Внутренний терроризм США: супрематисты и другие белые националисты

Наблюдаемый общественный раскол в США и общий кризис американской модели демократии сделали весьма актуальными проблемы внутреннего экстремизма и терроризма.

Некоторые эксперты утверждают, что акты внутреннего терроризма являются своеобразным предвестником более тяжелого гражданского конфликта.

Недавние события в Шарлоттсвилле, штат Вирджиния, с уличными беспорядками и преднамеренным наездом на автомобиле на демонстрантов, продемонстрировали с одной стороны общественного противостояния экстремизм супрематистов и нацистов, с другой — американских анархистов и антифа. Все эти группы в американском ФБР и Министерстве юстиции проходя по части направлений, генерирующих в США внутренний терроризм. События в Шарлоттсвилле начинались как типичное прямое действие супрематистов и нацистов, а закончились террористическим актом против контрдемонстрантов, совершенным типичным для США внутренним террористом-одиночкой Джеймсом Алексом Филдом, которого вдохновила идеология белого супрематизма.

В США приняты два критерия для квалификации уголовных преступлений, совершенных американскими гражданами на территории США, по части внутреннего терроризма — это следование основанным и развитым в США экстремистским идеологиям и осуществление преступных действий, призванных запугивать или принуждать гражданское население, или влиять на политику правительства.

Эти признаки отчетливо присутствуют у отдельных направлений во внутреннем терроризме, связанных в США с различными идеологиями такого более общего понятия, как «белый национализм». Иногда к широкому направлению современного «белого национализма» в США применяется термин «альт-правые» (т. е. «альтернативные правые»), под которым подразумевается множество разных правых идеологий и групп. В Соединенных Штатах большинство белых националистических групп пропагандируют белый супрематизм, т. е. расовое превосходство белых и расовое насилие. Пропаганда этой идеологии в США вполне легальна и из-за особенностей американской демократической модели защищена конституцией. Это делает ситуацию во внутренней политике опасной, поскольку идеология супрематизма автоматически генерирует внутренний терроризм. Цель белого национализма в США — обращаться как можно к более широкой аудитории по легальным каналам. И правоохранительные органы не могут противостоять этой деятельности.

К носителям экстремистских идеологий внутри белого национализма относятся:

— белые супрематисты и нацисты;
— скинхеды;
— антигосударственные активисты;
— «суверенные граждане»;
— самопровозглашенная «милиция» — «ополчение»;

Белые супрематисты и нацисты. Термин «белый супрематистский экстремизм» (white supremacist extremism, для него часто используется аббревиатура WSE) описывает людей или группы, которые совершают преступные действия во имя идеологии белого супрематизма, т. е. расового превосходства белых. По сведениям Foreign Policy, в мае 2017 года ФБР и Министерство внутренней безопасности выпустили для служебного пользования совместный бюллетень, в котором утверждалось, что белые супрематисты «несут ответственность за 49 убийств в 26 нападениях с 2000 по 2016 год — больше, чем любое другое внутреннее экстремистское движение».

Идеология американского супрематизма утверждает, что белая раса стоит выше всех остальных. Именно носители белой расы создали и поддерживают на планете и в США, в частности, цивилизацию. Из-за особенностей демократической культуры США, благодаря 1-ой поправке к конституции, «белый супрематистский экстремизм» опирается на конституционно защищенную деятельность широкого круга групп, публично пропагандирующих ненависть, начиная от «Ку-клукс-клана» и заканчивая скинхедами. Некоторые из этих групп имеют сложные организационные структуры, членские взносы и собственные медиа подразделения. Кроме того, многие люди в США придерживаются экстремистских убеждений супрематизма, не имея формального членства в какой-либо конкретной организации.

Сила белого супрематизма в США, с одной стороны, кроется в исторической традиции расизма, обусловленного социальной дифференциацией общества с господствующими и подчиненными группами на расовой основе с ХVII века, подкрепляемого в современности бытовой культурой по факту разделенного современного общества, одна часть которого — белые давно преодолели традиционное общество и живут в постмодерне, а другая часть — черные, предпочитают гетто и свое собственное традиционное общество, закрытое расой. Постмодерн и традиционализм сталкиваются в повседневности. В США очень легко стать расистом на почве общественных реалий и быта.

