Армен Гаспарян & Алексей Мартынов: "Что же Додон?". Эфир радио "Спутник" 31.05.2017

Здравствуйте. Громкий скандал в Молдове. Пять российских дипломатов объявляются персонами нон грата. О том, что произошло, будем сегодня говорить с известным политологом директором МИНГ Алексеем Мартыновым.
- Алексей, многие искренне считали, что после победы Додона на выборах, те печальные инциденты, которые происходили с российскими журналистами, политологами, политиками по объявлению их персонами нон грата закончились. Но последние события демонстрируют обратное. Что происходит в Республике?
-Мы все на это надеялись, в том числе и мы с тобой. Экспертиза требует личного присутствия время от времени, а не дистанционных исследований. Важно отметить, кто эти пятеро российских дипломатов. Это военный атташе и четыре члена ОКК. Четыре официальных представителя, один из которых должен участвовать в заседаниях этой комиссии.
Если его нет, то комиссия неправомочна. Никого другого назначить туда нельзя. Потребуется достаточно длительное время для согласования между сторонами.
А второе обстоятельство интересное – совпадение: сегодня до 00.00 часов пятеро россиян дипломатов должны покинуть территорию РМ, а сегодня уже с 00.01 на украинской границе со стороны Приднестровья встали совместные посты молдавских и украинских пограничников. Весьма странное совпадение!
Еще один интересный момент связан с тем, что буквально несколько дней назад из Вашингтона, из американского турне вернулся председатель правящей демократической партии и по совместительству единственный олигарх Молдавии и хозяин всей Молдовы Владимир Плахотнюк.
Вот буквально он возвращается из США и сразу все эти процессы начинают происходить. Как рассказывают некоторые источники в Кишиневе, в том числе Плахотнюк ездил в Вашингтон согласовывать новый план реинтеграции Молдавии, который подразумевает насильственную денацификацию приднестровцев, причем по двум сценариям: один условно-добровольный, а другой принудительный.
В этом плане участвует, естественно Украина, которая блокирует со своей стороны границу и все развивается по их замыслу.
Что же Додон? Действительно, Президент, избранный в прошлом году, победивший во втором туре Майю Санду пускай на несколько процентов голосов, но, тем не менее, вступивший в должность.
Трижды посещавший Москву за эти полгода. Сейчас у него четвертый визит. Он находится в эту минуту в Санкт-Петербурге на представительном экономическом форуме.
Все его выступления в России перенасыщены российской риторикой, о дружбе и любви, о развитии отношений.
Но по возвращению домой в Молдавию эти слова превращаются в пустое место, там он говорит о том, что Приднестровье обязательно будет поглощено Молдовой и тому подобное.
Тем не менее, если вдруг у него состоится встреча с российским Президентом, не знаю, как он будет смотреть в глаза Владимиру Путину после такого демарша, и представлять ситуацию – мол, это не я, а правительство, парламент (а Молдова – это парламентская Республика), я то ЗА, а плохие люди, плохиши – ПРОТИВ. Не серьезно все это.
Особенно на фоне гипер-опасной ситуации вокруг Приднестровья, которая активно моделируется молдавскими властями и их украинскими партнерами, при согласовании с коллективным Западом.
- Додон попросил Москву не делать ответных резких движений, которые полагаются в данном случае по дипломатическому протоколу и российский МИД уже заявил о том, что ответные шаги предприниматься не будут. Но ведь понятно, что подобная постановка вопроса долго существовать не может. У Додона хватит решимости каким-то образом влиять на эту ситуацию, переставая быть Президентом с ограниченными возможностями хотя бы внутри страны?
Судя по всему, ответная реакция отложена до возможной сегодняшней встречи, если она действительно состоится. Но совершенно точно ясно – если Президент Додон по разным причинам не может чего-то делать, полномочий не хватает, возможностей, парламентского представительства, то политик Додон безусловно должен реагировать на подобные вещи.
Если он сумел собрать чуть больше половины голосов на президентских выборах, чуть больше половины страны за него проголосовало, как за перспективного политика, который шел к власти на пророссийской риторике, на обещаниях восстановить добрые отношения с Россией, соответственно, вот такой политик, конечно, может и должен действовать.
Он может призвать всех своих сторонников протестовать против подобного положения вещей. В конце – концов, когда-то это должно закончиться!
Но, Армен, есть у меня сомнения, что Додон вспомнит о том, что он политик и лидер партии, уж больно комфортно он чувствует себя в роли Президента, такого представителя своей страны, которого везде принимают, встречают на разных банкетах, раутах.
Вот он с Эрдоганом, вот в Москву едет, вот в четвертый раз за полгода планирует под телекамеры встретиться с Владимиром Путиным, стреляет в полдень из Петропавловской пушки, живет комфортно и презентабельно, а жизнь молдавского политика внутри страны связана с нервами, рисками, возможными репрессиями.
Мы же видим, что сегодня происходит в Молдавии, где установлен полицейско-олигархический режим имени этого самого Плахотнюка. Там не согласных оппозиционеров по сфабрикованным делам в тюрьмы сажают. Вот нас с тобой не пускают и объявляют нон-гратами, то своих там не щадят и просто «закрывают» и это еще не худший вариант. За последние несколько лет случился ряд загадочных смертей среди политиков и бизнесменов.
Вот такая у них веселая молдавская жизнь и мне кажется, что Додон побаивается вспоминать о том, что он политик.
Хотя, конечно, ответственный политик , и настоящий президент, который претендует на статус национального лидера должен беспокоиться в первую очередь о судьбе своего народа и государства, а не о собственном комфорте.

Страны: