Майя Гришина рассказала, над чем работает ведомство в преддверии муниципальных и президентских выборов
В ближайшие дни Центральная избирательная комиссия (ЦИК) России утвердит подзаконный акт к закону «О выборах президента РФ», внесенный группой сенаторов. О его положениях, идее снижения муниципального фильтра, молодежной электоральной концепции и голосовании через интернет корреспонденту «Известий» Ангелине Галаниной рассказала секретарь ЦИК России Майя Гришина.
— ЦИК собрала предложения партий по изменениям избирательного законодательства. Самое частое — просьба отменить муниципальный фильтр. Рассматривает ли комиссия такую возможность?
— Есть международная рекомендательная норма, согласно которой изменения избирательной системы должны происходить не позднее чем за год до выборов. Сейчас идет активная подготовка к губернаторским выборам. Не думаю, что законодатель сейчас будет спешно менять правила игры. Это надо делать заранее.
Некоторые партии выступают за отмену или упрощение муниципального фильтра. Но идея действующего закона не в фильтре, а в поддержке — в обеспечении того, чтобы кандидаты, которые выдвигаются на должность губернатора, были людьми известными муниципальным депутатам и главам. В этом и есть смысл муниципальной поддержки, а не в установлении каких-то препятствий. Понятно, что такая поддержка предъявляет к кандидатуре дополнительные требования.
Обращает на себя внимание проект, в котором предлагают исключить норму, согласно которой депутат может поддержать кандидата только от одной партии. Этот вопрос будет дискутироваться в Госдуме. Председатель ЦИК Элла Памфилова считает, что это обсуждаемо. Но, как я понимаю, это будет рассматриваться уже после президентской кампании.
— То есть ЦИК все-таки может рекомендовать снизить муниципальный фильтр? В Москве он высокий — 10%...
— Мы за конкурентность выборов. Объективно к этому, конечно, ведет снижение порога. Федеральный законодатель предложил вилку — от 5 до 10%. Но это — на усмотрение законодателя субъекта Российской Федерации, и не зря так сделано: иногда 10% меньше 5% — всё зависит от того, насколько большой депутатский корпус в субъекте. Проценты считаются от абсолютного числа депутатов, а оно зависит от деления субъекта Российской Федерации на муниципальные образования. У нас очень разнородные субъекты по количеству избираемых депутатов, процент зависит от архитектуры местного самоуправления, выстроенной в каждом субъекте.
Поэтому не только процентами все меряется. При выборе порога законодатель субъекта Федерации должен руководствоваться также оценкой состояния партийно-политической системы в регионе — в некоторых субъектах до 70 региональных отделений партий, а где-то действуют только четыре парламентские партии.
Законодателю субъекта при определении порога надо ответственно подходить к оценке практического применения фильтра, он должен быть проходимым. Это обсуждалось и в Конституционном суде, где отметили, что законодатель может установить дополнительные критерии для претендентов на пост губернатора, но они не должны носить непосредственно ограничительный характер, априори не пускать никого на выборы. В каждом субъекте этот порог надо оценивать персонально, нельзя говорить, что 5% — это здорово, а 10% — нет.
— А конкретно в Москве?
— Давайте сначала посмотрим численность депутатского корпуса. Сейчас как раз идет «нарезка» округов, где 10 сентября пройдут выборы в Москве. Она и покажет, 10% — это много или мало. Учитывая, что срок выборов мэра города — через год после муниципальных, там уже законодатель разумно подойдет к вопросу оценки. Возможно, другой процент установит.
— Если ЦИК все-таки придет к выводу, что фильтр стоит снизить, можно ли ожидать соответствующих рекомендаций?
— ЦИК оценит его на соответствие законодательству. Да, у нас может быть общая позиция, но какой она будет относительно Москвы через год после муниципальных выборов, я пока не могу сказать.