Необходимо отметить и важность исторической традиции официальной сегрегации. На заре США закон о натурализации от 1790 года сформулировал общие правила, которым должно следовать правительство Соединенных Штатов в отношение эмиграционной политики и при предоставлении национального гражданства. Этот закон установил ограничения для натурализации иммигрантов, которые должны были быть только «свободными белыми людьми» и «хорошего морального свойства». Это расовое определение американского гражданства и гражданского общества, вне которого официально стояли цветные, имело последствия в американской идентичности, которые ощущаются до сих пор. Принятая в 1868 году 14-я поправка к конституции США предоставила гражданство чернокожим, родившимся в США. Но она не распространялась на индейцев, считавшихся отдельными народами (нациями). Только через сто лет закон об иммиграции и гражданстве 1965 года открыл натурализацию в США иммигрантам, отличным от традиционных североевропейских и германских групп. В результате этого за последние полвека значительно изменился демографический и расовый состав в США. И тенденция такова, что белые в скором времени превратятся в США в меньшинство. Начиная с 1960-х годов, белый национализм развивался в США, как консервативное движение в части общества, утрачивающего свои прежние позиции. Внешне белый супрематизм начинает выглядеть как защитительная мера. Некоторые люди и организации правой ориентации даже стали утверждать, что белый супрематизм нужен американскому обществу для того, чтобы обеспечивать общественную социальную санитарию.

Сила белого супрематизма в его массовости. Одно исследование от 2016 года показало, что американцы, поддерживающие идеалы супрематизма, в Twitter превосходят числом и качеством сторонников иностранной террористической организации, известной как «Исламское государство» (запрещённая в России террористическая организация — ред.).
Большая часть белых супрематистов США дуалистически делит мир на белых и все другие народы, которые считаются врагами белых. Особая ненависть направлена на афроамериканцев и евреев. Общий расистский исторический рефрен в отношение последних заключается в том, что движение за гражданские права с 1960-х годов якобы преуспело только потому, что евреи организовали его за кулисами и далее поддержали. Супрематисты убеждены, что евреи проводят в США либеральный порядок и мультикультурализм для того, чтобы разложить американское общество. Белые супрематисты верят в принцип расового разделения — сегрегацию и полагают, что современное общество дискриминирует белых.

Одним из базовых лозунгов движения белых супрематистов стали т. н. «Четырнадцать слов» Дэвида Лейна.(1) Лейн (1938—2007) является главным новейшим идеологом движения супрематистов на смычке с неонацизмом и неоязычеством. По Лейну, истинная моральная власть принадлежит тем, кто сопротивляется" расовому геноциду белых. Свою политическую деятельность Лейн начал в праворадикальном антикоммунистическом «Обществе Джона Берча». Потом он присоединился к «Ку-клукс-клану», став организатором его подразделения в Денвере в 1979 году. В сентябре 1983 года Лейн стал одним из девяти основателей супрематистской организации «Орден» (название организации позаимствовано из романа Пирса «Дневники Тернера»). «Орден» был обвинен властями США в захвате машин инкассаторов с ограблением на более, чем $ 4,1 млн, подделке денег и создании военных лагерей. По делу «Ордена» Лейн и был приговорен к 190 годам тюремного заключения за нарушение гражданских прав, рэкет и заговор. В 2007 году он умер в тюрьме.

Неонацизм и обращение к нацистской Германии являются заметным компонентом белого экстремизма и в значительной степени супрематизма в Соединенных Штатах. Часто супрематизм и нацизм в США создают неразделяемую амальгаму. Отец современного американского неонацизма — это Джордж Линкольн Рокуэлл (1918—1967). Рокуэлл — отставной подполковник американских ВВС, публично развивал неонацистскую идеологию в США с конца 1950-х годов. Рокуэлл сформулировал три положения, которые легли в основу американского неонацизма и стали его национальной особенностью:

а) Рокуэлл переосмыслил базовое расовое понятие нацистов — «арийцы», включив в него на расовом основании по принадлежности к «белым» представителей народов Юга и Востока Европы, которых ранее идеология германского нацизма не считала «арийцами»;
2) Рокуэлл отрицал нацистский холокост;
3) Рокуэлл поощрял связь неонацизма с христианской религией. В 1960-х он взаимодействовал с организацией, занимавшейся пропагандой расистской идеологии на основе христианской идентичности. Вспомним, что традиционная германская нацистская идеология апеллировала либо к атеизму, либо к языческим германским культам.

В марте 1959 года Рокуэлл основал Американскую нацистскую партию (ANP). В январе 1967 года он преобразовал ее в Национал-социалистическую партию белых людей (NSWPP), т. е. организационно соединил идеологию неонацизма и белого супрематизма. Рокуэлл изобрел новый девиз-приветствие американских неонацистов — «White Power», вместо прежнего немецкого «Sieg Heil». Надо заметить, что лозунг white power («белая сила») был репликой-ответом на название программной книги «Black Power» лидера движения за права чернокожих «Черные пантеры» Стоукли Кармайкла.

После убийства одним из сопартийцев Рокуэлла его Национал-социалистическая партия белых людей пережила кризис. Вышедший из нее Фрэнк Коллин (род. 1944) в 1970 году основал собственную Национал-социалистическую партию Америки (NSPA).

Из другого осколка ANP Роберт Бреннен и Клифф Черрингтон в 1974 году основали Национал-социалистическое движение (NSM). На сегодняшний момент именно NSM остается крупнейшей неонацистской группировкой в США. По состоянию на 2008 год в ней числилось около 500 членов и сочувствующих по всей территории Соединенных Штатов. Национал-социалистическое движение гибко относится к партийному членству, позволяя членам партии также участвовать в других белых экстремистских организациях.

Американские правоохранительные органы борются с NSM через осуждение ее активистов по уголовным статьям, связанным с незаконным оборотом оружия, наркотиков и др. — см. дело Джозефа Бенджамина Томаса и Самюэля Джеймса Джонсона в Миннесоте в 2012 году, Уильяма Уайта в 2014 году.

В год, когда было создано NSM, т. е. 1974 году, в Соединенных Штатах появилось движение, призывающее к белому сепаратизму. Это было явным ответом на развитие расового экстремизма чернокожих с его идеей «черного сепаратизма».

В течение 1980-х годов в Соединенных Штатах среди белых националистов наблюдалась активность, получившая название «неофолькиш» (neo-völkisch). Это было искусственное подражание немецкому культурному консервативному национализму конца ХIХ — начала ХХ века с оборонительным утверждением белой идентичности против модерна, либерализма, иммиграции, мультирасиализма и мультикультурализма. Некоторые из последователей «неофолька» являлись неонацистами и белыми супрематистами. Одной из особенностей «неофолька» стал всплеск интереса к неоязычеству с ориентацией на германскую и германо-скандинавскую мифологию. Религиозная и эзотерическая тематика ведет к тому, что часто «нео-фольк» приобретает характер новых религиозных движений. В крайних формах это можно наблюдать сейчас в США в неонацистских субкультурах в виде эзотерического гитлеризма и нацистского сатанизма. Подобная экзотика соседствует с практикой, когда руководство неонацистского национал-социалистического движения намеренно избегает риторики насилия и террористического ярлыка, изображая свою деятельность, как конституционную и ненасильственную. Но это только маскировка.

Что касается практического действия, то одним из ключевых идеологических руководств у американских нацистов и супрематистов числится роман-антиутопия Уильяма Пирса «Дневники Тернера», изданный в 1978 году. Пирс (1933−2002), по образованию физик и до 1966 года профессор Орегонского университета, сначала в 1960-е годы был близким соратником лидера американских нацистов Джорджа Линкольна Рокуэлла, а потом сам стал основателем в 1974 году ультраправого Национального альянса.

В романе Пирса в художественной форме изображено, как терроризм переходит в очистительную гражданскую войну против либерализма, «системы» и «вырожденцев». «Дневники Тернера» мотивируют подпольные ячейки или отдельных лиц осуществлять нападения и совершать террористические акты. Книга частично вдохновила ряд жестоких действий белых экстремистов-супрематистов и антиправительственных экстремистов, в частности, самого кровавого внутреннего террориста в США — Тимоти Маккея, взорвавшего федеральный центр в Оклахома-Сити в 1995 году. Согласно ФБР, когда речь идет о насилии, приписываемому белым экстремистам супрематистам, то террористы-одиночки, т. н. «одинокие волки», играют в нем важную роль. Таким образом, это тоже террористическая тактика, направленная на расшатывание США.

Роман Пирса стал самой читаемой книгой среди крайне правых экстремистов. Роман отражает собственные расистские взгляды автора и его религиозную философию. Утверждают, что всего в США было продано 500 тыс экземпляров этой книги. Значение художественного произведения для провоцирования террористической активности нельзя игнорировать, памятую собственный российский отечественный опыт. Во второй половине ХIХ века роман Николая Чернышевского «Что делать?» вдохновил первое поколение российских революционных экстремистов — сторонников «прямого действия» — «хождения в народ» и российских террористов из «Народной воли».

