9 ЯНВАРЯ. "ГЛОБУС БЕССАРАБИИ"

Иллюстрация: «Сдача турками крепости Бендеры князю Потёмкину - Таврическому 4 ноября 1789 года».

Незаметно пролетели новогодние и рождественские праздники, и вот уже шагает по планете две тысячи семнадцатый, обещающий нам (по мнению профильных специалистов) революционные события и всемирную благодать.

И я склонен этому верить, ибо нынче молдавский президент уже отдыхает с семьей в Сочи, а его ближайшее окружение намекает на неформальную встречу своего шефа с Владимиром Путиным.

И это накануне официального визита Игоря Додона в Москву, запланированного на семнадцатое января. Согласитесь, тут не только в мировую революцию поверишь, но и в переселение душ.

А вот встреча в Бендерах главы молдавского парламентского государства с приднестровским Президентом Вадимом Красносельским стала ледяным душем для кишиневских националистов.

Они обвинили Игоря Николаевича во всех смертных грехах и пообещали создать максимум неудобств, при минимуме позитивных контактов с истинными руководителями страны.

Хотя два руководителя осознанно не касались политической составляющей, заранее определив тематику переговоров на тему «дабы лучше людям жилось». Речь шла о свободе перемещения граждан, железнодорожном сообщении, признании приднестровских документов об образовании и автомобильных номеров, проблемах с мобильной связью и другими вопросами жизнедеятельности двух соседних государств.

И если Игорь Додон первым анонсировал бендерскую встречу на своей странице в Фейсбуке (что позволило ряду товарищей намекнуть на определенное давление и диктат), то Вадим Красносельский не остался в долгу и сразу расставил фигуры по местам – никакого обсуждения статуса! Так оно и вышло по итогу.

После официальной части президенты посетили Храм Святого Благоверного князя Александра Невского и исторический военно-мемориальный комплекс «Бендерская крепость», возложив цветы к памятнику Александру Ярославичу, святому Русской Православной Церкви.

Кстати, вспоминая наше славное прошлое, самое время напомнить о том, что именно девятого января 1792 года (ровно двести двадцать пять лет назад) в городе Яссы Молдавского княжества, между Россией и Османской империей был заключён мирный договор, положивший конец очередной русско-турецкой войне.

Переговоры с русской стороны возглавлял светлейший князь Григорий Потёмкин (после его смерти - граф Александр Безбородко), а с османской - великий визирь Юсуф-паша.

Соглашение подписали от имени Российской империи генерал - поручик Александр Самойлов, генерал-майор Иосиф де Рибас, статский советник Сергей Лашкарёв. От имени блистательной Порты рейс - эфенди (министр иностранных дел) Абдулла эфенди, Ибрагим Исмет бей и Мехмед эфенди.

Ясский мирный договор подтверждал условия соглашения от 1774 года, переход в состав России Крыма и Кубани. Новая граница с Османской империей была установлена по Днестру, россиянам перешли земли между Южным Бугом и Днестром, ибо за Петербургом было закреплено всё Северное Причерноморье.

На Кавказе границу установили по реке Кубань, турки отказались от всех претензий к Грузии и обязались не предпринимать враждебных действий в отношении грузинских территорий.
Договор не отвечал в полной мере амбициям Екатерины Второй, но, тем не менее, имел весьма важное значение для Российской империи.

«Между Ея Императорским величеством самодержцею всероссийскою и Его Султановым, их наследниками и преемниками престолов, також между их верноподдаными государствами отныне и навсегда…», - так начинался русский вариант утвержденного текста.

И ни слова об Украине, Румынии и Молдове. Более того – согласно Договору, бОльшая часть нынешней территории ПМР присоединялась к России. Маловеры – можете посмотреть и убедиться, всех остальных – с праздничной датой в календаре.

Возвращаясь же в день нынешний, хочу поделиться следующими наблюдениями: особого ажиотажа визит Игоря Додона в Приднестровье на его родине не вызвал. Даже прогуливающий работу столичный мэр удостоился бОльшего числа публикаций, чем глава государства.

Президенту не верят, сомневаются в его возможностях и умении договариваться с позиции силы.

Стоило ему лишить молдавского гражданства экс-президента Румынии Траяна Бэсеску, как в Конституционный суд обратился депутат от ЛДПМ Григоре Кобзак с просьбой признать Указ неконституционным.

"Подача данного заявления обусловлена твердым убеждением автора, что Бэсеску является хорошим и искренним другом Республики Молдова и ее гражданином. Наш долг - оказать ему моральную поддержку", - утверждает депутат.

