Воля народа является основой государственной власти. Эта воля находит выражение в свободных выборах, проводимых периодически на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании. Государство гарантирует свободу волеизъявления граждан путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.
Столь весомые и пафосные слова я прочитал сегодня, зайдя на сайт ЦИК Республики Молдова. Оный ресурс доступен на румынском, английском и русском. На государственном языке (молдавском – Н.Л.) здесь выражаться не принято. Ибо, они же теперь почти румыны, сами понимаете.
«В упор» не замечающий Конституцию страны ЦИК, до двенадцати часов дня еще не поделился официальной цифирью, значит, будем довольствоваться иными источниками.
Неделю назад «сами знаете кто» обозначил второй тур. Исходя из поставленной задачи, все так и случилось. Социалист и «надежа Кремля» Игорь Додон дожимал до заветного «полтинника» из последних сил, но его остановили на отметке сорок восемь и три (подсчитано 99,28 процентов голосов).
В промежуточной победе Игоря Николаевича мало кто сомневался, благо, кроме фотографий по случаю и видеосюжетов на память она ничего не дает.
Столь же уверенно специалисты и аналитики-любители из Фейсбука прогнозировали безусловное второе место «проамериканской комсомолке» Майе Санду.
После того, как «сами знаете кто» дал команду Мариану Лупу самоликвидироваться, уроженка села Рисипень подхватила, выпавшее было, знамя «евроинтеграции» из слабеющих мужских рук и стремительно взошла на баррикаду, наскоро собранную из европейских ожиданий и американских посулов.
У барышни тридцать восемь с небольшим баллов и нешуточные перспективы стать первой женщиной-президентом Молдовы. Причем, через пять дней после того, как в Белый дом, не дай Бог, вернется (уже в другом качестве) Хиллари Клинтон.
Почему я весьма настырно увязываю два (в мегатонны разных по статусу) события? Всё просто, как десять леев. Наша Майя закончила Гарвардский институт государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди, а затем два года примерно трудилась советником исполнительного директора Всемирного банка в славном городе Вашингтоне.
Во времена ее руководства Министерством просвещения, на всеобщее обсуждение вынесли проект нового Кодекса об образовании. Согласно этому начинанию, английский язык может стать обязательным в учебных планах, а русский язык будет изучаться в школах факультативно (по выбору).
В конце прошлого года Санду вдруг (!) объявила о создании собственного проевропейского политического образования – партии «Действие и солидарность», возглавив его в мае 2016-го.
Разумеется, выдвинулась кандидатом в Президенты, с шиком провела избирательную кампанию, рассказывая об особых отношениях с сильными мира сего по обе стороны океана, гордо дистанцировалась от «сами знаете кого», снисходительно принимала виртуальные приношения от Мариана Лупу и Андрея Нэстасе и вышла во второй тур.
А вот третье место занял известный молдавский журналист Дмитрий Чубашенко, с чем я его от всей души поздравляю. Коллега шел на выборы от «Нашей партии» Ренато Усатого, на встречах с избирателями обличал врагов Молдовы по полной программе, за что и получил свои сенсационные шесть процентов с хвостиком.
Сейчас в молдавской блогосфере слышен «плач Ярославны» по поводу того, что этот самый Чубашенко оттянул голоса у Игоря Додона и не дал состояться победе социалистов уже вчера.
Наивные люди. Верят в Деда Мороза, Снегурочку и торжество справедливости. Словно забыли про бесов с улицы Матеевича. Почитали бы лучше материал Томаса Хейне на сайте inosmi.ru.
Вот вам небольшая цитата, с сохранением написания фамилий: «Вне зависимости от того, кто выиграет президентские выборы в Молдове, доминирующим политиком Молдовы останется по-прежнему Влад Плаотниук (Vlad Plahotniuc), самый богатый человек страны. Он - один из самых ненавидимых людей Молдовы, но немногие его критики говорят, что он является пророссийским политиком, он скорее «про-Плаотниук».
У Плаотниука мало формальных властных полномочий, но он контролирует политическую систему, имея нетривиальный титул «исполнительный координатор коалиционного совета правительства Молдовы».
Он призвал народ голосовать за Майю Санду, но ряд тактических маневров перед выборами, а также преследования, которым подвергалась Санду со стороны телестанций Плаотниука, заставили многих поверить, что он предпочитает Додона в качестве президента».