На практике книга Пирса пропагандирует не террор героев-одиночек, а массовый и организованный на национальном уровне террор, призванный развиться в направление гражданской войны. Общим местом стало то, что белые супрематисты разделят веру в неизбежность «расовой священной войны» (используется аббревиатура RAHOWA). Идея RAHOWA родилась в группе «Церковь Создателя», основанной Беном Классеном в 1973 году.

Второе серьезное основание идеологии белых супрематистов — это конспирология, т. е. вера в тайный заговор элитных групп во имя безраздельного господства над обществом. Например, террорист-одиночка Ричард Поплавски, убивший трех полицейских в Питтсбурге в апреле 2009 года, считал, что сионистский заговор контролирует правительство и крупные корпорации в Соединенных Штатах.

Многие белые супрематисты верят в существование в США в Вашингтоне «сионистского оккупационного правительства» (Zionist Occupied Government, ZOG). Согласно этой концепции, федеральное правительство США контролируется и манипулируется в интересах международного еврейства. ZOG, в свою очередь, контролирует в США средства массовой информации, искусство, религию, науку и образование

Отдельное направление в американском супрематизме занимает движение скинхедов. Движение скинхедов со своей субкультурой распространилось из Великобритании на США в 1980-е годы. С начала 2000-х годов движение скинхедов в Соединенных Штатах характеризовалось распространением региональных групп и не имело единой организации на всю страну. Но уже в середине 1990-х годов многие американские расистские группы скинхедов попробовали объединиться для формирования объединения Hammerskin Nation (HSN). В январе 2010 года ФБР выпустило бюллетень, в котором среди прочего подчеркивалось, что некоторые расистские группы скинхедов сформировали самый жестокий сегмент приверженцев белого супрематизма. В частности, утверждалось, что в период между 2007 и 2009 годами скинхеды были вовлечены в 36 из 53 случаев насилия, которые ФБР определило, как связанные с белым супрематизмом. Насилие является неотъемлемой частью расистской субкультуры скинхедов. Обычно скинхедов связывают с повседневным уличным насилием. Внешне их акции могут выглядеть как обычное хулиганство.

Антиправительственный активизм. Движение «милиции» и «суверенных граждан». К антиправительственным экстремистам в США относят самозваную «милицию» и т. н. «суверенных граждан». Ни членство в «милиции», ни пропаганда принципов «суверенного гражданства» не являются в США преступной деятельностью. Движение милиции стало заметным с 1990-х годов, как совокупность вооруженных, военизированных групп, сформированных для предотвращения вмешательства «чуждого правительства», под которым понималось правительство США. Участники движения милиции полагают, что правительство США манипулируется скрытым заговором, т. е. предъявляется вся та же идея ZOG. Идеология милиции опирается на опасение запрета свободного владения оружием, т. е. отмены 2-й поправки к конституции США. Некоторые приверженцы милиции верят в антисемитские и расистские идеологии и одновременно состоят в супрематистских и нацистских сетях. Группы милиции обычно объединяются вокруг конкретного лидера. «Ополченцы» могут собираться для военно-спортивных тренировок, для совместных упражнений на стрельбищах. От приглашенных инструкторов они практикуют навыки выживания, получают уроки по использованию оружия и наставления по идеологии движения. Некоторые группы милиции поддерживают специальные веб-сайты для сбора средств на нужды движения. Экстремисты в рамках движения милиции склонны накапливать полученное незаконно оружие и боеприпасы. Экстремисты в рамках этого движения полагают, что они имеют «право на организацию, покупку и использование огнестрельного оружия, обеспечение соблюдения закона против агентов правительства, которые ведут себя неконституционно».

Рост движения милиции был спровоцирован двумя вооруженными инцидентами в начале 1990-х годов — в августе 1992 года в Руби-Ридже, Техасе состоялось противостояние Рэнди Уивера и его семья с федеральными правоохранительными органами, и в феврале 1993 прошли громкие события вокруг религиозной секты Дэвида Кореша «Ветвь Давидова», опять же в Техасе. Ответом на эти инциденты стал известный теракт супрематиста Тимоти Маквея с подрывом федерального здания в Оклахома-Сити.

После некоторой паузы в начале нулевых в последнее десятилетие движение милиции переживает период нового возрождения и бурного роста. В ноябре 2011 года ФБР арестовало четырех военных отставников — Самуэля Дж. Крампа, Рэя Х. Адамса, Дэна Робертса и Фредерика У. Томаса, предположительно сформировавших в Джорджии группу милиции, и планировавших насильственные нападения на правительственных чиновников. В 2014 году несколько человек во главе с Кливеном Банди вступили в вооруженном противостояние с сотрудниками полиции на ранчо Банди в Бункервилле, штат Невада из-за исполнения судебного постановления, касающегося спора, связанного с выпасом крупного рогатого скота на федеральных землях. В 2015 году сыновья Банди — Аммон и Райан совершили вооруженный захват федеральной собственности в Национальном заповеднике дикой природы Малхур в штате Орегон. В 2016 году группа милиции планировала взрыв общежития в Гарден Сити, Канзас, в котором проживали беженцы из Сомали. Считается, что с движением милиции идеологически связан августовский 2017 года инцидент в Оклахоме с попыткой взрыва банка. Стало известно, что участник подготавливаемого теракта — Джерри Дрейк Варнелл получил то, что он считал, «бомбой в фургоне» от тайного агента ФБР. Т. е. в дело была замешана провокация.

Теперь о движении «суверенных граждан». В опросах, проведенных в 2014 и 2015 годах, представители правоохранительных органов США оценили риск терроризма от одного только движения «суверенных граждан» выше, чем даже риск от исламского экстремизма. ФБР определяет движение «суверенных граждан», как антиправительственное, участники которого считают, что хотя они физически и проживают в пределах «этой страны», они являются «суверенными» от Соединенных Штатов. В результате «суверены» не признают никаких правительственных полномочий, включая суды, налоговые органы, отделы автотранспортных средств или правоохранительные органы. Они не признают валюту Соединенных Штатов и утверждают, что они «свободны от каких-либо юридических ограничений». Поэтому они занимаются фальшивомонетчеством. Многие члены движения суверенных граждан считают, что правительство Соединенных Штатов является незаконным. Элементом идеологии «суверенов» является вера в заговор, ZOG и идеи белого супрематизма. «Суверенные граждане» отвергают легитимность большей части правовой системы США. Многие считают, что 14-я поправка к Конституции о предоставлении гражданства неграм увела нацию от ее первоначальных корней всеобщего права и прав государства в сторону «федеральной корпорации», которая юридически поработила всех. Именно 14-я поправка, с их точки зрения, сделала незаконным федеральное правительство, отменив права личности и заменив их системами тотального контроля.

Один из признанных идеологов движения «суверенов» Роджер Элвик создал концепцию «выкупа». Идея «выкупа» исходит из того, что когда Соединенные Штаты отказались от золотого стандарта во время Великой депрессии, то нация нашла способ «монетизировать» людей. Согласно теории Элвика, у каждого ребенка, родившегося в Соединенных Штатах и имеющего свидетельство о рождении, имеется счет в казначействе США, «оцениваемый от $ 630 тыс до более чем $ 3 млн». Счет рассматривается как залог против суверенных долгов государства. Сторонники выкупа утверждают, что граждане США могут получать деньги с этих счетов. Вот только правительство препятствует этому.

Некоторые суверенные граждане пытаются ограничить формальные связи с тем, что они считают «незаконным режимом». Для этого «суверенные граждане» в некоторых случаях создавали фиктивные организации и использовали поддельные валюты, паспорта, номерные знаки и водительские удостоверения.

Следование взглядам «суверенных граждан» и пропаганда их идеологии не является преступным действием в США, и многочисленные приверженцы движения «суверенных граждан» проявляют свои убеждения конституционным путем, в том же Интернете. Идеи, лежащие в основе движения «суверенов», возникли в 1970-х годах в связи с деятельностью крайне правой группы Posse Comitatus. На начальном этапе движения в его идеологии просматривались идеи белого супрематизма, но потом движение развилось дальше в направление антиправительственного активизма. В 1990-х годах в движение «суверенных граждан» было вовлечено 250 тыс последователей, и оно отметилось противостоянием с ФБР одной из своих групп, известной, как Freeman Montana. В 2010 году американская правозащитная организация «Южный центр борьбы с нищетой» (SPLC) оценила, что примерно 100 тыс американцев являются «правоверными суверенными гражданами», а еще 200 тыс начали с проверки «суверенных методов» противодействия всему: от штрафов по превышению скорости до обвинений по делам о наркотиках.