— Готово ли положение, которое ЦИК должна утвердить в соответствии с поправками в федеральный закон «О выборах президента РФ», внесенных сенатором Андреем Клишасом?
— Активно работаем над подзаконным актом, который обозначен в поправках. Плановый срок — конец марта. Рабочий вариант сначала обсудим у себя. К первому чтению, которое состоится в середине апреля, законодатель должен получить доклад. А утверждение будет только после вступления в силу закона. Все промежуточные варианты и их обсуждение, естественно, предполагаются.
— Что будет в подзаконном акте, можете рассказать?
— Цель этих нововведений — упрощение для гражданина процедуры попадания в список избирателей, участие в выборах по месту своего фактического нахождения, учитывая высокую мобильность российского населения и то, что институт открепительных удостоверений не позволял, как показала практика, реализовать права тех, кто проживает не по месту регистрации. Наша задача — учесть эту категорию граждан, чтобы они могли по месту нахождения заранее подать юридически значимое заявление и попасть в список избирателей. Прорабатываем вариант подачи заявления через портал госуслуг, там гражданин идентифицирован. Другой вариант — личная явка в территориальный избирком по месту нахождения с подачей заявления. По каналам связи ГАС «Выборы» будет передана необходимая информация, и человек будет включен в список избирателей. Все предлагаемые ЦИК решения должны соответствовать запросам информационного общества.
Основными задачами сейчас являются оценка объема информации, которую предстоит обработать для включения граждан в списки избирателей по месту нахождения, подготовка техники и кадров для такой обработки. Также требуется продумать все нюансы для обеспечения прав разных категорий избирателей: как тех, кто уже давно проживает вне места своей прописки, так и тех, кто уезжает из дома по делам, которые нельзя отложить в день голосования: тех, кто попал в больницу, находится в санатории, в командировке или в гостях, ухаживает за больными или престарелыми родственниками. Надо решить одновременно несколько задач. Во-первых, требуется включить гражданина в список избирателей там, где ему это удобно. Во-вторых, необходимо исключить злоупотребление правом, то есть неоднократное включение в список и, соответственно, возможность неоднократной подачи голоса. В-третьих, обеспечить прозрачность и общественный контроль.
— Стоит ли ждать в ближайшее время введения голосования в интернете?
— Интернет-голосование — это в некоторых странах современный аналог досрочного голосования, только оно носит еще и дистанционный характер. Где бы ты ни находился, можешь своего кандидата поддержать. Это удобно. Однако далеко не везде такая форма голосования применяется.
— Оно бы во многом спасло ситуацию в труднодоступных местах, сэкономило бы расходы на выборах...
— Несколько лет назад эта тема в ЦИК обсуждалась, но у меня по поводу труднодоступных мест определенный скепсис был. Там, где транспорт не ходит, а интернет есть, это спасет ситуацию, но в основном интернет-голосование — это для тех мобильных граждан, которые проживают в мегаполисах или за границей. Если смотреть на мировую практику, возможны взломы, доступ хакеров к персональным данным избирателей. Кроме того, отсутствуют гарантии, что человек проголосовал лично и свободно.
Человека, который голосует через интернет, надо безошибочно идентифицировать. Чтобы вместо меня никто не проголосовал, я должна иметь идентификационную электронную карту и считыватель, позволяющий с домашнего компьютера определить меня на другом конце, в избиркоме. Затем нам надо обеспечить тайну голосования, то есть должны быть произведены две взаимоисключающие процедуры. Некоторые считают, что технически это решаемо, но риски есть, и многие страны не торопятся вводить интернет-голосование. И, кстати, там, где оно вводится, для гражданина это небесплатно — людям надо покупать картридеры. Зачастую возможность подачи голоса зашивается в виде чипа на банковскую карту. Иными словами, интернет-голосование нельзя ввести «одним кликом», требуется огромный комплекс мероприятий.
— Думские выборы перенесены с декабря на сентябрь, это было сделано за год до дня голосования. Планируется ли менять дату президентских?