Получается, иностранцы лучше разбираются в предвыборной ситуации, чем страждущие граждане суверенной страны.
Оставим на их совести голословные обвинения и двигаемся дальше.
Прямо к краю пропасти в политическую безвестность, куда «гикнулись» Юрие Лянкэ, Михай Гимпу и прочие кандидаты за которых голосовали родственники и коллеги по работе.
Цифры там настолько ничтожные, что за них и говорить-то не хочется. Упомянем лишь занявшую последнее место ярую националистку Анну Гуцу из прорумынской партии «Правые».
За мадам Гуцу отдали свои голоса две тысячи четыреста человек. В советские времена, кои так ненавидит номинантка, на свадьбы сельские больше народа ходило!
И готовили тогда несравнимо лучше, чем сегодня в кафе-баре «Fiesta» при Международном независимом университете Молдовы (ULIM).
Кстати, бар принадлежит первому заместителю ректора Анне Гуцу. Сигареты и спиртное для заведения закупает сын - Аугустин Гуцу.
Помогает ему Ромина Бьянка Гуцу, советник мамы на институтской ставке. Такой вот семейный портрет на фоне коктейлей и мамалыги.
Но давайте вернемся к итогам первого тура. Благо они уже прорисовываются и заслуживают оценочного суждения.
Я не стал бы впадать в эйфорию по поводу временного лидерства Игоря Додона. И уж тем более не спешил с присвоением ему титула «большого и верного друга России».
Помните у классиков: «поезжайте в Киев и спросите там, что делал Паниковский до революции». Так и в Кишиневе, Комрате и Тирасполе вам расскажут о «подвигах» Игоря Николаевича.
И его роли в назначении прорумынского президента Николая Тимофти, крахе коммунистической идеи Молдовы, ничем не завершившихся многотысячных акциях протеста и прочих, важнейших для страны моментах.
Уже сегодня российские порталы пестрят материалами о том, что Молдова разворачивается на восток, налицо победа здравого смысла, евразийские почтальоны стучатся в кишиневские двери.
Вот и председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий нескрываемо торжествует: «Думаю, что с большой вероятностью победу все же одержит Игорь Николаевич Додон, но это мой личный прогноз, который может и не сбыться. Тем не менее, отмечу, что он не пророссийский, как многие говорят, а промолдавский кандидат в президенты, именно поэтому он пользуется большой популярностью в обществе, которое устало от надуманного антагонизма с Россией. Додон выступает за конструктивное сотрудничество с Россией и за набирающими силу структурами ЕАЭС. Как лидер партии социалистов ставит здравые цели и говорит о реальных способах и планах по их достижению. В случае его избрания и визита в Москву, думаю, мы начнем переговоры по возможному включению Молдавии в проекты Евразийского союза».
И сразу одобряющий гул в зале, и «со второго ряда подхватывает» экс-представитель Молдавии в ООН и Совете Европы Алексей Тулбуре: «В ЕС нас никто не приглашает, и мы настолько не соответствуем критериям стран-кандидатов, что это нам в ближайшее время точно не светит. При этом в настоящее время большинство населения выступают за вхождение в ЕАЭС, по крайней мере, у нас есть эта гипотетическая возможность. В случае победы Игоря Додона будут улучшены отношения с Россией, и надеюсь, сняты ограничения на импорт молдавской продукции на российский рынок, а сотрудничество получит новое развитие. От нынешних же выборов люди ждут перемен, касающихся внутренних проблем, главные из которых - борьба с коррупцией и улучшение экономической ситуации. Люди ожидают от будущего президента реального сопротивления тому режиму, который сложился за последние годы. Фактически президент должен стать лидером антиолигархической борьбы в стране».
Где-то я подобное уже слышал. Году в 2004-м и немного позже. Чем там все закончилось, не мне вам рассказывать, сами знаете. Почему мы всегда выдаем желаемое за действительное, стараемся видеть в просто «хорошем парне», едва ли не мессию и бескомпромиссного борца со злом?!
Да, нам крайне обидно за обыски россиян в кишиневском аэропорту, за стремительную румынизацию Молдовы, за воинствующую и оскорбительную риторику (незаслуженную) в отношении России, за молдавско - американско - румынские учения у самых границ Приднестровья.
И нам хочется изменить ситуацию, притянуть за уши заблудшую молдавскую душу и трижды расцеловать ее в знак прощения.
А тут как раз Игорь Николаевич со своей фракцией социалистов в парламенте (ничего не решающей) начинает говорить пророссийские складные вещи и декларирует приверженность нашим идеям.
Хотя в его планах «федеральнуть» Приднестровье в состав Молдовы, но на сию «мелочь», видимо, не обращают внимания, главное – стратегическая линия.
А зря. «Эффект граблей» никто не отменял, тем более в центре Европы, где самая бедная страна континента замерла в томительном ожидании и тревоге.
И здесь, мне кажется, весьма уместна точка зрения политолога Алексея Мартынова, которому молдавские власти без объяснения причин на пять лет запретили въезд в РМ.
Открываем «Парламентскую газету» и читаем: «Санду справедливо полагает, что её электорат - молодёжь. Вполне возможно, что будут организованы какие-то уличные акции, пусть на улице уже и не так тепло.
Второй ресурс - это переговоры и попытка консолидации со всеми кандидатами, кроме Додона, хотя возможно и с Додоном тоже – ведь это Молдавия, где публичная политика является предметом торга.
Никаких иллюзий у меня по этому поводу нет, скорее всего, второй тур выиграет именно Санду. Такой сценарий у «кукловода» молдавской политики олигарха Владимира Плахотнюка. Сценарий, предусматривающий два тура, был предусмотрен с целью создать видимость «демократических» выборов.
Что касается Додона - он исчерпал весь свой ресурс уже в первом туре. Несмотря на относительный успех во вчерашнем голосовании, вряд ли во втором туре он сможет мобилизовать дополнительное число избирателей».
О «дополнительном числе избирателей» мечтают очарованные оптимисты и уже добавляют в копилку Игоря Додона шесть «чубашенковских» процентов. Почему ему, а не Майе Санду – риторический вопрос. Так хочется.
Между тем, если во втором туре выиграет женщина, мужчина, скорее всего, вряд ли согласится с поражением и попытается вывести людей на улицы, дабы водить опять хороводы возле дома «сами знаете кого» и рядом с правительственными зданиями.
А некоторые «горячие головы» могут пойти на штурм ЦИКа или Парламента (сколько раз уже ходили), порой и на стол спикера, «по - большому».
Бензинчик, спичечки, арматурочка «неожиданно» под руку подвернутся, а то и ружьишки, кои ждут своего часа, дабы выстрелить в третьем акте. Не дай Бог, конечно.
И вот тогда сразу все вспомнят про друзей мужчины, про страну, где о нем так хорошо говорят. И начнется опять вселенское чудо-представление. Кукольный театр.
Заметьте, я не «вангую», но опасаюсь. Ибо был в 1992 году в Приднестровье и с тех пор категорически против любого силового сценария.
Пусть день тринадцатого ноября войдет в историю Молдовы, как праздник торжества демократии и здравого смысла.
Благо Президент РМ практически ничего не решает, что и подтвердил своим едва заметным правлением Николае Тимофти.
Отсюда и непонимание восторженной риторики, как внутри Молдовы, так и за ее пределами, по поводу ожидаемой победы Д или С. Один в поле не воин.
Государственный курс или его отсутствие определяют консолидированные усилия нескольких групп, собранных вместе под конкретную задачу.
Мы с вами помним многолетнюю гегемонию молдавских коммунистов, смутные времена, беспрезидентство, массовые протесты, митинги, штурмы. Казалось бы – вот сейчас, вот завтра наступит эра благоденствия, добра и вменяемых шагов, но опять безнадега и хаос.
Управляемый. «Сами знаете кем». Вот и думай, гадай, как оно дальше сложится, если молдавский спикер летает на доклады и инструктаж в Вашингтон, а молдавские гастарбайтеры летят вкалывать в Москву и дальше, по всей России.
А мне хочется и желается, чтобы молдавский спикер летал на доклады и инструктаж в одном самолете с молдавскими гастарбайтерами.
И воплотить мою мечту в жизнь при желании можно месяца за три-четыре. Без оптимистичных материалов в СМИ, но посредством жесткой и конкретной позиции, продуманных действий и безошибочных решений. Ведь мы же умеем, когда хотим!
На сим у меня всё, до встречи через неделю и не забывайте прописную истину: побеждает тот, кто побеждает во втором туре!