все было иначе. Инициаторы референдума, предложившие оставить Назарбаева у власти еще на 10 лет, хотя и не услышали публичного одобрения этой идеи из уст самого президента, в целом получили поддержку со стороны властных структур. Инициативная группа по проведению плебисцита успешно прошла регистрацию в ЦИКе (что дало ей возможность приступить к сбору подписей в поддержку референдума), за референдум высказались обе палаты парламента. Идею поддержала и возглавляемая президентом правящая партия "Нур Отан" / "Свет отечества".
Если у кого-то и оставались сомнения по поводу позиции властей, то они развеялись после очередного выступления президентского советника. Ертысбаев заявил, что никаких сомнений в успехе референдума у него нет. От себя он добавил, что полномочия Назарбаева лучше продлить даже не до 2020, а до 2022 года — исходя из продолжительности обычных президентских сроков (то есть добавить дважды по пять лет, отсчитывая с 2012 года, когда заканчивается нынешний срок) и из того, что президент "находится в отличной интеллектуальной и физической форме".
Говоря о позиции самого Назарбаева, его советник дал понять, что вариант с референдумом президентом рассматривается (хотя и выборы также не исключены): "...Он [Назарбаев] сказал, что готов к выборам, но идут многочисленные предложения с мест о необходимости проведения референдума по продлению полномочий...".
Неудивительно, что когда со стороны президента все же последовал формальный протест (он подписал указ, которым отклонил предложение парламента вынести на референдум поправки в конституцию, продлевающие президентские полномочия), кампанию по подготовке голосования это не остановило.
Так, инициативная группа продолжила сбор подписей. Хотя для проведения референдума достаточно 200 тысяч подписей, сторонники Назарбаева, желая, очевидно, продемонстрировать масштабность всей кампании, собрали уже несколько миллионов. Вопрос о качестве этих подписей, правда, остается открытым. Поступали сообщения и об использовании административного ресурса, и об откровенных фальсификациях. Газета "Республика", к примеру, сообщила, что учительнице одной из сельских школ "принесли бланк на 20 подписей, сказали расписаться там за 20 человек разными подписями и разными ручками и срочно сдать". Другим учителям, по информации издания, было велено собрать недостающие подписи у родственников и родителей учеников. В СМИ попал и рассказ о том, как собирались подписи в отделении налоговой инспекции, об этом телеканалу "К-плюс" рассказала жительница Алма-Аты: по ее словам, посетителям подсовывали какие-то бланки для заполнения, ссылаясь на то, что это нужно для уточнения личных данных (только после дополнительных расспросов выяснилось, что это подписи для референдума).
Руководитель инициативной группы (эту роль исполняет ректор Семипалатинского государственного университета Ерлан Сыдыков) теперь заявляет, что собранные подписи будут сданы в ЦИК и что вопрос о продлении президентских полномочий будет решать "только народ". Протест Назарбаева на этом фоне выглядит как сигнал к тому, чтобы не вмешивать президента в происходящее (отсюда и ссылки соратников президента на "народ"), а не как сигнал к тому, чтобы всю эту кампанию прекратить (если бы Назарбаев действительно хотел остановить процесс, то давно уже бы это сделал).
На днях тот же Сыдыков уже заявил о возможности официально преодолеть президентское вето (на проведение референдума по поправкам в конституцию). Он напомнил, что для этого, согласно закону, потребуется четыре пятых от общего числа голосов в каждой из палат парламента.
Депутаты, со своей стороны, выразили готовность обеспечить нужный результат. В мажилисе (нижней палате парламента) подтвердили, что поддерживают референдум и готовы за него голосовать. Как заявил член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Ирак Елеекев, "в преодолении вето проблемы не будет". При этом он сослался на необходимость учесть позицию тех, кто уже поставил подписи за проведение референдума. "Священная воля народа и веление времени меня обязывает к этому [голосованию за референдум]", - вторил ему член комитета по вопросам экологии Владимир Нехорошев.
Совместное заседание палат парламента, на котором будет рассмотрен этот вопрос, назначено на 14 января.
О том, зачем казахстанским властям понадобился референдум (вместо выборов, на которых действующему президенту и так был бы обеспечен нужный результат), можно строить самые разные догадки. Безусловно, на позицию Астаны в данном случае оказали определенное влияние недавние события в Белоруссии. Хотя Александр Лукашенко по итогам выборов и сохранил власть, но ему при этом пришлось (и еще придется) платить за жестокий разгон "майдана". В Европе вновь заговорили о санкциях против белорусского руководства. Сами по себе эти санкции (типа запрета на въезд в Евросоюз), скорее всего, не принесут Лукашенко большого вреда. В то же время провал политики по сближению с Западом означает, что Минск так и не нашел альтернативы прежней и не совсем удачной политической модели: зависимости от Москвы, отношения с которой в последнее время постоянно ухудшались, а к осени прошлого года скатились до уровня "холодной войны".
Условия в Казахстане, конечно, во многом отличаются от белорусских. Тем не менее, отметить следующие выборы Назарбаева похожим "майданом" его оппоненты вполне способны.
Некие параллели с Белоруссией, кстати, проводил в недавнем интервью советник Назарбаева. "Возьмите последние президентские выборы в Беларуси, - рассуждал он. - Практически все до выборов были убеждены, что действующий президент Александр Лукашенко победит с большим отрывом. Что и произошло. Как действуют его оппоненты? Они собирают толпы людей, ведут их к правительственным зданиям, устраивают по сути государственный переворот, громят здания, оказывают ожесточенное сопротивление правоохранительным органам. То есть прошедшие выборы, несмотря на четкое и однозначное волеизъявление народа, раскалывают нацию, порождают дестабилизацию, ставят страну на грань гражданского противостояния...".
Возможно, в Астане решили не идти на риск и определиться с дальнейшим президентством Назарбаева уже сейчас (сделав это в более удобной для властей форме). В любом случае, сути ситуации, как отмечает казахстанский политолог Досым Сатпаев, это не меняет: главным остается то, что действующий президент в ближайшие годы не намерен уступать кому-нибудь свое место. "При любом раскладе президент сохраняет за собой определенное временное пространство, когда он сможет определиться, кто будет его заменять в будущем, - рассуждает эксперт. - Если он примет участие [в выборах], в любом случае он будет оставаться у власти до 2017 года. При проведении референдума он формально будет у власти до конца 2020-го. То есть разница всего в три года. Эти три года большой роли не играют".