Теперь в столичных кафе и ресторациях принимают ставки: на чьей стороне окажется КС, и каким будет его решение. И многие ставят на «восстановление справедливости и торжество Траяна».

Подобное решение станет серьезным вызовом для Игоря Додона и его команды, но давайте не будем торопить события.

Благо есть и иные поводы для обсуждения, например, письмо лидера Демпартии Влада Плахотнюка, направленное самому Дональду Трампу.

Владимир Георгиевич сообщает избранному американскому президенту о том, что Молдова хочет быть мостом, а не полем боя между Востоком и Западом, и рассуждает об исторической миссии своей (во многих смыслах) страны.

Автор убедительно просит не забирать «нашу мечту о более глубоких связях с Западом» в угоду вашингтоно - московского потепления. Волнуясь, искренний патриот переходит на морскую терминологию: «последнее, что мы хотим, - это ослабить швартовые к Западу, мы уверены, что видение избранного президента Трампа может положительно преобразовать обстановку в плане безопасности в нашем регионе».

А вот он уже устремляется в космос: «Молдова не хочет быть притянутой обратно к орбите Москвы», двигает фигуры: «мы также знаем, что не можем процветать, будучи лишь пешкой в борьбе за власть между Востоком и Западом» и прогнозирует: «Соединенные Штаты продолжат поддерживать наш исторический путь к своему естественному дому в европейском сообществе».

А затем следует кусок, явно надиктованный автору где-то за океаном. Ибо степень антироссийской риторики здесь узнаваема и ожидаема. Читаешь и видишь барышню Вику Нуланд на киевских баррикадах с пакетом печенек. Судите сами: «К сожалению, в течение большего числа из последних 25 лет независимости Молдова была горячей точкой на передовой соперничества между Россией и Западом.

И это может быть только отрицательным фактом для такой маленькой страны, как наша, о чем свидетельствует постоянная поддержка Россией Приднестровья, сепаратистского региона в международно признанных границах Молдовы, где дислоцированы российские войска численностью 2500 человек.

На протяжении более двух десятилетий приднестровский конфликт угрожал безопасности Молдовы и стабильности Восточной Европы. Но если Соединенные Штаты и Россия способны наладить новые отношения, более направленные на сотрудничество, чем на конфронтацию, это может помочь благоприятствованию конструктивным шагам в урегулировании сепаратистского противостояния не только в Приднестровье, но и в территориальных конфликтах в Крыму в Украине, а также в Южной Осетии и Абхазии в Грузии».

Как вам масштабы и риторика? Вот и я о чем. Стратег, радетель о судьбах Европы и остального мира. Кость в горле – Россия, Приднестровье и две тысячи пятьсот миротворцев. Помогите, люди добрые, избавьте от напасти, а мы в долгу не останемся, ибо «большинство молдаван хотят быть прозападного толка, не будучи антироссийского».

Тут нужно додумывать, ибо лихо закручено, ну а далее идет «сердечно - сосудистый привет» Игорю Додону и оптимистам из профильных российских ведомств: «Безусловно, в предвыборной борьбе с почти равными шансами на успех за церемониальный в основном пост президента – пост с ограниченной конституционной властью и недостаточным влиянием на внешнюю политику – наши избиратели недавно избрали кандидата, который охарактеризовал себя как пророссийского.

Тем не менее, наше правительство управляется прозападной коалицией, возглавляемой Демократической партией Молдовы, которая приближает Молдову к ЕС и проводит в жизнь всесторонние реформы в рамках нашего соглашения об ассоциации с ЕС.

Посредством нашего соглашения об ассоциации с ЕС и нашей утвержденной дорожной карты 2016 года Молдова принимает решительные меры против политической коррупции, освобождая свою экономическую систему и усиливая верховенство закона.

В свою очередь, мы получаем практические стимулы для нашей экономики в целях диверсификации и модернизации, включая расширение двусторонней торговли с ЕС, на долю которого приходятся 62 процента экспорта нашей страны.

Пострадав при коммунизме в течение почти полувека, и борясь с коррупцией на протяжении многих лет, Молдова стремится к демократии со свободным рынком и верховенству закона. Мы смотрим на Запад как на экономическую и политическую модель, поскольку мы принимаем ценности свободы и демократии».

Пострадавший от коммунизма Владимир Георгиевич, прямо и конкретно говорит об избранном пути и приоритетах парламентского большинства, управляющего страной.