Движение «суверенов» включает в себя несколько организованных групп. Например, «Республика для Соединенных Штатов Америки» (RuSA) базируется на штате Алабама. RuSA является преемником группы «Хранители свободных Республик» (GFR), которая прославилась тем, что в 2010 году направила письма губернаторам всех 50 штатов США с призывом к ним покинуть их пост. По оценке ФБР, «суверены действуют как люди без установленного руководства и объединялись только в слабо связанные группы для обучения, помощи друг другу в оформлении документов, или общения и обсуждения идеологии». В движении участвуют лидеры, которые известны по обращениям в Интернете, в печатных изданиях или через семинары-практикумы. Влияние этих «гуру» очень важно для «суверенов».

Из преступной деятельности «суверенов» известны еще использование и продажа фальшивых дипломатических паспортов и дипломатических номерных знаков. Они широко практикуют т. н. «бумажный терроризм», который можно определить, как ненасильственные преступные действия, совершаемые гражданами, и связанные с подачей мошеннических исков в суды и налоговые органы на противников движения или государственных служащих в надежде на то, что таким способом можно будет запугать их и лишить уверенности в противостоянии с «суверенами».

Отчасти, действия «суверенных граждан», по-видимому, мотивировано скорее экономическим интересом, чем идеологией. Это включает в себя разработку схем пирамид и других «хитрых схем» инвестиций, использование мошенничества с фиктивным доверием, мошенничества с недвижимым имуществом и различные виды налоговых мошеннических действий. Так, например, в ноябре 2011 года «суверены» — супруги Монти и Патрисия Эрвин были осуждены в федеральном суде за уклонение от уплаты налогов и за обман США. «Суверенные граждане» Эрвины «заработали» незаконно более $ 9 млн от инвестиций в недвижимость, которой они владели.

Кроме ненасилия, некоторые «суверенные граждане» были вовлечены в жесткие столкновения с сотрудниками правоохранительных органов. В июне 2016 года «суверен» Гэвин Лонг убил трех полицейских и ранил трех других в Батон-Руж, штат Луизиана, до того, как полиция сразила его. В мае 2010 года двое «суверенов» отец и сын Кейны открыли огонь по полицейским в Мемфисе. Заговорщик по делу в Оклахома-Сити Терри Николс оказался еще и членом движения «суверенных граждан». Об этом он заявил на трех своих судебных делах. Помимо вооруженных эксцессов, массовая противоправная активность «суверенов» отнимает много сил у американских подразделений, работающих по внутреннему терроризму.

***
Недавно ФБР заявило, что белые супрематисты «обычно предвосхищают» войну против своих противников. Что бы это означало? В 2016 году в мировой прокат компанией Grindstone Entertainment Group был запущен триллер под названием «Imperium» [http://www.imperiumthemovie.com/]. В российском кинопрокате картина получила название «Абсолютная власть». Этот фильм является иллюстрацией американского экстремизма и внутреннего терроризма по части идеологии супрематизма и американского неонацизма. Кроме того, «Imperium» оказался, как бы предвидением нынешних событий в Шарлоттсвилле. В игровом фильме показана стратегия и тактика движения, его разделение на легальную и нелегальную часть и их взаимодействие в процессе, автономные ячейки экстремистов и террористов и их взаимодействие. Т. е. в фильме иллюстрируется т. н. «децентрализованная угроза», когда подозреваемые во внутреннем терроризме обычно действуют самостоятельно или в небольших независимых группах.