— Насколько я вижу, законодатель не собирается ничего менять, всё состоится в марте следующего года. Мы готовимся к плановым выборам. ЦИК на то и существует как постоянно действующий орган, что готов проводить избирательные кампании тогда, когда решит законодатель. Плановая кампания хороша тем, что мы заранее подготовим нормативные документы, которые помогут кандидатам подготовиться, разработаем программу информирования избирателей. Во внеплановой всё делается «на бегу».
—- Правилами агитации на выборах не запрещено использовать различные мессенджеры и телеграм-каналы. Отслеживает ли ЦИК интернет-пространство?
— Да, в какой-то мере. Но поручить ЦИК мониторить всё интернет-пространство нереально. Мы тогда должны бросить все свои дела и увеличить штат на сотни единиц. Это скорее вопрос к спецслужбам. Они мониторят интернет на предмет, например, экстремизма. Любое ограничение должно исходить из посыла — для чего. Для телевидения ограничения понятны — кандидатам должен быть обеспечен равный доступ. А зачем делать ограничения в интернете, если все и так имеют этот равный доступ, который ничем технически не ограничен?
— Будет ли как-то совершенствоваться процедура проверки подписей в поддержку кандидата? Или, может, есть идея этот институт отменить?
— От данного института законодатель пока не предполагает отказываться, адекватных замен ему не предложено, большинством зарубежных стран такая практика поддерживается. В избирательные бюллетени все-таки надо попадать исходя из каких-то критериев. Сбор подписей — непростое мероприятие, но для президентских выборов, например, законодатель здорово снизил порог прохождения. Продвижение в этом вопросе есть.
— В ЦИК поддержали идею закона о праймериз, стоит ли ждать его появления?
— Мы разобрались с правовым режимом имущества избиркомов (кабинки, ящики для голосования), которое можно на время передавать партиям для проведения праймериз. Если вдруг на практике окажется, что регулятивных мер гражданского кодекса недостаточно, значит опять будем вопрос поднимать. Перед единым днем голосования эти процедуры пойдут, посмотрим новую практику.
— Будет ли ЦИК усиливать работу с молодежью, учитывая, что эта возрастная группа избирателей не так активно ходит на выборы...
— Разрабатываем концепцию информационно-разъяснительной деятельности, проведем студенческий конкурс и конкурс для молодых преподавателей. В регионах уже прошли дни молодых избирателей. Вообще мы нацелены на все категории избирателей, не будем специально кого-то выделять. Есть у нас традиция работать с будущими избирателями, и, как показывает многолетняя практика, она дает долгосрочные результаты. Я изучала этот вопрос, находясь в регионах. Спрашивала: «Зачем вы работаете со школьниками?» Говорят, что те, с кем начинали работать с младшего возраста, спустя десять лет пришли в избирательную систему — работать в участковых комиссиях, выдвигаться кандидатами. Региональные комиссии выработали интересные формы работы и, думаю, будут продолжать это делать.
— Это единичные случаи. Социологи предоставляют другие данные, из которых следует, что молодые люди в лучшем случае один раз в жизни приходят на выборы — когда получают паспорт. А большинство их игнорируют...
— Те комиссии, которые с молодёжью продуктивно работают, свой вклад и получают. Когда человек идет на выборы впервые, ему это интересно. Потом, действительно, наступает некий этап в жизни человека — 25–40 лет, когда он занят какими-то другими делами и выборами меньше интересуется. Люди объективно в это время заняты строительством карьеры, семьи и т.д. Вопросы функционирования государства для них иногда отходят на второй план. Но некоторые понимают, что от их участия в формировании власти зависит дальнейшая жизнь. То, как дальше избиратель будет жить, зависит от результатов голосования.
Полагаю, что основное, что привлечет гражданина на выборы, — это понимание того, для чего он участвует в выборах. Проще сказать, своего личного интереса в таком участии. То есть я — за осознанный выбор.