И эффектно заканчивает письмо уклюжей лестью и признанием в любви: «Для Соединенных Штатов и Молдовы это должно быть моментом обещания, не опасности. Мы уверены в обновлении отношений между США и Молдовой в 2017 году и далее, поскольку мы отмечаем 25-летие дипломатических отношений. В нашем конкретном сотрудничестве символизм должен соответствовать способствованию.

Если Соединенные Штаты и Россия начнут размораживать свои отношения, то это станет только хорошей новостью для Молдовы. Мы находимся на пути к нашей конечной цели – процветающей, предпринимательской демократии, отстаивающей правовые и конституционные нормы, которая смотрит на Запад и поддерживает теплые отношения со всеми своими соседями.

В этом стремлении Соединенные Штаты и ЕС являются нашим вдохновением, и мы ожидаем, что вы по-прежнему будете нашими партнерами».

Интересно – за каким «вдохновением» уехали в Россию восемьсот тысяч граждан Молдовы?! Или автор не берет их во внимание, концентрируясь на установках вашингтоно - брюссельских обкомов? В любом случае – письмо есть продуманный и беспардонный вызов тем начинаниям и планам, которые декларирует Игорь Додон в преддверии московского вояжа.

Типа «у вас своя свадьба, у нас свое родео». Не зря ряд аналитиков воспринимают послание некой программной речью перед самоназначением на пост премьер – министра. Чем «бесы» не шутят, с них станется!

А пока на автора письма гневно обрушился лидер Партии «Платформа Достоинство и Правда» Андрей Нэстасе, не стесняясь в выражениях и сравнениях: «Молдаване, вспомните, как политический и уголовный сутенер советского и неокоммунистического происхождения, которому за последние шесть лет путем подкупа и шантажа удалось захватить все политические, правоохранительные, исполнительные и регулирующие государственные институты, коррупцией скроить антинародное парламентское большинство, похитить более трети валютных резервов государства, отмыть более 30 миллиардов долларов русской мафии, выражал уверенность, что в результате подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и мероприятий по реформам, предпринятым правительством в соответствии с «дорожной картой», в Молдове будет ликвидирована политическая коррупция, что сделает экономическую систему страны более свободной и укрепит правовое государство.

Вот как за наши деньги преступник регионального масштаба пытается обмануть весь мир, что он реформатор европейской сущности, а параллельно он все более настойчиво ищет теневые подходы к определяющим политику лицам в Москве. Одного из своих посланников он недавно сделал президентом. Картонным конечно».

Чемпион Молдовы по «сливанию общественных протестов», «поп Гапон» местного разлива Андрей Нэстасе, смешал в одном графине портвейн с сухим белым, но его уверенность в продолжающейся дружбе Д и П, как мне кажется, небезосновательна.

Что же до русской мафии и теневых подходах, то здесь экс-трибун явно погорячился, видимо, начинают сказываться плотные отношения с Маей Санду и «силами зла».
Оные в Молдове заметно активизировались, как всегда бывает при разрастающейся пропасти между ветвями власти. И если кто-то мечтал о политическом кризисе в масштабах государства, его можно «поздравить», цель практически достигнута.

Досадно, что при подобном раскладе более других может пострадать Приднестровье, коему попробуют прописать роль «разменной карты». Мол, в обмен на определенные подвижки в разблокировании молдавско-украинских экономических санкций и незначительные преференции, Тирасполь вынудят на статусные уступки.

Я всячески приветствую категоричность в данном вопросе президента Вадима Красносельского и думаю, что там, где надо, помнят про лето девяносто второго года.

И не надо здесь произносить сакраментальное: давайте дождемся инаугурации Трампа, которому пишет письма Влад из Молдовы. Если скромная, первая за восемь лет встреча в Бендерах вызвала столько негатива, то можно себе представить реакцию на конструктивные и позитивные шаги по укреплению экономических связей двух берегов Днестра.

Которых никогда не допустит (и не нужно меня переубеждать) нынешнее правительство Молдовы, «заточенное» под Евросоюз и яблоки для Москвы.

Так как же быть Тирасполю - спросит неравнодушный читатель. Отвечаю: работать, двигаться заданным курсом, не верить пустым обещаниям и надеяться на Бога, свои силы и две тысячи пятьсот российских солдат, которые не дают спокойно спать любителю эпистолярного жанра.

На сим позвольте откланяться, всего вам самого доброго, уверенности в завтрашнем дне и позитивного настроения.

И не забудьте поднять бокал за двести двадцать пятую годовщину со дня вхождения Приднестровья в состав России. УРА!