Показано определенное бессилие ФБР из-за невозможности противостоять легальной части движения, действующей в рамках конституции. Когда проникший в экстремистское движение главный герой — агент ФБР (актер Дэниел Рэдклифф, известный в кино по роли Гарри Поттера), по сюжету в «Imperium» он выполняет функцию провокатора, попытался в обмен на информацию вручить крупную сумму на поддержку движения «идеологу» Далласу Вольфу (актер Трейси Леттс), то последний прямиком направился с доносом в ФБР на «сумасшедшего активиста». Легальная часть движения дистанцируется от нелегальной. В фильме показано, что для борьбы с экстремистами ФБР прибегает к рисковым методам провокации, прямо финансируемым наличностью из бюджета организации. Разумеется, в финале фильма добро побеждает зло, и «Гарри Поттер» предотвращает крупный террористический акт с использованием радиоактивных материалов, подготавливаемый ячейкой супрематистов. Но… начальник подразделения ФБР Анджела Зампаро (актриса Тони Коллетт) признается этому своему успешному секретному агенту: «Ты лучше всех подходил на эту работу. Почему, ты думаешь, я выбрала тебя? Я знала, что ты их поймешь»… Оказывается, по фильму, для того, чтобы победить террористический заговор, агенту надо было проникнуться идеями супрематизма и симпатиями к деятелям террористической ячейки. О главном террористе и о других «Гарри Поттер» в финале фильма сказал следующее: «Он мог бы быть возвышенным созданием. В нем было много сил, которые могли бы создать прекрасный образ, будь они направлены разумней»…

Таким образом, в ФБР признают, что в случае с белым супрематизмом федеральному государству противостоят люди идейные — идеалисты, готовые отдать жизнь за свою идею. Страстный эгалитаризм, романтическая готовность к самопожертвованию, кодекс чести, бесстрашие перед лицом смерти — это традиционные ценности американского радикализма. И супрематистские заговорщики здесь не являются исключением.

Как это не покажется парадоксальным, но подобная этика в американском внутреннем терроризме супрематистов формируется общим американским культурным нарративом с его культом свободы, вооруженной борьбы и прямого действия во имя свободы, а также формируемая местным образованием и культурой специфическая американская историческая память с ее пиитетом «борьбы за свободу» и борьбы с государством, как чуждой силой. Между тем, в основании США лежала американская революция и гражданская война с их жестким насилием и кровью против старого порядка. В США создан культ этих событий и их деятелей. Но, если к этому культу подходить, с точки зрения, современных американских правоохранителей, борющихся с внутренним экстремизмом и терроризмом, то тогда, например, окажется, что т. н. «бостонское чаепитие» 1773 года, ставшее предвестником американской революции и войны за независимость — это типичный террористический акт с захватом и уничтожением чужой собственности. А отцы-основатели США — это типичные мятежники, составившие заговор в Филадельфии. Другой пример.

Первые строчки одной знаменитой песни Гражданской войны 1861—1865 годов, легшей в основу официального «Боевого гимна Республики» — т. е. гимна американских вооруженных сил: «John Brown’s body lies a-mouldering in the grave. His soul’s marching on!» (Тело Джона Брауна лежит в земле сырой, а душа его стремится в бой). Но кто такой этот самый Джон Браун, с точки зрения современных американских правоохранителей с их трактовками внутреннего экстремизма и терроризма? Ведь Джон Браун, руководствуясь радиальной идеологией аболиционизма, составил заговор и с группой своих сторонников захватил в 1859 году в Хаперс-Ферри, Вирджиния федеральный арсенал, доверху набитый оружием, которого хватило бы на две армии. При этом от рук «боевиков» Брауна случайно погибли непричастные гражданские лица. Разумеется, Брауну не удалось поднять восстание рабов, т. е. «чужой собственности, но его рейд на Харперс-Ферри, суд над ним и казнь приблизили начало гражданской войны. Но если бостонским «чаепитчикам» и Джону Брауну удалось подтолкнуть события в нужном направлении и развязать гражданские войны, то почему бы не попробовать повторить подобный подвиг современным идейным адептам американского супрематизма? Такова историческая подкладка этики внутреннего терроризма в США в его отдельных направлениях белого национализма.

(1) Четырнадцать слов Лейна — это «We must secure the existence of our people and a future for white children». Последователи супрематизма изображают этот лозунг Лейна простым числом «14». Число «14» считается в США главным символом ненависти супрематистов. Если к числу 14 добавляются еще две восьмерки, и формула приобретает подобный вид — «1488» или «14/88», то это отсылка к неонацизму, поскольку цифра 8 является обозначением латинской буквы «H», и две восьмерки обозначают «Heil Hitler». Заметим, что Центральный Организационный Комитет «Русского марша» 3 ноября 2013 года утвердил для своего мероприятия следующий русифицированный вариант 14-ти слов Лейна: «Мы должны сохранить нашу русскую землю ради будущего нашего народа и будущего русских детей».

https://eadaily.com/ru/news/2017/09/14/vnutrenniy-terrorizm-ssha-suprema...

Страны: 
Эксперты: