Майдан-3 на Украине: пространство для политического маневра Киева сужается

«Золотое правило» украинской политики гласит, что сокращение «кормушки» при неизменном количестве желающих получить к ней доступ неизбежно ведет к ожесточению противостояния между финансово-политическими группами.

Судя по всему, на Украине постепенно разгорается очередной «бунт миллионеров против миллиардеров» — политсилы «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Оппозиционный блок», «За жизнь!», выступающие соорганизаторами акций протестов под социально-экономическими лозунгами у правительственных учреждений в Киеве, в условиях роста своих рейтингов пытаются дезинтегрировать нынешний хрупкий политический баланс с целью выйти на досрочные парламентские выборы. А по возможности — еще и на президентские. «Пробный шар» уже запущен — депутаты Рады продемонстрировали документ об импичменте Петру Порошенко, который, якобы по инициативе Тимошенко, должен был зачитать старейший парламентарий Юрий Шухевич.

Надо сказать, что конец осени-зима 2016/2017 — наиболее подходящее время для изменения конфигурации власти. Во-первых, уровень социального недовольства граждан достиг максимума за время правления «команды европейских профессионалов» по причинам роста коммунальных тарифов в 4,5−6,5 раз, урезания социального пакета, безработицы, потери банковских вкладов, публикации электронных деклараций власть имущих и т. д. Проводимая киевским правительством ультралиберальная антисоциальная политика, сопровождаемая фантастическим обогащением правящего класса в рекордно короткие сроки, делегитимизировала власть в глазах общества (даже той части, что ранее была лояльна майданному режиму) — рейтинги правящих партий «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» суммарно едва превышают 10%.

Во-вторых, происходят изменения в Вашингтоне в связи с избранием Дональда Трампа, что приводит к ослаблению контроля США (временного?) над украинским правящим классом. К тому же, новый американский посол Мари Йованович в отличие от своего предшественника Джеффри Пайетта обладает куда меньшими инструментами влияния на украинский истеблишмент. Таким образом, украинские финансово-политические группы располагают «окном возможностей» для определенной трансформации власти без оглядки на Вашингтон.

Вместе с тем, киевский режим явно ставил на победу Хиллари Клинтон, раскручивая скандал с главой штаба Трампа, политтехнологом Полом Манафортом, который ранее работал на «Партию регионов» и «Оппозиционный блок». Наработанные связи с Манафортом представляются хорошим шансом для «пророссийских» олигархов из «Оппоблока» (Юрий Бойко, Вадим Новинский, Дмитрий Фирташ) выйти в фавориты Вашингтона на следующий электоральный цикл в рамках диалога США с РФ по украинскому вопросу. Тем более, что представители «ОБ» имеют контакты с Москвой, а также оперируют серьезными финансовыми и медийными возможностями. Вероятно, внешние суверены, найдя компромисс, дадут согласие на досрочные выборы, на которых «ОБ» предоставится возможность собрать хороший «урожай» с электорального поля Юго-Востока.

В-третьих, происходит эрозия управленческой вертикали Порошенко на местах. Увеличивается количество областей, над которыми президент Украины теряет контроль — а их и без того было немного, порядка 8−10 (из 24). В частности, в сентябре в Херсонском облсовете фактически произошел переворот, когда местные депутаты тайным голосованием отрешили от власти его главу Андрея Путилова, ставленника «Блока Петра Порошенко». Новым главой облсовета избран представитель «Батькивщины». Местные элиты постепенно «наводят мосты» с лидерами следующего политического цикла — судя по соцопросам (хотя многие из них имеют заказной и тенденциозный характер), в них выбиваются «Батькивщина» и «Оппозиционный блок». К слову, «Батькивщина» Тимошенко на сегодняшней день осталась единственной полноценной партией на Украине (после разгрома «Партии регионов» и Компартии) — с полностью выстроенной горизонтальной структурой, покрывающей все избирательные участки.

В оппозицию к Порошенко переходят и вчерашние соратники. В частности, ушедший в отставку с должности губернатора Одесской области Михаил Саакашвили, который объявил о создании новой партии, чьей целью должна стать перезагрузка украинского правящего класса в результате досрочных парламентских выборов. Между прочим, Михаил Николозович далеко не один год знаком с Трампом — и наверняка будет предлагать свои услуги новому президенту США в качестве главы украинского правительства.

В целом, количество оппозиционных к Порошенко сил увеличивается — для одних он изначально нелегитимен, для других — «второй Янукович», для третьих — недостаточно жесткий по отношению к Донбассу и России (прежде всего ультранационалисты, структурировавшиеся в «Национальный корпус» под предводительством Андрея Билецкого). Отметим, что организация военного переворота руками националистов, о чем ходят слухи последние несколько месяцев — задача сугубо технологическая (тем более, что лояльность силовых структур к власти весьма низкая), но усложняется крайне малыми шансами легитимизироваться в глазах вашингтонского и брюссельского истеблишмента и высокой вероятностью окончательной атомизации Украины.

Пока что политическое противостояние внутри центральной власти, сопровождаемое уличной активностью, выглядит как борьба за сужающееся «корыто» между крупными игроками украинского политического пространства. Важно понимать, что после зачистки политического поля в течение последних трех лет, никаких отличий между различными финансово-политическими группами Украины нет — ни классовых, ни идеологических. Нет ни конструктивных программ относительно выхода из системного социально-экономического кризиса, ни понимания, что же делать Украине на внешнеполитической арене — есть только оголтелый популизм и желание прорваться на вершину «пищевой цепочки», подмяв под себя все коррупционные потоки и схемы.

В то же время управляемые протесты в какой-то момент, учитывая уровень социального недовольства, могут выйти из-под контроля — это приведет к полноценному «майдану-3» с катастрофическими последствиями. Пока что уровень социальной энтропии центральная власть пытается регулировать, обвиняя всех оппонентов в «работе на Кремль», но при продолжении деструкции государственных институтов и экономического базиса, КПД пропагандистской риторики власти будет стремиться к нулю.

Страны: 
Эксперты: