Как и почему на Украине поменялись главные олигархи
Президент Украины Петр Порошенко вошел в число крупнейших олигархов страны. Согласно данным сервиса мониторинга регистрационных данных компаний страны OpenDataBot, обнародованным в конце августа, ему на сегодня принадлежат 76 компаний, расположенных на украинской территории.
На первом месте в этом рейтинге — владелец бизнес-империи СКМ Ринат Ахметов (303 предприятия), который формально остается бизнесменом номер один в стране, несмотря на войну в Донбассе. Как устроена олигархия на Украине сейчас и насколько ситуация отличается по сравнению с довоенным временем и более ранними политическими эпохами, разбирался портал iz.ru.
Спонсоры хобби Ющенко
Как и в России, на Украине олигархи появились в результате процесса масштабной «народной» приватизации предприятий в середине 1990-х годов прошлого века. Уже при скандальном премьер-министре Павле Лазаренко (назначен на пост в 1996 году) в стране сформировались первые кланы, выраженные преимущественно по территориальному признаку.
Собственно, тогда и началось знаменитое противостояние днепропетровских и донецких, растянувшееся на долгие годы.
Во время президентства Леонида Кучмы олигархическая система окончательно сформировалась, доступные ресурсы были окончательно поделены, правила игры установлены надолго и всерьез. Виктор Ющенко, получивший власть в результате первого майдана в 2004 году, крупный бизнес предпочитал лишний раз не трогать. Специфические взгляды третьего президента не являлись секретом для олигархов — чтобы гарантировать спокойное существование своих предприятий, надо было всего-навсего спонсировать какое-нибудь нетривиальное хобби главы государства. Самая показательная история здесь связана с на тот момент главой правления корпорации «Индустриальный союз Донбасса» Сергеем Тарутой, который в начале войны в Донбассе был губернатором «украинской» части донецкого региона и сейчас является депутатом Верховной рады.
«Сегодня Тарута — наибольший коллекционер трипольской культуры… Как только речь пошла о национальном музее, он пришел и сказал: «Я готов финансировать «Арсенал» не менее чем на $200 млн, чтобы половина из этого музея принадлежала государству», — радовался Ющенко на одном из заседаний правительства в 2005 году. Понятно, что с таким подходом лишних вопросов к деятельности олигарха у руководства страны не возникало.
Вот так бизнесмены и крутились: одни финансировали реконструкцию исторического музейного комплекса в Батурине, другие — «голодоморный проект», третьи давали деньги на организацию Всемирного конгресса пчеловодов. На тот момент на лидирующие позиции уже вышел донецкий олигарх Ринат Ахметов, хотя изначально, как известно, Ющенко был настроен разгромить донецкий бизнес как опору своего заклятого политического врага Виктора Януковича. Отношения у них были достаточно хорошие: например, Ющенко приезжал на открытие нового стадиона «Донбасс Арена» в Донецке.
Ахметов же, даже когда рейтинг третьего президента упал, что называется, ниже плинтуса, не позволял себе «добивать» главу государства.
«Что касается президента Ющенко, я могу сказать, что у него прекрасное политическое будущее… На сегодня модно бросать в него камни. Я смотрю, что много игроков из его команды, когда у него был хороший рейтинг, бежали на хорошей скорости, чтобы пройтись с ним. А когда он пошел вниз, то бежали — чтобы бросить в него камень. Со своей стороны могу сказать, что я чувствую большое уважение к президенту Ющенко», — заявил донецкий олигарх в начале 2010 года.
В принципе столь комплиментарная оценка неудивительна. Согласно рейтингу самых богатых людей Украины, только за последний год президентства Ющенко Ахметов увеличил свое состояние с $3,6 млрд до $7,5 млрд, с большим отрывом занимая первую строчку. Далее в рейтинге-2010 следовали Игорь Коломойский (состояние на 2010 год — $2,9 млрд), Виктор Пинчук (зять Леонида Кучмы, $2,8 млрд), Геннадий Боголюбов (ключевой партнер Коломойского, $2,7 млрд).
В общем, как можно видеть, практически то же самое донецко-днепропетровское доминирование с непрекращающейся борьбой за лидерство между этими группами. Кстати, нынешний президент Украины Петр Порошенко в рейтинге-2010 занял довольно высокое 13-е место с капиталом в $738 млн (прирост за последний год президентства Ющенко составил почти 120 млн) (методики подсчета капитала украинских олигархов есть разные, здесь и далее за основу взяты рейтинги издания Forbes, традиционно публикуемые в апреле каждого года).
Как водитель и охранник Украиной управляли
С победой на президентских выборах-2010 плоть от плоти донецкого Виктора Януковича в украинской олигархии наступила эра тотального доминирования Донбасса. Противостояние с днепропетровскими потеряло всякий смысл. До что там жалкие «нищие» из Днепропетровска — в эти времена знаковой на Украине стала следующая фраза:
«Донецк не первый год на Украине, но и не второй», прозрачно намекающая на как минимум равенство родного города нового президента с Киевом.
Шутка ли, буквально за первый год президентства Януковича состояние Ахметова взлетело до фантастических $16 млрд, Коломойский с Боголюбовым, наоборот, слегка «просели» до 2,5 млрд. Ворвался в первую десятку Дмитрий Фирташ, получивший от нового президента практически в монопольный контроль всю химическую промышленность Украины. Укрепился и Петр Порошенко, который хотя формально остался на том самом 13-м месте, но еще ближе подобрался к своему первому миллиарду (866 млн).
Такое положение, с не слишком значительными колебаниями, сохранялось до начала 2013 года. Донбасская олигархия резвилась вовсю и достаточно цинично — ручные министры в правительстве Азарова, полный контроль над ключевыми активами и госпредприятиями, собственное депутатское лобби в парламенте. Что и говорить, если Ринат Ахметов «сделал» депутатами Верховной рады по итогам парламентских выборов-2012 не только своего помощника Сергея Кия, но и личного водителя Игоря Мальцева, а также главу охранной службы Владимира Малышева (последнему слуге народа Янукович при случае даже пожаловал орден «За заслуги»).
Но вскоре по «старой гвардии» был нанесен серьезный удар. В это время доминирующие позиции стала отжимать так называемая «семья» — группа молодых донецких олигархов и политиков новой волны, которые сгруппировались вокруг старшего сына президента Александра Януковича. Резкая смена парадигмы не нашла своего отражения в открытых рейтингах, однако новые правила игры были очевидны. Характерная история того времени — взлет Сергея Курченко, обычного парня из Харькова 1985 года рождения, который начинал трудовой путь курьером в одной из мелких газовых компаний первой столицы Украины.
В конце 2012 года всю страну взорвала сенсация, когда 27-летний Курченко внезапно купил футбольный клуб «Металлист» и был объявлен процветающим газовым магнатом (согласно открытым данным, его группа на тот момент контролировала на территории Украины 150 АЗС, планируя в течение года-двух увеличить их число до 700, а также около 18% рынка сжиженного газа). Дальше больше — Курченко создает бизнес-империю ВЕТЭК (Восточно-Европейская топливно-энергетическая компания), покупает Одесский НПЗ, крупнейший медиахолдинг страны UMH Group и дает подконтрольным СМИ откровенно издевательские интервью:
«Я знаю как минимум пять-шесть человек в России и Украине, у которых в этом возрасте было столько же, а может быть, и больше: Прохоров, Абрамович, Порошенко».
«Это сказки, что нас как-то поддерживают или помогают власти. Если бы у нас была возможность общаться с этими людьми и тем более использовать какие-то преференции от власти, мы бы шли принципиально иным путем».
Собственно, с этим фактом связана и одна из самых популярных версий современной украинской истории — евромайдан организовали и на первом этапе финансировали украинские олигархи старой закалки, которых новая гвардия из окружения Януковича теснила на всех фронтах (в начале 2014 года формально нейтрального Николая Азарова на посту главы правительства сменил близкий к Януковичу-младшему Сергей Арбузов, его люди получили также ряд ключевых должностей в кабмине). Предполагалось таким революционным образом отразить этот суровый натиск и удержать свои позиции, однако очень быстро ситуация вышла из-под контроля бизнесменов и произошло то, что произошло.
Деолигархизация по-коломойски
Несмотря на все политические пертурбации, уход Крыма и войну в Донбассе, верхушка постмайданного рейтинга украинских олигархов до сих пор имеет привычный вид — Ахметов, группа «Приват» (Коломойский–Боголюбов), Пинчук, президент Порошенко. Разве что активы украинских богачей весьма значительно похудели. Например, в прошлом году состояние Ахметова оценили «всего» в $2,3 млрд (а вот, согласно последнему рейтингу-2017, дела у донецкого олигарха сейчас идут веселее — $4,6 млрд), а главные акционеры «Привата» «упали» до $1–1,3 млрд каждый.
Однако интересно в первую очередь не это, а итоги процесса масштабной «деолигархизации», которую затеял Петр Порошенко, заполучив президентский пост.
«Гарантирую, что олигархи никогда уже не будут иметь влияния на украинскую власть. Я для этого всё сделаю», — пообещал он в одном из интервью в декабре 2014 года.
«Это не соглашение с олигархами, это борьба… Не против людей, а против системы… Таким образом, украинская власть хочет восстановить государственные активы, над которыми государство теряло контроль на протяжении 23 лет. Это касается всех секторов экономики, а следовательно, всех олигархов, всех их непрозрачных схем», — грозил кулаком президент уже в 2015 году.
Но красивые слова тут никого обмануть не могут — особую пикантность ситуации придает то, что, по сути, Порошенко расправляется со своими конкурентами. Показательной «жертвой» был избран Игорь Коломойский — соперник далеко не самый удобный, предпочитающий игру без правил и серьезно укрепивший свои позиции во время губернаторства в Днепропетровской области в 2014–2015 годах. Кстати, этот эпический и не имеющий аналогов шаг заслуживает отдельного анализа, поскольку все экономические последствия действий Коломойского на посту губернатора под прикрытием «патриотизма» и «войны с Россией» Украина не может осмыслить и по сей день.
