Свой прогноз по поводу политической линии, которой будет придерживаться новый президент США Дональд Трамп, 29 представил заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
Допускаете ли Вы, что победа Трампа была заранее предопределена группами элит, недовольных политикой Барака Обамы и связанных с ним корпораций, или в выборах все же присутствовал элемент конкуренции и неопределенности?
Самой большой ошибкой Обамы стала конфронтация с Россией, к которой он принудил весь Запад. Тактический успех оказался пирровой победой. Объединив вокруг себя Запад под знаменем антироссийской истерии, Америка потеряла глобальное лидерство, лидерство во всем остальном мире, который уже давно ждал появления другого полюса. На самом деле геополитической проблемой России все прежние годы было противоестественное позиционирование себя как второй после США великой державы западного толка. Ориентиры, навязанные российским элитам западными советниками, понаехавшими во времена Ельцина, медленно, но верно толкали Россию на геополитическую обочину. Они превращали нас в третьеразрядную страну, строящую экономическую и политическую системы по тому образу и подобию, который предлагался из-за океана. Россию учили демократии, учили бизнесу, навязывали народу чуждые культурные коды и т. д., и т. п. При таком раскладе без улыбки нельзя было воспринимать претензии на звание великой державы, которые Россия время от времени продолжала заявлять. Такой «Боливар» не мог выдержать двоих. И не выдержал. Как только Запад в лице Обамы махнул рукой на неповоротливую Россию и прекратил втягивать нас в западный проект, фактически объявив войну, все стало меняться. Все встало на свои места, как только в мире окончательно оформилось понимание того, что Россия — это не-Запад. Так что «спасибо» можно сказать Обаме за то, что он оказался таким нетерпеливым и захотел скорой победы.
Но кто такой Обама? Всего лишь менеджер. Россия мешала и мешает не Обаме лично, а тем, кто реально управляет миром — хозяевам транснационального бизнеса. Они не успокоятся. И в этой связи возникает вопрос: менеджер ли Трамп? Нам всячески пытаются доказать, что Трамп — не менеджер, не нанятый правлением гендиректор управляющей миром компании «США». Нам пытаются доказать, что Трамп — самоуверенный выскочка, умело воспользовавшийся возможностями американской демократии. И мы в это уже почти поверили. Посмотрите, говорят нам, он и с американскими элитами в конфликте по вопросам внутренней политики, и по-другому, совсем не в традиционном для Америки духе обещает выстраивать внешнюю политику. Как же такой маргинал смог, достигнув прежде успехов в бизнесе, пробраться в Овальный кабинет? Ну так это американская демократия такая, отвечают нам. У нас даже простой миллиардер с экстравагантными повадками может стать президентом. Это вам ничего не напоминает? Простой негр, простая женщина, простой бизнесмен… Склоняюсь к мысли, что Трамп такой же проект транснациональных корпораций, как и Обама, как и Клинтон. В какой-то момент умным людям стало ясно, что, продолжая политику Обамы, Америка потеряет весь мир. Да и внутри страны назревают противоречия. Ведь не сохранив стабильность в самих США, как в витрине свободного мира, нельзя управлять планетой. Миссия Трампа — расчистить авгиевы конюшни, оставшиеся после работы прежних администраций внутри США, и постараться заново обаять Россию на внешнем треке.
Будет ли Трамп играть на ослабление экономики Евросоюза?
Трамп не будет способствовать развитию экономики Евросоюза. Он будет действовать в интересах американской экономики, а это, соответственно, будет ослаблять экономику Евросоюза. Главным союзником США в Старом Свете останется Великобритания. А значение Германии, этой собирательницы европейских земель, для Вашингтона снизится.
Как сложатся политические отношения США с лидерами стран ЕС, особенно ли там к власти придут новые, национально ориентированные элиты — Марин Ле Пен и другие?
Национально ориентированные элиты разных стран дружны до тех пор, пока национальные интересы одной страны не входят в противоречие с интересами другой. Трамп обещает прагматичную внешнюю политику, базирующуюся на экономическом интересе. Если США не придется тащить экономику Европы на собственной шее, отношения будут складываться неплохо. Но, думаю, Европа всё же получит от США счет за все предоставленные ранее авансом услуги. Это может в итоге как увеличить зависимость Европы от Америки, так и подтолкнуть ЕС к диверсификации экономических связей и восстановлению полноформатных отношений с Россией. В любом случае ослабленной миграционным кризисом и другими проблемами Европе в одиночку все вопросы не решить.
Трамп заявлял о введении 45%-ной пошлины на китайские товары. Возможно ли это — ведь американцы лишатся дешевого и качественного импорта?
Очень удивлюсь, если заградительные пошлины появятся моментально, без предварительных переговоров и подготовки. Задача Трампа — сделать так, чтобы американцы увидели при его администрации позитивные перемены. Он не пойдет на ухудшение жизни простого американца. Вводя пошлины, которые удорожат китайские товары в США, он должен что-то предложить взамен. Что-то — это товары местного производства. Они должны появиться, а значит, должны заработать заводы, которые их будут выпускать. Это довольно длительный процесс.
Способен ли Трамп добиться отмены санкций против России?
А перед ним и не стоит такой задачи. Дело в том, что в экономическом плане санкции не наносят практически никакого вреда США. Внешнеторговые связи России и США незначительны. Потому тема антироссийских санкций не является для Трампа приоритетной. Думаю, Трамп будет использовать санкции как предмет для торга с Россией. Он уже де-факто это начал, предположив возможность отмены санкций в случае подписания нового соглашения между Россией и США о сокращении ядерных вооружений. Впрочем, не будем гадать и дождемся встречи Трампа и Путина. Она в любом случае станет определяющей для нового этапа наших отношений, той печкой, от которой и будем плясать.
https://eadaily.com/ru/news/2017/01/30/tramp-takoy-zhe-proekt-transnacio...