Еврокомиссия (ЕК) расставила точки над «i» не только по поводу своего отношения к газопроводу «Северный поток-2», но даже уже существующего балтийского газопровода из России в Германию.
ЕК внесла предложения по изменению Газовой директивы ЕС, которые могут ударить по обоим проектам. Так, Брюссель предлагает распространить действие Третьего энергопакета на все газопроводы, которые выходят на газовый рынок Евросоюза из третьих стран. «Это даст гарантию, что все основные газопроводы, выходящие на территорию ЕС, соответствуют правилам ЕС, управляются прозрачно, эффективно и доступны другим операторам», — говорится в официальном сообщении Еврокомиссии. Предлагаемые ЕК изменения вступят в силу после того, как их одобрят Европарламент и Совет ЕС.
В разъяснениях к изменениям в Газовую директиву ЕС Еврокомиссия настаивает на том, что они не направлены против «Северного потока-2», а коснутся в том числе газопроводов из Алжира, Норвегии, Ливии, Туниса, Марокко и даже Великобритании, когда та покинет ЕС. Однако даже текст в виде вопросов-ответов говорит об обратном. «Импорт газа в ЕС, как ожидается, останется стабильным к 2030 году из-за снижения добычи и потребления. С учетом уже существующей инфраструктуры и ожидаемых конкурентноспособных поставок СПГ после 2020 года Еврокомиссия не видит необходимости в новых инфраструктурных проектах масштаба «Северный поток-2», — говорится на сайте ЕК. Более того, в Еврокомиссии заявили, что будут по-прежнему поддерживать поставки российского газа через Украину.
«Южный газовый коридор» из Азербайджана — альтернатива поставкам российского газа и в ЕК признают, что проект соответствует масштабам «Северного потока-2». «Однако он получил исключения по статье 36 Газовой директивы. Поэтому на него не будут распространяться новые изменения», — заявили в Еврокомиссии.
«Северный поток-2», как и первый проект, пройдет по морским экономическим зонам стран ЕС в Балтийском море. Поэтому не попадает под юрисдикцию ЕС и требует только экологических согласований со странами, в чьей морской экономической зоне будет уложен. В случае же принятия изменений в Газовую директиву «Северный поток-2» должен будет отвечать правилам Третьего энергопакета. Например, поставщик газа не может являться оператором газопровода, что сразу делает предлагаемые изменения в случае утверждения угрозой для «Северного потока-2». Сегодня «Газпром» является единоличным владельцем Nord Stream 2 AG, которая осуществляет проект.
Кроме того, предложения ЕК, если они станут законом, могут ударить и по уже действующему «Северному потоку». Решать его вопрос, правда, будет Германия, которая до последнего времени поддерживала проекты балтийских газопроводов. «Для существующих газопроводов, которые пересекают многие страны-члены ЕС (такие как „Северный поток“), определяющим, нарушается ли Газовая директива или нет, будет мнение государства, где расположена первая точка интерконнектора», — говорится в разъяснениях ЕК.
Проект «Северного потока-2» активно поддерживают Германия и Австрия. Против выступают Польша и Прибалтика при мощной поддержке США. Еврокомиссия при этом запросила мандат на переговоры с Россией по балтийскому газопроводу, но не получила его. После чего и появились предложения по изменению европейского газового законодательства.
Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что введение ЕС новых правовых норм только для этого проекта означало бы дискриминацию инвесторов по политическим причинам.
«Брюссель занял антиевропейскую и антиправовую позицию, — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Как повлияет, сейчас сложно сказать. Если страны, которые понимают важность экономического и энергетического сотрудничества с Россией, а также принципов правового государства, смогут заблокировать очередную дискриминационную инициативу, то негативного влияния не будет. А если не смогут или не захотят, это будет еще один провал Европы как конкурентоспособного и суверенного игрока в глобальной системе».
В прошлом году Россия обеспечила треть потребностей Европы в газе, а в этом году экспорт российского газа вырос еще на 9%. Мощность «Северного потока-2» в 55 млрд кубометров позволит почти на две трети сократить транзит газа через Украину.
«На мой взгляд, независимо от того, получит ли Еврокомиссия мандат… и сможет ли она внести изменения в газовую директиву, „Северный поток-2“ будет построен. Однако мандат и изменение директивы могут повлиять на то, как он будет эксплуатироваться», — сказала РИА «Новости» старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Катья Яфимава.
С ней согласен и ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. «Возможные изменения в Газовую директиву не могут остановить строительство „Северного потока-2“. Если они вступят в силу, то уже после начала строительства, которым считается подача заявок в страны, через морские экономические зоны которых пройдет газопровод. А они уже поданы. Поэтому газпровод будет построен», — говорит эксперт. Другое дело — на каких условиях он сможет работать. «Газпром» сможет договориться и передать управление газопроводом независимому оператору из числа компаний, которые являются партнерами проекта. Однако встает вопрос о том, что «Северный поток-2» должен быть недозагружен на 50%, чтобы независимые операторы могли им воспользоваться. И их не будет. А это прямой намек партнерам «Газпрома», что себестоимость вырастет и «Северный поток-2» не будет прибыльным. Такая попытка надавить на инвесторов, чтобы они отказались от «Северного потока-2», — говорит Игорь Юшков. Эксперт предполагает, что предложениями об изменениях в Газовую директиву Еврокомиссия занимается еще и шантажом не только России, но и Совета ЕС, который до сих пор не дал ЕК мандата на переговоры с Россией.
Впрочем, не скрывают этого и в самой Еврокомиссии. В своих разъяснениях там заметили, что потенциальные изменения закроют «дыру» в Газовой директиве. Однако не факт еще, что они будут утверждены. «Тем не менее, Еврокомиссия остается готовой к переговорам по условиям управления „Северного потока-2“. Поэтому ЕК не отзывает свой запрос на мандат и ждет Совета ЕС решения по получению полномочий на переговоры с Россией», — сказано на сайте Еврокомиссии.
«У „Газпрома“ в этой ситуации остается несколько вариантов: садиться за стол переговоров с Еврокомиссией или ждать решения Совета ЕС и изменения европейской политики к 2019 году, когда будет построен газопровод», — считает ведущий аналитик ФНЭБ. По словам Игоря Юшкова, пока Еврокомиссия пытается использовать законы ЕС как инструмент политического давления: «Да, Третий энергопакет помогает развивать конкуренцию, но в случае с российскими газопроводами он используется не там, где нужно, так как в самой России экспорт газа газопроводами разрешен только «Газпрому».
https://eadaily.com/ru/news/2017/11/08/evrokomissiya-atakuet-severnye-po...