Может быть, сам по себе президент Порошенко, имеющий в известном смысле репутацию прагматика, и не стал бы доставать топор войны, да вот незадача — в дело активно вмешалось посольство США.
Терпение у кураторов из Вашингтона лопнуло в марте 2015 года, когда Коломойский защищал доли миноритарного акционера «Привата» в нефтяных компаниях «Укрнафта» и «Укртранснафта» столь рьяно, что под его личным руководством боевики из подконтрольных добровольческих батальонов возводили на территории компаний баррикады и готовились к вооруженной обороне актива от незаконной, по их мнению, экспансии со стороны государства.
После увольнения Коломойского с поста губернатора (для реализации чего также пришлось вмешаться посольству США) и особенно после национализации Приватбанка казалось, что опального олигарха вот-вот окончательно раскулачат. Не тут-то было — уйдя из публичной политики и (предположительно) покинув территорию Украины, днепропетровский бизнесмен ушел в жесткую оборону преимущественно в судебной плоскости. Сражение идет с переменным успехом — например, буквально 25 сентября стало известно, что Нацбанк проиграл Коломойскому один из раундов противостояния.
Всё так же государство не может получить миллиарды гривен дивидендов от «Укрнафты», где «Привату» принадлежит 42% акций. Довольно неплохо себя чувствует авиакомпания Коломойского МАУ — по сути, монополист на украинском рынке перевозок успешно торпедирует попытки правительства запустить в ведущие аэропорты страны европейских лоукостеров. В общем и целом попытка «деолигархизировать» Коломойского явно провалилась, но последнее слово в этой битве еще не сказано.
Дотации для друзей
В начале сентября, выступая с посланием Верховной раде, Порошенко в очередной раз пожаловался на активное сопротивление «ослабленной, но всё еще достаточно сильной олигархии», подчеркнув, что из этого лагеря всё чаще появляются «реваншистские инициативы». Впрочем, конкретики глава государства избежал, что вполне объяснимо.
Ведь как раз в конце августа были опубликованы те самые обличающие данные сервиса мониторинга регистрационных данных компаний Украины, которые фиксируют положение Порошенко фактически в роли… главного олигарха страны.
Формально второе место не должно никого обманывать — у компактной (76 предприятий) бизнес-империи президента КПД гораздо выше, чем у громоздкой (303) и разорванной войной в Донбассе сети Ахметова, рынки сбыта респектабельнее. Например, тот же «Рошен» — это не только конфеты, но и поставки молока, масла и жира в ЕС, США и Китай со специализированного завода в Виннице, построенного — по какому-то очень интересному совпадению — сразу после победы Порошенко на президентских выборах летом 2014 года. По понятным причинам заработки предприятий президента Украины не записываются на него лично, а скрываются благодаря, например, «слепому трасту».
Если же изучать мониторинг регистрационных данных дальше, выяснится любопытная деталь — за Ахметовым и Порошенко, по сути, никого не осталось. Формально 3-е и 4-е места остались за Дмитрием Фирташем (72 предприятия) и Игорем Коломойским (45 предприятий), однако эти олигархи переживают далеко не лучшие времена и неясно, переживут ли их в итоге (речь исключительно о выживаемости в рейтинге). Неудивительно, что в кулуарах всё громче поговаривают, что на Украине остался всего один реальный олигарх, ведь слить бизнес Ахметова при необходимости для президента, который имеет монополию власти, — задача чисто техническая.
В этом смысле показательна история нового украинского олигарха, аграрного барона Юрия Косюка, давнего партнера Порошенко, который одно время в 2014 году даже официально поработал в администрации президента. Причем курировал Косюк материально-техническое обеспечение и логистику силовых ведомств. Впрочем, хватило его лишь на полгода — уже в конце 2014 года он получил статус «советника» и сосредоточился на своем бизнесе. Результаты не замедлили появиться — в рейтинге-2016 Косюк вошел в топ-5 украинских бизнесменов с капиталом в $1 млрд, а в рейтинге-2017 был уже третьим с показателем $1,2 млрд.
Довольно неплохая динамика для кризисной украинской экономики, однако у всего есть свои причины. Так, журналисты недавно выяснили, что именно предприятия процветающего олигарха Косюка получили из государственного бюджета Украины почти половину всех дотаций, предназначенных для аграрного сектора! Красноречивый факт, который показывает, что главное на нынешней Украине — степень близости с олигархом номер один.
«Цинично звучат заявления Порошенко об опасности олигархов, поскольку глава страны имеет много друзей в этой социальной группе и поддерживает с ними хорошие связи», — подводит итоги главный редактор интернет-издания «Украинская правда» Севгиль Мусаева-Боровик. «Несмотря на то, что в 2015 году объявляли курс, направленный на преодоление олигархии! Чем это закончилось, мы сами видим. Сейчас огромные выгоды получают те же лица. Этот факт очень разочаровывает общество», — подчеркнула она.