Кремль предложил Лукашенко вместо откатов общий Шенген

Москва и Минск могут подписать соглашение о взаимном признании виз до конца 2017 года.

Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники в МИД РФ. Российское внешнеполитическое ведомство совместно с МВД, ФСБ и Минтрансом ведет активную работу над проектом этого межправительственного соглашения, а также по другим вопросам, связанным с въездом иностранных граждан на территорию Союзного государства России и Белоруссии. Оно должно стать частью плана по формированию единого миграционного пространства Союзного государства на 2017−2020 годы. Кроме того, в Москве надеются, что договор поможет снять часть претензий белорусской стороны.

Напомним, что в середине августа президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в отношениях между странами начались «откаты», и в качестве примера привел ситуацию с пересечением границы.

«Мы гордились тем, что у нас равные права для россиян и белорусов. Сегодня уже начинаем шалить на границе, пограничников россияне вывели на границу, таможенники начинают себя вести непонятно как, блокируют товары. Люди из третьих стран только через международные пункты пропуска — то есть недоверие уже к нам. В этом серьезная опасность, мы начинаем откатываться», — заявил Лукашенко.

Впрочем, в Москве считают, что претензии белорусского лидера не совсем обоснованные. Дело в том, что пограничные отношения между странами регулируются двусторонним Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 1995 года. В нем говорится об «открытости» российско-белорусской границы, но также и о том, что стороны будут осуществлять пограничный контроль на внешних границах «с третьими государствами».

Позднее беспрепятственный проезд граждан России и Белоруссии через границу был законодательство оформлен соответствующим образом. Но часть в отношении иностранцев осталась не урегулированной. Фактически, иностранных граждан пропускали через российско-белорусскую границу без контроля без всяких на то оснований.

Ситуация изменилась осенью прошлого года, когда Россия по соображениям безопасности решила пускать иностранцев только через пункты пропуска, предназначенные для международного сообщения. На российско-белорусской границе таких пунктов не было. Несмотря на это, в январе 2017 Минск объявил о введении безвизового режима для граждан 80 стран, в том числе Евросоюза и США, для краткосрочных визитов. Это привело к тому, что в ФСБ распорядились установить пограничную зону в регионах России, граничащих с Белоруссией.

Российские власти объяснили это необходимостью «создания условий охраны государственной границы РФ». В распоряжении говорится, что подобные меры усилят охрану государственной границы России и позволят проводить «мероприятия по профилактике правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов». Это не понравилось белорусским властям, и Александр Лукашенко вскоре после этого обвинил Кремль в издевательском отношении к Минску, а затем и вовсе в неготовности к созданию Союзного государства.

До восстановления полноценного пограничного контроля между странами дело не дошло, но авиарейсы между ними были переведены в международные секторы аэропортов. Граждане Союзного государства по-прежнему могут летать по внутренним паспортам без прохождения пограничного контроля, а вот иностранцам придется пройти проверку.

Источник «Коммерсанта» в одной из российских госструктур сообщил, что в Москве недавнюю критику Александра Лукашенко восприняли «с недоумением». «Ни о каком откате или недоверии речи нет. Вопрос о пересечении внутренней границы Союзного государства иностранцами до конца не урегулирован, мы над этим работаем — совместно с белорусскими коллегами. Но до принятия соответствующего законодательства граждане третьих стран формально не имеют права приезжать к нам из Белоруссии наземным путем, и в Минске об этом знали всегда», — цитирует его издание.

Эксперт по проблемам российско-белорусских отношений НИУ ВШЭ Дмитрий Болкунец считает, что подписание межправительственного соглашения могло бы не только снять взаимные претензии стран, но и позитивно сказаться на развитии туризма.

— Если такого рода соглашение будет подписано, оно окажет заметный эффект и на бизнес-сообщество, и на сферу туризма для обеих стран. В большем выигрыше окажется Белоруссия, потому что трафик туристов, которые прибывают на территорию России, выше. Если она сможет себя позиционировать, как привлекательную туристическую страну, часть людей может заехать из России и в Белоруссию.

Россия также выиграет от этого. Белоруссия — это транзитное государство и выход в Европу. Для туристов, которые посещают РФ и въезжают, например, с территории Польши, будет большим облегчением то, что нужно получать только одну, а не две визы. Можно будет без проблем доехать от Бреста до Владивостока. Так что это крайне важный шаг, и нужно разрешить все политические разногласия для подписания соглашения.

«СП»: — Нет ли в таком соглашении угрозы для безопасности?

— Не думаю. Если будет общая виза, то она предусматривает и обмен данными. Напомню, что в рамках Союзного государства существуют списки лиц, нежелательных для посещения. Если какому-то гражданину запрещен въезд в Россию, он и в Белоруссию не сможет въехать.

Хотя бывают исключения из правил. В этом году мы дважды наблюдали в медийном пространстве появление на территории Белоруссии лиц, которые были не въездными на территорию РФ. Но белорусский МИД в лице министра Владимира Макея добивался разрешения на въезд этих лиц на территорию страны (речь идет о писателе Сергее Жадане и корреспондент Виталии Сизове, — прим. ред). Возможно, межправсоглашение поможет урегулировать и эти вопросы.

Более того, я считаю, что эту практику нужно распространить на территорию всего Евразийского экономического союза. Это важно для развития туристического потенциала ЕАЭС.

«СП»: — Так ли нужно это соглашение? Ведь до этого обходились без него?

— Нужно понимать, что со времен грузинского конфликта 2008 года республика Беларусь выступала в качестве хаба для лиц, которые не могли посетить Россию напрямую. То же самое случилось после украинского конфликта, когда большая часть авиатрафика пошла через аэропорт Минска.

Когда Минск в одностороннем порядке ввел безвизовый режим для граждан 80 государств, он, очевидно, преследовал цель по привлечению туристов. Но проблема контроля, точнее, его отсутствия, стала ключевой, и Россия стала закрывать свои границы.

Единая виза позволит службам, которые отвечают за въезд иностранных граждан, получить доступ к информации о лицах, приехавших в страну. Это повысит прозрачность этих процессов.

Нечто подобное существует в Шенгенской зоне, где человек может получить испанскую визу, но ехать в любую другую сторону Евросоюза. Крайне важно при этом иметь доверие между странами и не нарушать принципы, о которых договорились.

Стоит добавить, что в следующем году Россия принимает Чемпионат мира по футболу. Это означает наплыв туристов, поэтому крайне важно успеть подписать документы до этого момента. Тогда все туристы смогут воспользоваться преимуществами посещения Союзного государства по общей визе.

Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов считает, что для подписания соглашения нужна готовность Минска координировать свою политику с Москвой.

— Нынешние проблемы связаны с тем, что Минск без консультаций с российскими службами ввел так называемый краткосрочный безвизовый режим для граждан Евросоюза и ряда других стран. Понятно, что у России подобных взаимоотношений с европейскими странами нет. Более того, Белоруссия ввела этот режим в одностороннем порядке, для ее граждан таких преференций в ЕС нет.

В Минске говорят, что это сделано для привлечения туристов. Что ж, это их суверенное право. Но понятно, что такой шаг поставил под сомнение ряд совместных достижений по созданию единого пространства России и Белоруссии в рамках Союзного государства. Россия озаботилась восстановлением приграничных постов на основных автомобильных магистралях. Потому что при желании любой пассажир или турист, который хотел бы нелегально посетить Россию, мог без виз прилететь в Минск и оттуда приехать в нашу страну.

Кстати, Россия предложила Белоруссии поставить совместные пограничные посты в пунктах прилета так называемых безвизовых пассажиров, чтобы мы могли понимать, кто попадает в наше совместное пространство. Было также предложено использовать совместные базы нежелательных лиц и так далее. Но Белоруссия на все эти предложения ответила отказом. Это поставило нашу безопасность под угрозу и вызвало соответственные действия с нашей стороны.

Сегодняшнее продолжение этой истории логично. Но как бы кто ни хотел взаимного признания виз, для того, чтобы это произошло, нужна скоординированная общая политика. Если Минск желал проводить такие вещи в жизнь, он должен был советоваться с Москвой. Если сегодня они готовы двигаться в этом направлении и обсуждать подобные инициативы, думаю, ситуация выправится, и соглашение может быть подписано. Если же будут продолжаться эти странные демарши с круглыми глазами и разговорами в духе «а что такого», то отношения будут ухудшаться и дальше.

«СП»: — С чем связано нежелание Минска координировать свою миграционную политику?

— Мне сложно судить об этом. Это как минимум глупость, а как максимум — демарш с целью испортить отношения. Причем с белорусской стороны мы часто слышим аргументы с нотками шантажа о том, что Белоруссия — наш ближайший партнер и союзник, поэтому мы должны… И дальше идет перечень на десять страниц того, что мы им должны, начиная от бесплатного газа и кончая всем остальным. Такая манера вести дела неприемлема и ничем хорошим не закончится.

http://svpressa.ru/politic/article/180004/?rss=1