В Европейском Союзе, только недавно преодолевшем финансовый кризис, назревает новый - на этот раз политический, пишет Bloomberg.
У Брюсселя и ряда стран Восточной Европы возникают разногласия в отношении принципа верховенства права."Битва" между Брюсселем и польскими властями из-за планов Варшавы поставить судебную власть в более зависимое положение от исполнительной раскалывает Евросоюз на два лагеря.
Главную роль в этом противостоянии играют Польша и Венгрия, которые "ведут политическое наступление на демократические институты", подчеркивает автор. Лидеры этих стран упрочили свои позиции в связи с президентством Дональда Трампа в США и решением Великобритании выйти из ЕС. Центробежным тенденциям активно противостоят канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон. Перед их оппонентами из Восточной Европы маячит перспектива политических и даже экономических ограничений.
"Линии раскола" между ЕС и восточноевропейскими государствами.
1. Польша - проведение новой судебной реформы, которая увеличит влияние государства на судебную систему, введение поправок к закону о Конституционном суде, отказ принимать беженцев по квотам, установленным ЕС.
2. Венгрия - отказ принимать беженцев, принятие закона о государственном контроле над некоммерческими организациями (НКО), которые получают иностранное финансирование.
3. Румыния - попытка декриминализировать некоторые виды коррупционных преступлений.
4. Чехия - отказ принимать беженцев.
5. Болгария - проблемы в борьбе с коррупцией.
По мнению автора, правящая в Польше партия "Право и справедливость" с самого момента прихода к власти в октябре 2015 года стремится "размыть" демократические институты в стране. В ответ на польскую судебную реформу Еврокомиссия запустила в отношении страны санкционную процедуру, что в итоге может привести к потере Варшавой права голоса в Совете ЕС.
Автор утверждает, что венгерский премьер-министр Виктор Орбан стремится построить "нелиберальное" государство по модели России или Турции. Принятый в Венгрии закон о государственном контроле над некоммерческими организациями, получающими финансирование из-за рубежа, грозит стране исками со стороны Евросоюза.
Наконец, такие восточноевропейские страны, как Чехия и Румыния, также вступают в противоречия с курсом ЕС, отказываясь принимать беженцев или пытаясь декриминализовать часть преступлений, связанных с коррупцией.
В Германии уже выдвинули предложение связать выделение финансовой помощи в рамках ЕС с соответствием той или иной страны "фундаментальным ценностям" Европы, чему активно сопротивляются Польша и Венгрия, пишет Bloomberg.
Депутат Европарламента от Люксембурга Вивиан Рединг, ранее занимавшая должность комиссара ЕС по юстиции и в этом качестве неоднократно сталкивавшаяся с венгерским премьером Орбаном из-за функционирования судебной системы в стране, считает подобные меры совершенно правильными.
Самый лучший способ повлиять на такие правительства, как польское - увязать вопрос с деньгами. Это единственный довод, который они понимают.
Уже в течение многих лет европейские политики стремились устранить несоответствие между нормами, соблюдения которых требовали от новых членов, и теми, которые были установлены для стран, уже состоявших в Евросоюзе. Тем не менее, вмешательство во внутреннюю политику демократически избранных правительств остается чувствительным вопросом для всех сторон, подчеркивает автор.